Решение по делу № 2-11498/2023 от 30.10.2023

УИД 11RS0001-01-2023-014627-40

Дело № 2-11498/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Докукиной А.А.,

при секретаре Жерняк О.Л.,

с участием истца Денисовой И.Н.,

представителя ответчика Аншуковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

01 декабря 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Денисовой Ирины Николаевны к УФНС России по Республике Коми о взыскании задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

установил:

Денисова И.Н. обратилась в суд с иском к УФНС России по Республике Коми о взыскании задолженности по отпускным в размере 190 536,55 руб., компенсации за задержку выплат в размере 60 776,89 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что с ** ** ** истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях. Работодатель не в полном объеме исчислил и выплатил истцу отпускные за период нахождения в очередных трудовых отпусках. При расчете отпускных не учитывались премии в виде средств материального стимулирования, начисленные и выплаченные в 2021-2023 гг., что привело к занижению сумм.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Установлено, что истец проходит в УФНС России по Республике Коми гражданскую службу с ** ** ** в должности старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как следует из пункта 9 служебного контракта №..., заключенного истцом с ответчиком ** ** **, денежное содержание гражданского служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданском службы (оклад за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Порядок и условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, премий и материальной помощи гражданскому служащему устанавливаются руководителем Федеральной налоговой службы.

В соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми Денисовой И.Н. в период ** ** ** предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **. Согласно приказу от ** ** ** часть ежегодного оплачиваемого отпуска с ** ** ** по ** ** ** в количестве 7 календарных дней перенесено с ** ** ** на ** ** **, то есть до ** ** **.

Согласно представленному истцом расчету недоплата по отпускным в общем размере составила 190 536,55 руб. (с ** ** ** по ** ** ** – 9 652,68 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 18 098,77 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 25 030,74 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 1 338,70 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 9 144,47 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 10 530,66 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 23 167,46 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 38 157,61 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 7 324,74 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 33 892,23 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 5 377,18 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 8 821,31 руб.).

Расчет истца ответчиком оспорен.

Так, согласно расчету ответчика недоплата по отпускным в общем размере составила 115 831,71 руб. (с ** ** ** по ** ** ** – 5 431,52 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 11 911,65 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 19 825,52 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 1 098,73 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 5 931,70 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 5 974,40 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 12 768,25 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 17 089,38 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 5 511,20 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 7 826,49 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 11 060,40 руб., с ** ** ** по ** ** ** – 11 402,47 руб.).

Проверив представленные сторонами расчеты по заявленным требованиям, суд находит контррасчет ответчика правильным, он произведен в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» и абзаца 3 пункта 7 постановление Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации», исходя из размера 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск и размера денежного содержания, определяемого путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (утратили силу с 01.01.2023 в связи с утверждением новых Правил).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 7 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 (действуют с 13.04.2022).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ** ** ** представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных выше приведенным Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления (от 27 марта 2014 г. № 238-7, от 31 марта 2015 г. № 302-12 и 23 апреля 2016 г. № 347-7), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из информации Минфина России также следует, что в период с 2015 г. по 2017 г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. - постановление от 31 марта 2015 г. № 302-12, в 2016 г. - постановление от 23 апреля 2016 г. № 347-7, в 2017 г. - постановление от 23 февраля 2017 г. № 228-7.

Следовательно, указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, что не было учтено при расчете отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем, положенные выплаты истцу произведены не в полном объеме.

Вместе с тем, стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд по требованию о взыскании задолженности по отпускным за период с ** ** ** по ** ** **, поскольку с иском истец обратилась в суд ** ** **.

Согласно статье 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Выплата отпускных за период с ** ** ** по ** ** ** была произведена ответчиком ** ** **, по более ранним периодам выплаты были произведены, соответственно, еще раньше, тогда как с настоящим исковым заявлением истец обратилась в суд только ** ** **, то есть по истечении годичного срока, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, суд полагает, что требования истца к ответчику о взыскании задолженности по отпускным за периоды с ** ** ** по ** ** ** не подлежат удовлетворению в связи с пропуском истцом срока исковой давности, о применении которого просил ответчик.

Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд истцом не представлено, а судом не установлено.

Из пояснений истца следует, что уважительных причин для пропуска срока у нее не имеется, истец полагала, что в данном случае применяется общий срок исковой давности 3 года, о нарушении своего права узнала в 2023 году от коллег, которые получали указанные суммы с ответчика по судебным решениям.

Таким образом, по указанным выше основаниям требования истца о взыскании задолженности подлежат удовлетворению в части взыскания задолженности по отпускным за периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** в общей сумме 30 289,36 руб. (7 826,49 + 11 060,40 + 11 402,47).

Также суд находит обоснованным требование истца о взыскании компенсации за задержку выплат.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты.

Согласно расчету ответчика компенсация за задержку выплат по отпускам за периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** составляет 3 243,10 руб.

Суд соглашается с расчетом ответчика в части компенсации за задержку выплат, поскольку данный расчет проверен судом, является арифметически верным по отношению к периодам с неистекшим сроком исковой давности.

На основании статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд учитывает обстоятельства дела, степень вины работодателя, характер нарушенных трудовых прав истца и степень причиненных истцу физических и нравственных страданий, отсутствие негативных последствий, длительность нарушения ответчиком прав истца, и находит заявленную истцом сумму 5 000 руб. разумной и справедливой, соответствующей установленным по делу обстоятельствам, а также характеру и объему перенесенных истцом нравственных страданий.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Денисовой Ирины Николаевны к УФНС России по Республике Коми удовлетворить частично.

Взыскать с УФНС России по Республике Коми (ИНН 1101486269) в пользу Денисовой Ирины Николаевны (...) задолженность по отпускным в размере 30 289 рублей 36 копеек, компенсацию за задержку выплат в размере 3 243 рубля 10 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Докукина

2-11498/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Денисова Ирина Николаевна
Ответчики
УФНС по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Докукина Анна Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2023Передача материалов судье
07.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее