Дело № (2-9891/2023)
УИД: 54RS0№-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Заря Н.В.,
при помощнике судьи Виляйкиной О.А.,
при секретаре Манзюк И.А.,
с участием истцов Казаковой Т.В., Казакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова А. В., Казаковой Т. В. к Мэрии <адрес> о признании права собственности на жилое помещение, установлении факта проживания,
у с т а н о в и л :
Казаков А. В., Казакова Т. В. обратилась в суд с указанным иском к Мэрии <адрес>, в котором просят установить факт проживания на территории <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с /дата/ по /дата/; признать право общей совместной собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью 57,7 кв.м., жилой площадью 41,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что с 1995 года постоянно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Обратились с заявлением о приватизации жилого помещения, однако, получили отказ, ввиду того, что отсутствует информация о месте проживания истцов в период с /дата/ по /дата/. Истцы полагают, что отказ в приобретении в общую совместную собственность жилого помещения является незаконным, в виду того, что истцы с 1994 года и по настоящее время проживают в данном жилом помещении, несут бремя содержания. Указанные обстоятельства послужили основанием к обращению в суд.
В судебном заседании истцы Казакова Т.В., Казаков А.В. доводы иска поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменных возражений по существу заявленных требований в суд не направил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МКУ «Городское Жилищное Агентство» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Выслушав пояснения истцов Казакова А.В., Казакову Т.В., допросив свидетеля Ревякину Л.Д., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В соответствии со ст. ст. 35, 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности
Частью 1 статьи 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; 3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов.
В силу статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно положениям статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от /дата/ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации жилищного фонда определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом установлено, что на основании ордера № от /дата/, выданного Исполнительным комитетом Новосибирского городского совета народных депутатов, Казакову А. В. на семью в составе 4 человек: Казакову А. В., его жене Казаковой Т. В., сыну Казакову Казакову А.А., сыну Казакову Р.А. предоставлена трехкомнатная <адрес>, площадью 41,6 кв.м., расположенная в <адрес> в <адрес> (л.д. 9).
Выпиской из домовой книги подтверждается, что Казаков А.В., Казакова Т.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>, с 16.06.1995г. по настоящее время, сын Казаков А.А. снят с регистрационного учета, в связи со смертью 13.05.2023г. (л.д. 7).
Сведениями МКУ «Городское жилищное агентство» подтверждается, что <адрес> по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № включена в реестр муниципального имущества <адрес> и отнесена к муниципальному жилищному фонду социального использования (л.д. 17).
Согласно справкам №, № от 20.11.2023г., № от 06.02.2024г., выданными мэрией <адрес> в лице МКУ «Городское жилищное агентство», Казаков А.В., Казакова Т.В. не использовали право приватизации жилья на территории населенного пункта <адрес> (л.д. 18, 19).
Согласно технического паспорта помещение 287, расположенного по адресу: <адрес>, последнее имеет общую площадь 57,7 кв.м., жилую площадь – 41,6 кв.м. (л.д. 10-11).
Как следует из уведомления № истцам отказано в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора бесплатной передачи в собственность граждан жилого помещения, поскольку истцами не представлено доказательств подтверждающих место проживания в период с /дата/ по /дата/.г.
Вместе с тем, указанные обстоятельства, а именно факт проживания истцов без регистрации в спорном жилом помещении в период с /дата/ по /дата/.г. объективно подтверждаются показаниями свидетеля Ревякиной Л.Д., сомневаться в показаниях которой у суда оснований не имеется.
Статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления Казакову А.В. и членам его семьи спорного жилого помещения и их вселения, было установлено, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд, к которому относятся не только жилые дома, но и жилые помещения в других строениях. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд промышленного характера.
Аналогичное содержание имела статья 1 Закона Российской Федерации от /дата/ N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", определяющая структуру жилищного фонда как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от /дата/ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 7 Федерального закона N 189-ФЗ установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с положениями ст.ст. 53,54 Жилищного кодекса РСФСР, действующим на период спорных правоотношений, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Как усматривается из материалов дела, предоставление спорного жилого помещения и вселение в него как основного квартиросъемщика, так и членов его семьи, имело место до его передачи в муниципальную собственность и до введения в действие ЖК РФ. Наличие ордера, выданного 18.10.1994г., факт вселения в спорное жилое помещение, последующая регистрация в спорном жилом помещении, проживании в нем на протяжении более 20 лет и исполнении обязанностей нанимателя, бесспорно свидетельствует о сложившихся между истцами и ответчиком отношениях найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, регулируемых статьями 51 - 54 Жилищного кодекса РСФСР, в отношении спорного жилого помещения и о возникновении у истцов на /дата/ права пользования жилым помещением в жилищном фонде социального использования на условиях договора социального найма в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Права истцов на пользование спорным жилым помещением на условиях договора социального найма уже возникло на дату его передачи в собственность ответчика мэрии <адрес> и имело место на дату введения нового Жилищного кодекса, то есть /дата/.
Поскольку в настоящее время спорное жилое помещение отнесено к жилищному фонду социального использования, учитывая, что истцы зарегистрированы в спорном жилом помещении, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение может быть приобретено в собственность в порядке приватизации.
По смыслу Закона о приватизации жилищного фонда право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В том случае, если по каким-либо причинам граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, нарушаются положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Следовательно, право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Принимая во внимание наличие у Казаковой Т.В., Казакова А.В. неиспользованного ими права на приватизацию жилого помещения, учитывая, что истцы занимают спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, иного жилья не имеют, притязания иных лиц на спорное жилое помещение отсутствуют, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 14 Федерального закона от /дата/ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", решение является основанием для государственной регистрации признанного за истцами права собственности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Установить факт проживания Казакова А. В., Казаковой Т. В. на территории <адрес>, без регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с /дата/ по /дата/
Признать за Казаковым А. В., Казаковой Т. В. в порядке приватизации в равных долях, по 1/2 доли за каждым, право общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 57,7 кв.м., жилой площадью 41,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение является основанием для государственной регистрации признанного за Казаковым А. В., Казаковой Т. В. права собственности.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья /подпись/ Н.В. Заря
Мотивированное решение изготовлено /дата/.