УИД 19RS0001-02-2021-005095-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.08.2021, г. Абакан РХ Дело № 2-3932/2021
Абаканский городской суд в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А. при секретаре Баяндиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абаканского транспортного прокурора, действующего в интересах Туляковой И.Л., к Красноярской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплат,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор, действующий в интересах Туляковой И.Л., обратился в суд к Красноярской таможне с исковыми требованиями о взыскании задолженности по компенсации при увольнении в размере 40 719 руб., по оплате компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 12854,97 руб., сумму денежной компенсации за нарушение сроков выплат в сумме 5 396,69 руб., указывая, что Тулякова И.Л. работала в Хакасской таможне, была уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. Указанные в иске выплаты рассчитывались ответчиком с нарушением действующего законодательства – Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, без учета сумм, выплаченных работнику в виде материального стимулирования.
Материальный истец Тулякова И.Л. в судебное заседание не явилась, была извещена о нем надлежащим образом, направила в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд, руководствуясь ст.ст. 45, 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие материального истца.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, старший помощник Абаканского транспортного прокурора Костенко А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель Красноярской таможни по доверенности Саргина Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске отказать, приводя доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, ссылаясь на п.п. 2, 6, 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; суду пояснила, что материальное стимулирование в перечень дополнительных выплат не входит, при исчислении денежного содержания гражданских служащих учёту в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ не подлежит.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на ДД.ММ.ГГГГ Хакасская таможня прекратила деятельность ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме присоединения к Красноярской таможне в соответствие с Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации Тывинской, Хакасской и Красноярской таможен».
Федеральный закон № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Тулякова И.Л. проходила государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации, последняя занимаемая ею должность – главный государственный таможенный инспектор отдела тылового обеспечения Хакасской таможни на основании Служебного контракта №ск/14 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа Хакасской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № Тулякова И.Л. уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, Служебный контракт №ск/14 от ДД.ММ.ГГГГ прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Приказу и.о. начальника Хакасской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-К об увольнении Туляковой И.Л. подлежит выплате компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 37 календарных дней.
Хакасской таможней при увольнении Туляковой И.Л. произведено начисление и выплата, причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 165 124,05 руб., выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 66 955,57 руб., что не отрицалось стороной истца и подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что Приказами ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1 - 4 кварталах 2019 г., в 1, 2 квартале 2020 г.
Данными Приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрения федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании вышеприведенных Приказов ФТС России Туляковой И.Л. выплачены средства материального стимулирования в августе 2019 г. в сумме 30 537 руб., в сентябре 2019 г. в сумме 27 955 руб., в декабре 2019 г. в сумме 22 313 руб., в апреле 2020 г. в сумме 19 298 руб., в июне 2020 г. в сумме 22 054 руб.
Как установлено судом, при увольнении Туляковой И.Л. были выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания – 165 124,05 руб., денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 66 955,57 руб.
При расчете вышеуказанных выплат ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования, начисленные Туляковой И.Л. в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, что подтверждается представленным ответчиком расчетом спорных выплат и не оспаривалось последним в ходе судебного разбирательства.
Возражая против удовлетворения исковых требований о взыскании не полностью выплаченных компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, перерасчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, рассчитанных без учета сумм материального стимулирования, представитель ответчика в своих письменных возражениях на иск и в ходе рассмотрения дела ссылается на положения пункта 4 части 1 статьи 14, частей 3.1, 3.2 статьи 37, частей 1, 2, 5 10 статьи 50, частей 1, 2, 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, пунктов 2, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, пришел к выводу о том, что эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания Туляковой И.Л. для исчисления компенсаций при его увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Суд полагает указанный вывод ошибочным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз.1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного Закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Туляковой И.Л. в соответствии с Приказами ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, расчете отпускных в 2020 г.
Учитывая данные обстоятельства, верность расчета истца, отсутствие возражений в отношении расчета со стороны ответчика, в пользу истца подлежит взысканию доплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, а также доплата не в полном размере начисленных и выплаченных истцу сумм отпускных за 2020 г., исходя из следующего расчета:
1/12 суммы материального стимулирования за август, сентябрь, декабрь 2019 г., апрель, июнь 2020 г. в сумме 122 157 руб. / 12 = 10 179,75 руб.
Недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного содержания: 10 179,75 руб. x 4 мес. = 40 719 руб.
Недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск в 2020 году: 10 179,75 руб. /29,3 х 43,75 дня = 12 854,97 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 84.1 и частью 1 статьи 140 ТК РФ при прекращении трудового договора работодатель обязан произвести расчет с работником и выплатить все причитающиеся ему суммы в день увольнения, а если работник в этот день не работал, то не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Частью 4 ст. 3, ст. 391 ТК РФ гарантирована судебная защита нарушенных трудовых прав, в том числе права на выплату заработной платы и других сумм, причитающихся работнику.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии с выпиской по счету дебетовой карты Гончаровой И.А. денежные средства на выплату денежного содержания поступили ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца, которому при прекращении трудового договора не была произведена в полном объеме выплата денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск, исковые требования о взыскании с ответчика денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся работнику сумм за заявленный истцом период являются обоснованными и подлежат удовлетворению с взысканием с ответчика в пользу истца в счет компенсации за нарушение сроков выплаты денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск 53 573,97 руб. (40 719 руб. + 12 854,97 руб.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 5 396,69 руб., исходя из расчета:
53 573,97 руб. х 26 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) х 4,5% /366 дн. = 417,88 руб.
53 573,97руб. х 238дн. х 4,25% /366дн.(с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)=3612,67 руб.
53 573,97 руб. х 35 дн. х 4,5% /366 дн.(с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) =562,53 руб.
53 573,97 руб. х 45 дн. х 5% /366 дн.(с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) =803,61 руб.
Итого: 5 396,69 руб. (417,88 руб. + 3612,67 руб.+ 562,53 руб. +803,61 руб.)
Следовательно, с ответчика в пользу Туляковой И.Л. подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение сроков выплат в общей сумме 5 396,69 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать в пользу Туляковой И.Л. с Красноярской таможни задолженность по компенсации при увольнении в размере 40 719 руб., по оплате компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 12854,97 руб., сумму денежной компенсации за нарушение сроков выплат в сумме 5 396,69 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд Республики Хакасия.
СУДЬЯ Т.А. БАЛАШОВА
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.