Решение по делу № 33-2529/2013 от 24.04.2013

Судья Олейник И.И. № 33-2529/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Голикова А.А. и Головкова В.Л.

при секретаре Вахниной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании 6 мая 2013 года

дело по апелляционной жалобе Пулялина А.А. на решение Сыктывкарского городского суда от 26 февраля 2013 года, по которому отказано Пулялин А. А. в удовлетворении исковых требований к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий по использованию разделительной перегородки при свиданиях Пулялина А.А. с защитниками нарушающими личные неимущественные права и другие нематериальные блага, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления дальнейших свиданий с защитниками без разделительной перегородки, взыскании ... рублей компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пулялин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, в котором просил признать, что ответчик своими действиями, выраженными в том, что в период с 21.12.2011 г. по настоящее время, представляя ему свидания с защитниками, использовал разделительную перегородку (клетку, сделанную из железных прутьев) между ним и защитником, чем допустил нарушение личных неимущественных прав и других нематериальных благ; возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем предоставления дальнейших свиданий с защитниками без разделительной перегородки; взыскать с ответчика ... руб. компенсации морального вреда.

На основании ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Пулялина А.А.

Представители ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми /..../ и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми /..../ с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Пулялин А.А.с решением суда не согласен и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

Судом установлено, что Пулялин А.А. является осужденным к ... с отбыванием наказания в исправительной колонии .... В ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми содержится с 21.12.2011 г. по настоящее время изолированно от других лиц, содержащихся под стражей в СИЗО-1, в порядке ст.77.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ /на основании постановления судьи Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> – в целях участия в судебном разбирательстве по уголовному делу/.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.

В силу ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст.77.1 УИК РФ предусмотрено, что при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» /далее – «Закон»/, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда /в данном случае – в порядке ст.ст.125-127 УИК РФ/.

Порядок и условия предоставления свидания с защитником и иными лицами определен ст.48 Конституции Российской Федерации, ст.ст.17-18 Федерального закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 г. №189 /далее – «ПВР»/.

Согласно ч.1 ст.15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений /ст.16 Закона/.

Пунктом 143 ПВР регламентирован порядок предоставления свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, согласно которому свидания подозреваемых и обвиняемых проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником осуществляются наедине без разделительной перегородки и без ограничения их количества и продолжительности. Свидания могут проводиться в условиях, позволяющих сотруднику СИЗО видеть подозреваемого или обвиняемого и защитника, но не слышать /п.145 ПВР/.

Требования к оборудованию помещений (следственных кабинетов) СИЗО регламентированы Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста РФ от 04.09.2006 г. №279 /далее – «Наставление»/.

Согласно пп.23 п.60 Наставления в следственных изоляторах оборудуется следственное отделение, кабинеты которого оборудуются решетчатыми перегородками из вертикальных прутьев круглой стали и поперечных полос 200 х 100 мм, отделяющими место, предназначенное для допрашиваемого, от остального пространства кабинета.

Как следует из материалов дела в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми оборудованы следственные кабинеты, которые предназначены для встреч следователей и адвокатов с лицами, содержащимися под стражей; данные помещения оборудованы решетчатыми перегородками, ячейки которых достаточно велики, имеется отверстие для передачи документов, т.е. имеется возможность для ознакомления с материалами уголовного дела и написания собственноручно жалоб и заявлений. В то же время наличие решетчатой перегородки служит целям обеспечения безопасности.

Отказывая в удовлетворении заявления Пулялину А.А. суд правильно указал, что наличие решетчатых перегородок в следственных кабинетах следственного изолятора, отведенных для свиданий граждан, содержащихся в данном учреждении, с защитниками (адвокатами), не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку он не лишен возможности непосредственного общения со своим защитником (адвокатом) и получения юридической помощи, поэтому нарушения неимущественных прав заявителя со стороны администрации ФКУ СИЗО-1 не имеется.

В то же время, как правильно указал суд, решетчатая перегородка, установленная в следственных кабинетах, отличается по своему функциональному назначению от разделительной перегородки, которая установлена в комнатах свиданий лиц, содержащихся в СИЗО с посетителями (родственниками и иными лицами, кроме защитников) и исключающая возможность непосредственной передачи каких-либо предметов.

Доводы апелляционной жалобы истца, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пулялина А.А.-без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2529/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
06.05.2013Судебное заседание
07.05.2013Дело сдано в канцелярию
07.05.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее