Решение по делу № 2а-832/2018 от 27.02.2018

Дело №2а-832/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 06 апреля 2018 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой Татьяной Николаевной,

с участием прокурора Хайбллина Д.Ш.,

представителей административных истцов Соколова Сергея Николаевича, Игонина Антона Алексеевича,

представителя административного ответчика Овчинниковой Ларисы Владимировны,

рассмотрев административное дело по административному исковому завлению открытого акционерного общества «Завод им. В.А. Дегтярева» о принятии мер предварительно защиты по административному делу по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Завод им. В.А. Дегтярева» о признании недействующим со дня принятия постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 «О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова»,

установил:

открытое акционерное общество «Завод им. В.А. Дегтярева» обратилось в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 «О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова».

В обоснование указало, что указанным постановлением предусмотрена обязанность гарантирующих организаций в сфере водоснабжения, к которым относится и открытое акционерное общество «Завод им. В.А. Дегтярева», осуществлять эксплуатацию бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения, а также сетей примыкания вне зависимости от того, переданы ли эти сети гарантирующей организации. Однако положениями федерального закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрена такая обязанность только при условии передачи указанных сетей гарантирующей организации по акту. Компенсация затрат, понесенных гарантирующей организацией, на ремонт указанных сетей до их передачи по акту, не будет осуществляться органом регулирования, что является прямым убытком для общества, поэтому нарушает его права.

В судебном заседании представители административного истца Соколов С.Н. и Игонин А.А. поддержали заявленные требования по тем же основаниям. Также указали, что в случае если сотрудники общества по вызову администрации города Коврова проведут ремонт сетей водоснабжения и водоотведения, при этом произведут какие-либо изменения в их составе, а в дальнейшем будет установлен фактический собственник, то понесенные им убытки он может взыскать с общества. Также указали, что из ответа департамента цен и тарифов администрации Владимирской области следует, что понесенные обществом затраты будут ему компенсированы только при условии фактической передачи указанных сетей.

Представитель административного ответчика Овчинникова Л.В. просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что общество является гарантирующей организацией в городе Коврове, поэтому должно осуществлять ремонт бесхозных сетей водоснабжения и водоотведения, поскольку никакие организации в городе такими возможностями не обладают. В случае неисправности указанных бесхозный сетей может быть нанесен серьезный ущерб дорогам, зданиям, имуществу граждан и организаций. Доказательств того, то орган регулирования отказал административному истцу в компенсации его затрат на ремонт бесхозяйных сетей не представлено. Также ссылалась на постановление Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения. Этими Требованиями предусмотрено, что в схемах водоснабжения и водоотведения должен содержаться перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию (подпункт «з» пункта 5, пункт 14, подпункт «з» пункта 15, пункт 24).

Представитель департамента цен и тарифов администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению административного дела.

Прокурор Хайбуллин Д.Ш. полагал административные исковые требования законными и обоснованными.

Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, прокурора, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В настоящее время сохраняет силу постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в пункте 9 которого разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

По мнению суда, постановление администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 «О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова» соответствует данным признакам, поскольку оно издано уполномоченным органом местного самоуправления, официально опубликовано в печатном издании администрации города Коврова, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Следовательно, принятие указанного постановления относится к компетенции администрации города Коврова.

Согласно пунктам 2, 4, 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Частями 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из материалов административного дела следует, что постановлением администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 утверждены схемы водоснабжения и водоотведения города Коврова согласно приложению. Также открытое акционерное общество «Завод им. В.А. Дегтярева» определено в качестве гарантирующей организации в отношении сети водоснабжения и водоотведения по ряду объектов.

Постановлением администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 в указанное постановление внесены изменения, в частности пунктом 11 предусмотрено, что «в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, а также сетей примыкания объектов капитального строительства, которые в установленном порядке присоединены к централизованной системе холодного водоснабжения и (или водоотведения, эксплуатация осуществляется гарантирующей организацией».

Таким образом, этой нормой предусмотрено, что эксплуатация бесхозяйных объектов систем водоснабжения и водоотведения осуществляется независимо от подписания акта передачи этих объектов гарантирующей организации. Данный факт в судебном заседании представителем административного ответчика

Суд полагает, что данная норма явно противоречит требованиям федерального закона, которые предусматривают возложение обязанности по эксплуатации бесхозяйных объектов в сфере водоснабжения и водоотведения только при условии подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов. Эта норма корреспондирует и пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой орган местного самоуправления может обратиться в суд для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Ссылки представителя административного ответчика на Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения судом отклоняется, поскольку указанные Требования, утвержденные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, должны применяться с учетом того, что положения федерального закона имеют б?льшую юридическую силу. По смыслу указанных Требований, организация, эксплуатирующая бесхозяйные объекты в сфере водоснабжения и водоотведения, указывается в таких схемах при условии, что бесхозяйные объекты ей переданы по правилам части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.05.2013 №406, при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области предоставлена информация о том, что понесенные обществом затраты на эксплуатацию бесхозяйных объектов будут ему компенсированы при условии фактической передачи указанных объектов.

Суд полагает, что если общество проведет работы по ремонту бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения до их передачи по правилам части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», то такие затраты органом регулирования (указанным департаментом) не будут компенсированы, что является явным убытком для общества (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы представителя административного ответчика, что общество еще не получало отказа от департамента цен и тарифов администрации Владимирской области в компенсации указанных затрат, суд не принимает, поскольку в случае, если органы регулирования откажут в возмещении таких затрат и это решение будет подтверждено арбитражными судами, общество понесет убытки.

При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд отмечает, что в пункте 1 постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 после указания, в какой нормативный правовой акт вносятся изменения (а фактически дополнения), пропущены слова «дополнив пунктом 11 следующего содержания:».

По мнению суда, это является недостатком юридической техники, однако при этом административный истец правильно не оспаривает основное постановление от 09.09.2013 №2088.

При этом пункты 2, 3 постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 сами по себе не противоречат федеральному закону, поскольку предусматривают возложение контроля за исполнением этого постановления на первого заместителя главы администрации города и вступление в силу со дня официального опубликования.

Суд считает необходимым признать недействующими пункты 1, 11 постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 со дня его принятия.

При рассмотрении административного дела судом были установлены меры предварительной защиты в виде запрета применения по отношению к открытому акционерному обществу «Завод им. В.А. Дегтярева» постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 «О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова».

Согласно части 3 статьи 89 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Завод им. В.А. Дегтярева» о признании недействующим со дня принятия постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 «О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова» удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия пункты 1, 11 постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 «О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова».

Меры предварительной защиты в виде запрета применения по отношению к открытому акционерному обществу «Завод им. В.А. Дегтярева» постановления администрации города Коврова от 21.11.2017 №3352 «О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 09.09.2013 №2088 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова» сохраняются до исполнения решения суда.

Информацию о решении опубликовать в официальном печатном издании администрации города Коврова.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.Н. Королев

2а-832/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Открытое акционерное общество "ЗиД"
Ковровский городской прокурор
Ответчики
Администрация города Коврова
Другие
Игонин А.А.
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области
Соколов С.Н.
Соколов Сергей Николаевич
Игонин Антон Алексеевич
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
27.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2018[Адм.] Судебное заседание
02.04.2018[Адм.] Судебное заседание
04.04.2018[Адм.] Судебное заседание
06.04.2018[Адм.] Судебное заседание
06.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Регистрация административного искового заявления
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее