Дело № 2-2055/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Александра Михайловича к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Васильев А.М. обратился в суд с административным иском к администрации Емельяновского района и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», в котором просил признать незаконным, противоречащим требованиям п.п. 8,9 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выраженное в письме от 09.06.2017 года № 3902, а также обязать администрацию Емельяновского района в порядке, предусмотренном п.п. 8, 9 ст. 39.11 ЗК РФ, принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером №
В процессе рассмотрения дела суд перешел на его рассмотрение по правилам искового производства, установив наличие спора о праве на земельный участок.
Уточнив требования иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил признать незаконным, как противоречащим требованиям п.п. 8,9 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выраженное в письме от 09.06.2017 года № 3902.
Требования иска мотивированы истцом тем, что в марте 2016 года истец, руководствуясь положениями ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, обратился к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего проведения аукциона, по продаже права аренды. Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 03.03.2016 года № 187 истцу была утверждена схема КПТ, в связи с чем он обратился к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана территории, утвержденной постановлением от 03.03.2016 года. По результатам проведенных работ 31.03.2016 года сведения об образованном участке внесены в ГКН с присвоением участку кадастрового номера №. 16.05.2017 года истец обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о проведении аукциона по продаже права аренды в отношении указанного земельного участка. 09.06.2017 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» приняло решение об отказе в проведении аукциона, выразив решение письмом за исходящим номером 3902. Исходя из содержания данного сообщения следует, что единственной причиной отказа в проведении аукциона является то обстоятельство, что в уполномоченный орган поступили заявления от третьих лиц о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства - гаражей, находящихся в их собственности. Вместе с тем, фактически в границах земельного участка с кадастровым номером № не имеется каких-либо строений. При образовании данного участка органом местного самоуправления исследовалась данная территория, и какие-либо строения на ней отсутствовали. Более того, 02.06.2016 года администрация Солонцовского сельсовета сообщала истцу о принятии администрацией в последующем решения о проведении торгов по продаже права аренды участка с кадастровым номером № В силу положений ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 года № 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, в связи с чем администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в настоящее не имеет полномочий по распоряжению вышеуказанным участком. По данной причине истец обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края. Нарушение ответчиком прав истца в рассматриваемых правоотношениях очевидно, поскольку в нарушение положений ст. 39.11 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления не принято решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером №, а, принятое решение об отказе в проведении аукциона основано на обстоятельствах, несоответствующих действительности.
В судебное заседание истец Васильев А.М. не явился, доверил представление своих интересов представителю Константинову П.С., который требования иска с учетом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ поддержал, на удовлетворении их настаивал. Суду пояснил, что на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:2532 никаких объектов, либо признаков ведения строительных работ на участке, не имелось.
Представитель ответчиков – администрации Емельяновского района и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Хасиева Н.Э., в судебном заседании не возражала против исковых требований Васильева А.М., пояснив, что спорный участок при его образовании не был обременен наличием каких-либо строений, поэтому оспариваемый истцом ответ от 09.06.2017 года содержит неверные сведения. Земельный участок, переданный в аренду ГСПО «Сапфир-ГСО» в 1998 году не был поставлен на кадастровый учет, границы Общества не определены.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Кизилов А.А. в судебном заседании возражал против требований Васильева А.М., пояснил, что с 2015 года в его пользовании находится участок № в ГСПО «Сапфир-ГСО». На данном участке им был построен гараж: залит фундамент с фасадной стороны, возведена стена, смежная с участком №, установлены ворота, потолочные перекрытия. Выполнив эти работы, в УФРС были сданы документы о регистрации права собственности на строение. Однако начав делать крышу, обнаружил разрушение нижних блоков, в связи с чем, во избежание обрушения, был произведен демонтаж строения. Строительство гаражей № велось одновременно, из одинакового материала и одной бригадой, поэтому такие же проблемы возникли с гаражом Желтикова, в связи с чем его гараж также был демонтирован. Участок, сформированный Васильевым, состоит из двух участков для строительства гаража №; участок № был передан Кизилову в субаренду в феврале 2015 года. В настоящее время демонтированный гараж практически восстановлен.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Желтиков Е.А. в судебное заседание не явился. Участвуя в состоявшихся ранее слушаниях, требования истца не признавал, поскольку участок № был передан ему в субаренду ГСПО «Сапфир-ГСО» и на участке был построен гараж, который существовал непродолжительное время и был демонтирован из-за допущенных нарушений во время строительства.
Третьи лица – администрация Солонцовского сельсовета и ГСПО «Сапфир-ГСО» в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещались заблаговременно.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
4. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края 157 от 02.03.2016 года на основании поданного Васильевым А.М. заявления, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 81 кв.м., категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: объекты гаражного назначения, территориальная зона: Производственные зоны (П), расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка Гаражная (л.д. 10).
Согласно схеме, утверждаемый земельный участок является смежным по отношению к участкам с кадастровыми номерами № (л.д. 11, оборот).
Данные кадастрового паспорта, представленного в дело, указывают на то, что сформированный по вышеприведенной утвержденной схеме земельный участок 31.03.2016 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (л.д. 9).
02.06.2016 года администрацией Солонцовского сельсовета в адрес Васильева А.М. направлено сообщение, в соответствии с которым адресату разъяснено, что в соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Васильеву А.М, разъяснено, что на основании поданного им заявления администрацией Солонцовского сельсовета будет принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером №, о чем ему будет сообщено дополнительно (л.д. 8).
16.05.2017 года Васильев А.М. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду (л.д. 7).
По результатам рассмотрения данного обращения 09.06.2017 года за исходящим номером 3902 заявителю сообщено о том, что в адрес МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» поступили заявления третьих лиц о наличии на испрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства – гаражей, находящихся в их собственности (л.д. 6).
Проверяя правомерность сообщения ответчика, судом установлено, что 11.04.2017 года Кизилов А.А. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 102-103), представив схему участка, согласно которой заявленный к формированию земельный участок является смежным по отношению к участкам, прошедшим государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами № (л.д. 106).
11.04.2017 года Желтиков Е.А. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 114-115), представив схему участка, согласно которой заявленный к формированию земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером кадастровыми №.
Факт поступления указанных обращений в орган местного самоуправления подтвержден журналом регистрации входящей корреспонденции (л.д. 21).
Ответами от 13.04.2017 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» сообщило Кизилову А.А. и Желтикову Е.А. о невозможности согласования предоставления испрашиваемых ими участков в связи с наложением участков на земельный участок, внесенный в реестр государственного кадастра недвижимости.
Исходя из анализа схем КПТ, об утверждении которых просил Васильев А.М., Кизилов А.А. и Желтиков Е.А., а именно, оценивая местоположение участков по смежным землепользователям, у суда не возникает сомнений в том, что испрашиваемые к согласованию Желтиковым и Кизиловым участки налагаются на участок, ранее согласованный по заявлению Васильева, впоследствии поставленный на кадастровый учет с номером №.
При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что 19.06.2015 года органами Росреестра по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности Желтикова Е.А. на объект недвижимого имущества – гараж площадью 40,5 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский <адрес> (л.д. 48).
Согласно представленных суду материалов правоустанавливающих документов, основанием для регистрации права собственности Желтикова на гараж явились декларация об объекте (л.д. 187-188), постановление администрации Солонцовского сельсовета № 448 от 25.05.2015 года о присвоении адреса объекту (л.д. 190), справка ГСПО «Сапфир-ГСО» о членстве в гаражно-строительном обществе (л.д. 191).
Из материалов дела судом также установлено, что 15.09.2015 года органами Росреестра произведена государственная регистрация права собственности Кизилова А.А. на объект недвижимого имущества – гараж площадью 40,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 58).
Согласно представленных суду материалов правоустанавливающих документов на указанный объект, основанием для регистрации права собственности на него явился договор купли-продажи, заключенный 07.09.2015 года между прежним собственником Желтиковым Е.А. и Кизиловым А.А. (л.д. 218-219).
При этом из правоустанавливающих документов видно, что изначально основанием для регистрации права собственности Желтикова на гараж явились декларация об объекте (л.д. 201-203), постановление администрации Солонцовского сельсовета № 449 от 25.05.2015 года о присвоении адреса объекту (л.д. 204); справка ГСПО «Сапфир-ГСО» о членстве в гаражно-строительном обществе (л.д. 205).
Из представленных в дело материалов следует, что участок № передан в субаренду Желтикову Е.А. 21.02.2015 года на основании договора субаренды участка, заключенного с ГСПО «Сапфир-ГСО» (л.д. 49); согласно справки председателя Общества от 21.02.2015 года, Желтиков Е.А. является членом названного Общества, которому в границах участка с кадастровым номером № предоставлен участок № для строительства и эксплуатации индивидуального бокса-стоянки (гаража) (л.д. 54).
Участок № передан в субаренду Кизилову А.А. 21.02.2015 года на основании договора субаренды участка, заключенного с ГСПО «Сапфир-ГСО» (л.д. 60-63); согласно справки председателя Общества от 21.02.2015 года, Кизилов А.А. является членом названного Общества, которому в границах участка с кадастровым номером № предоставлен участок № для строительства и эксплуатации индивидуального бокса-стоянки (гаража) (л.д. 65).
Основанием для распоряжения Гаражно-строительным обществом «Сапфир-ГСО» участками № является договор аренды земельного участка площадью 12041 кв.м., для строительства гаражей, заключенный 24.08.1998 года между администрацией Емельяновского района и ГСПО «Сапфир-ГСО» на срок с 24.08.1998 года по 24.08.2023 года; государственная регистрация договора произведена 13.08.2000 года (л.д. 171-175).
Распределение мест под гаражи на выделенном для Общества земельном участке и принятие в Общество новых членов определено также Уставом ГСПО «Сапфир-ГСО»
Участки № № предоставленные в субаренду Кизилову А.А. и Желтикову Е.А., не прошли государственный кадастровый учет, однако их местоположение определяется по проекту границ ГСПО «Сапфир-ГСО» (л.д. 137), в соответствии с которой участками, смежными по отношению к участку № № являются участки № смежными по отношению к участку № 162 являются участки №№
Согласно представленных в дело выписок из ЕГРН, земельный участок № поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №; земельный участок № № поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №; земельный участок № № поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №; земельный участок № поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №.
Это же смежество участков установлено судом из схем, которые были представлены Васильевым А.М., Желтиковым Е.А. и Кизиловым А.А. в орган местного самоуправления для утверждения.
При таких обстоятельствах суд находит, что земельный участок с кадастровым номером № сформированный по обращению Васильева А.М. и заявленный им к передаче в аренду путем проведения аукциона, обременен правами Желтикова Е.А.и Кизилова А.А., которым участки № предоставлены в субаренду по праву членства в ГСПО «Сапфир-ГСО», созданном 17.12.1996 года, которому земельный участок площадью 12041 кв.м. был передан в аренду в 24.08.1998 году.
Установив вышеприведенные обстоятельства, в отсутствие данных о прекращении регистрации права собственности Кизилова А.А. и Желтикова Е.А. на гаражи по адресу: <адрес> соответственно, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом ответ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» от 09.06.2017 года № 3902 не противоречит установленному нормами Земельного кодекса РФ порядку для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка и оснований для признания его незаконным, как противоречащим требованиям п.п. 8, 9 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ не имеется.
В силу ст. 144 ГПК РФ суд считает необходимым разрешить вопрос об отмене мер предварительной защиты иска, принятых по настоящему делу определением от 30.06.2017 года, считая их сохранение нецелесообразным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Васильева Александра Михайловича к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании незаконным решения, выраженного в письме от 09 июня 2017 года за исходящим номером 3902, оставить без удовлетворения.
По вступлении решения в законную силу отменить меры предварительной защиты иска, принятые определением Емельяновского районного суда от 30.06.2017 года.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко