РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Устиненко Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1878/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к Заплацинскому Андрею Зиновьевичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с иском к Заплацинскому А.З. о взыскании обязательных платежей, в его обоснование указав, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой установлено неправомерное применение имущественного налогового вычета в размере 1010620,00 руб. при приобретении ответчиком квартиры, поскольку оплата расходов на приобретение квартиры произведена за счет средств федерального бюджета, представленных ФГКУ «Росвоенипотека». ** ответчиком в налоговый орган была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год, в которой заявлен имущественный вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры в размере 131381,00 руб. В связи с неуплатой суммы налога в срок, установленный законодательством срок, налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени в размере 22824,44 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика направлено требование № от ** со сроком исполнения до **. С учетом частичного урегулирования размер задолженности по НДФЛ за 2012 год составляет 36705,35 руб., пени – 22800,42 руб. В связи с неуплатой задолженности по обязательным платежам и санкциям в добровольном порядке, по заявлению налогового органа ** мировым судьей судебного участка выдан судебный приказ №, который определением мирового судьи от **. Административный истец просит взыскать с ответчика налог на доходы физических лиц за 2012 год в размере 36705,35 руб., пени в размере 22800,42 руб. за период с ** по **.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с части 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей:
- имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;
- имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Согласно пункту 3 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:
1) имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.
В силу пункта 5 статьи 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников: учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 указанного Федерального закона погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.
При досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него не возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.
Из материалов дела следует, что ** между Заплацинским А.З. (покупатель) и ФИО4 (продавец) заключен договор купли-продажи квартиры, согласно которому ФИО4 продает, а Заплацинский А.З. покупает в собственность квартиру, расположенную по адресу: ...
В соответствии с пунктом 1.4 договора купли-продажи квартира приобретается покупателем у продавцов за <данные изъяты> рублей.
Согласно пункту 1.1 договора купли-продажи продавец проинформирован покупателем о том, что указанная квартира приобретается им за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого уполномоченным федеральным государственный казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и кредитных средств, предоставляемых ОАО АКБ «Связь Банк» согласно кредитному договору № от **. Денежные средства по договору целевого жилищного займа и кредитному договору предоставляются для приобретения в собственность Заплацинского А.З. вышеуказанной квартиры.
На основании пункта 2.2 договора купли-продажи, кредит по кредитному договору предоставляется П. в размере <данные изъяты> рублей со сроком возврата кредита - 196 месяцев, считая с даты фактического предоставления кредита.
В соответствии с пунктом 1.6 договора купли-продажи целевой жилищный заем предоставляется Заплацинскому А.З. в размере 604823 руб.
** между ОАО АКБ «Связь-Банк» и Заплацинским А.З. заключен кредитный договор №.
В соответствии с пунктом 1.1 кредитного договора ОАО АКБ «Связь-Банк» предоставляет Заплацинскому А.З. кредит в размере 2175177 руб. сроком на 218 месяцев, считая от даты фактического предоставления кредита, на условиях, установленных Договором.
В силу пункта 3.1 кредитного договора кредит предоставляет заемщику в безналичной форме путем перечисления на счет заемщика не позднее 2-х рабочих дней после предоставления кредитору документов, подтверждающих зачисление на счет заемщика средств целевого жилищного займа, предоставляемого по договору целевого жилищного займа в качестве первоначального взноса в размере 604823,00 руб.
Согласно пункту 2.3 кредитного договора, кредит предоставляется для целевого использования - для приобретения квартиры, находящейся по указанному выше адресу.
** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации права собственности Заплацинского А.З. на квартиру, расположенную по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.
Актом налоговой проверки № от ** установлено, что налоговый вычет в размере <данные изъяты> руб. за 2012 год получен Заплацинским А.З. неправомерно. Согласно решения налогового органа № от ** размер недоимки по налогу в связи с неправомерно полученным налоговым вычетом составил 131381,00 руб., размер пени 22828,44 руб. за период с ** по **. Из указанного решения налогового органа также следует, что ** в ИФНС по г.Ангарску Заплацинским А.З. была предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год, в которой последний заявил имущественный налоговый вычет в соответствии со ст.220 НК РФ. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета и отраженная налогоплательщиком в декларации, составила 131381,00 руб. По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом было подтверждено право Заплацинского А.З. на возврат налога на доходы физических лиц.
Исходя из того, что Заплацинский А.З., являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при оплате стоимости квартиры согласно представленной истцом справке ФГКУ "Росвоенипотека", использовал накопления, сформированные на именном накопительном счете ответчика, и средства целевого жилищного займа за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу о том, что права на получение налогового вычета в размере 131381 руб. исходя из полной стоимости приобретенного объекта недвижимости не имеет, данный налоговый вычет произведен без законных оснований, в связи с чем подлежит возврату.
Из материалов дела судом установлено, что в адрес ответчика ** налоговым органом направлено письмо № от ** о предоставлении уточненной декларации за 2012 год и уплате налога в связи с неправомерным получением налогового вычета в срок до **. Уточненная декларация за 2012 год налогоплательщиком не предоставлена, в добровольном порядке недоимка по налогу не уплачена.
В связи с неуплатой недоимки по налогу в добровольном порядке налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени в размере 22828,44 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика направлено требование № от ** об уплате налога и пени со сроком исполнения до **.
В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию указанных сумм задолженности.
** мировым судьей судебного участка № 36 по г. Ангарску и Ангарскому району выдан судебный приказ № о взыскании с Заплацинского А.З. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 89380 руб. и пени в размере 22800,42 руб.
Поскольку по состоянию на ** размер недоимки по налогам превысил сумму 3000 руб., шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения требования № от **, то есть с ** (30.05.2016+6 месяцев = **).
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился **.
С размером подлежащих уплате налогов и пени ответчик ознакомлен, ** указанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения. Однако мер по урегулирования спора о суммах начисленных налогов и пени ответчиком не предпринято.
Доказательства своевременной оплаты налогов и пени в полном объеме ответчиком не предоставлены, как и не представлено возражений по порядку расчета налогов и пени.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска ** установленный срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Учитывая, что срок для обращения с административным иском истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований о взыскании налога на доходы физического лица за 2012 год в связи с неправомерно полученным налоговым вычетом, административный иск в части взыскания налога на доходы за 2012 год в размере <данные изъяты> руб. подлежит удовлетворению.
Разрешая требования о взыскании с ответчика Заплацинского А.З. пени в размере 22800,42 руб. за период с ** по **, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Из материалов дела судом установлено, что в адрес ответчика ** налоговым органом направлено письмо № от ** о предоставлении уточненной декларации за 2012 год и уплате налога в связи с неправомерным получением налогового вычета в срок до **. Вместе с тем, указанное письмо налогового органа не содержит сведений о размере налога, подлежащего уплате в связи с неправомерным предоставлением налогового вычета. Кроме того, административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие что ответчик был извещен о неправомерности полученного им налогового вычета и о необходимости его возврата. Доказательства получения ответчиком указанного письма в материалы дела административным истцом не представлены.
При этом суд принимает во внимание, что ** в ИФНС по г.Ангарску Заплацинским А.З. была предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год, в которой последний заявил имущественный налоговый вычет в соответствии со ст.220 НК РФ. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета и отраженная налогоплательщиком в декларации, составила 131381,00 руб. По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом было подтверждено право Заплацинского А.З. на возврат налога на доходы физических лиц. Следовательно, налоговым органом было подтверждено право ответчика, как налогоплательщица, на возврат налога на доходы физических лиц в общей сумме 131381,00 руб. При этом доказательства, подтверждающих что ** Заплацинскому А.З. было известно о том, что налоговый вычет получен им неправомерно и подлежит возврату в срок до **, в материалы дела административным истцом не представлено.
В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 1301,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области к Заплацинскому Андрею Зиновьевичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с Заплацинского Андрея Зиновьевича, ** года рождения, проживающего по адресу ..., в доход государства:
налог на доходы физического лица за 2012 год в размере 36705,35,00 руб.
Взыскать с Заплацинского Андрея Зиновьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1301,00 руб.
В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области к Заплацинскому Андрею Зиновьевичу о взыскании пени в размере 22800,42 руб. за период с ** по ** отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В.Черных