Дело № 2а-1617/2020
18RS0023-01-2020-002166-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2020 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Майоровой Л. В.,
при секретаре: Дыньковой Е. А.,
с участием административного истца Иванова Е. В. представителя административного ответчика ФКУ ИК № 5 УФСИН России по УР Мальцевой Н.А. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова <данные изъяты> к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике об оспаривании действий, решений должностных лиц государственного органа,
установил:
Иванов Е. В. обратился в Сарапульский городской суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 5 УФСИН России по Удмуртской Республике (далее по тексту ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР) об оспаривании действий должностных лиц государственного органа. Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком в отношении истца был составлен рапорт о нарушении, на основании которого было принято постановление от 30.07.2020 года и наложено взыскание в виде водворения в ШИЗО сроком на 15 суток. С рапортом его не знакомили, просто зачитали рапорт на комиссии, медицинское заключение не проводили, тем самым нарушили порядок привлечения к ответственности. С фактом нарушения не согласен.
Просит признать действия ответчика по составлению рапорта о нарушении незаконными, признать действия ответчика по составлению постановления от 30.07.2020 года незаконными, взыскание отменить.
По ходатайству административного истца дело рассмотрено с применением видеоконференцсвязи.
В судебном заседании административный истец Иванов Е. В. свои требования поддержал. Суду пояснил, что с рапортом от 29.07.2020 года не согласен, нарушение не совершал, находился в ШИЗО. При рассмотрении рапорта, его вывели на комиссию и объявили наказание. Медицинское освидетельствование не проводилось. Полагает, что факт нарушения порядка отбывания наказания административным ответчиком не доказан, поскольку отсутствует видеозапись нарушения.
Ответчик ФКУ «ИК-5» УФСИН России по УР представил письменные возражения на исковые требования, согласно осужденный Иванов Е. В. отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР с 30.01.2009 года, характеризуется отрицательно. 29 июля 2020 года осужденным Ивановым Е. В. допущено нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что в период с 12 часов до 13 часов он спал в неустановленное для сна время. По данному факту составлен рапорт № от 29.07.2020 года. Постановлением начальника ФКУ ИК-5 по решению комиссии ФКУ ИК-5 Иванов Е. В. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода в ШИЗО сроком на 15 суток. Дисциплинарное взыскание осуществлено в соответствии с нормами уголовного-исполнительного законодательства РФ, порядок наложения дисциплинарного взыскания соблюден, медицинский осмотр Иванова Е. В. проведен фельдшером ФИО3 30.07.2020 года. При применении дисциплинарного взыскания в виде помещения в ШИЗО учтены обстоятельства совершения нарушения, неоднократность допускаемых аналогичных нарушений со стороны осужденного. От дачи объяснений апо факту нарушения Иванов Е. В. отказался. Дисциплинарное взыскание наложено в срок, установленный ст. 117 УИК РФ.
Представитель ответчика ФКУ «ИК-5» УФСИН России по УР Мальцева Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, привела доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что 29 июля 2020 года Иванов Е. В. находился в ПКТ № 5. В период с 12 часов до 13 часов Иванов Е. В. допустил нарушение порядка отбывания наказания – спал в камере на полу. Он (свидетель) увидел это в окно для передачи пищи. Время для сна установлено в период с 21 часа 00 минут до 05 часов 00 минут. По данному факту он составил рапорт.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что может охарактеризовать осужденного Иванова Е. В. с отрицательной стороны. 29.07.2020 года ФИО5 составил рапорт о допущенном нарушении со стороны Иванова Е. В. Ему зачитали рапорт вслух, предложили представить свои объяснения, передали ручку и бумагу. Иванов Е. В. в устной форме отказался от дачи объяснений, о чем был составлен акт.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании дал аналогичные показания.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным оспариваемых административным истцом рапорта и постановления необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие рапорта и постановления закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими постановлениями и действиями прав и законных интересов административного истца.
Необходимая совокупность вышеназванных условий по настоящему административному делу судом не установлена.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно ст. 115 УИК РФ устанавливается исчерпывающий перечень мер взыскания, применяемых к осужденным за нарушения установленного порядка отбывания наказания, поэтому какие-либо меры дисциплинарного воздействия, не предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, к лицам, лишенным свободы, не применяются.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания: перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев.
Согласно ч.1 ст.117 УИК РФ, при применении мер взыскания к осужденному учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В соответствии с ч.4 ст.117 УИК РФ перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее – Правил), осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении.
Приказом ФКУ ИК-5 по УР № от 09.09.2019 года утвержден распорядок дня осужденных.
Из приложения № 5 о распорядке дня осужденных в ШИЗО время для сна отведено в период с 21 часа 00 минут до 05 часов 00 минут.
Согласно рапорту № от 29 июля 2020 года осужденный Иванов Е. В. во время покамерной проверки в 12 часов 30 минут замечен спящим на полу камеры № 4 ПКТ в неустановленное время.
Из акта от 30 июля 2020 года следует, что Иванов Е. В. отказался от предоставления письменного объяснения (бумага и ручка предоставлялись) по факту обнаружения сна в неустановленное распорядком дня время.
Приказом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике от 29 июля 2020 года № в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике были утверждены положение об административной комиссии и состав административной комиссии.
Согласно Положению об административной комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике административная комиссия создается, в том числе, для применения к осужденным мер взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания с учетом обстоятельств совершения нарушений, личности осужденного, его предыдущего поведения в период отбывания наказания.
30 июля 2020 года на заседании административной комиссии ФКУ ИК-5 принято решение о наложении на осужденного Иванова Е. В. взыскания в виде водворения в ШИЗО на 15 суток (выписка из протокола заседания административной комиссии от 30 июля 2020 года №).
Правом наложения мер дисциплинарного воздействия согласно ст. 119 УИК обладают начальники исправительного учреждения или лица их замещающие.
Постановлением начальника ФКУ ИК-5 ФИО8 от 30 июля 2020 года осужденный Иванов Е. В. подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО сроком на 15 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 29 июля 2020 года осужденный Иванов Е. В. в 12 часов 30 минут во время покамерной проверки осужденных обнаружен спящим на полу камеры ПКТ № в неустановленное для сна время.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО9
Согласно акту от 30 июля 2020 года в 10 часов 30 минут осужденный Иванов Е. В. в категорической форме отказлся от подписи в постановлении по рапорту от 29 июля 2020 года №, с постановлением ознакомлен путем прочтения вслух.
Приказом Минюста РФ от 09.08.2011 № 282 утвержден «Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья» (далее – Порядок проведения медицинского осмотра).
При проведении медицинского осмотра изучаются жалобы осужденного, медицинская карта, проводится медицинский осмотр и при необходимости - дополнительные методы исследований. Полученные результаты в установленном порядке фиксируются в медицинской карте и сообщаются осужденному. В медицинскую карту осужденного вносится запись об основании проведения медицинского осмотра, диагноз выявленных заболеваний и формулируется заключение о возможности или невозможности по состоянию здоровья нахождения осужденного в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах (п.10).
После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра (п.12).
Медицинское заключение выносится в одной из следующих форм: "На момент осмотра осужденный (указывается Ф.И.О.) по состоянию здоровья может находиться в помещении камерного типа (едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе)"; "На момент осмотра осужденный (указывается Ф.И.О.) по состоянию здоровья не может находиться в помещении камерного типа (едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе)" (п.13).
Основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части). (п.14).
Медицинский осмотр Иванова Е. В. проведен в соответствии с требованиями указанного Порядка проведения медицинского осмотра.
Согласно медицинскому заключению, выданному фельдшером ФИО3, от 30.07.2020 года в 11 часов 20 минут был осмотрен Иванов Е. В., который по состоянию здоровья может содержаться в ШИЗО.
Взыскание Иванову Е. В. наложено с учетом обстоятельств совершенного нарушения, соответствует тяжести и характеру проступка осужденного, в полной мере учитывает личность осужденного, его предыдущее поведение, совершение им неоднократно нарушений.
Из справки начальника отряда ФИО10 о поощрениях и взысканиях осужденного Иванова Е. В. следует, что административный истец за период с 14.02.2009 года по 06.08.2020 года 222 раза привлекался к дисциплинарной ответственности.
Указанное поведение свидетельствует о целенаправленном уклонении осужденного от соблюдения установленных правил внутреннего распорядка исправительного учреждения
Согласно материалам дела, порядок применения взыскания, установленный статьей 117 УИК РФ, администрацией исправительного учреждения не нарушен. Взыскания в отношении осужденного наложены начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике на основании решений административной комиссии. До применения меры взыскания, за указанное в постановлении нарушение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденному было предложено предоставить письменной объяснение. Постановление о водворении издано, уполномоченным лицом в установленный законом 10-дневный срок со дня обнаружения нарушения, с постановлением о водворении осужденный Иванов Е. В. ознакомлен 30 июля 2020 года. Водворение осужденного в ШИЗО осуществлено после заключения врача о том, что осужденный по состоянию здоровья может содержаться в условиях ПКТ.
Доводы истца о нарушении установленного УИК РФ, а также Правилами порядка применения мер взыскания также являются несостоятельными по изложенным выше основаниям.
Также судом отвергаются доводы административного истца об отсутствии доказательств нарушения порядка отбывания наказания в связи с отсутствием видеозаписи нарушения.
Предоставление ответчиком видеозаписи нарушения Ивановым Е. В. порядка отбывания наказания не могло быть осуществлено, поскольку в соответствии с подпунктом 8 пункта 23 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 04 сентября 2006 года N 279, хранение информации (видеозаписей) обеспечивается в течение 30 суток.
С учетом изложенного оснований для признания действий ответчика по составлению рапорта незаконными, признании действий ответчика в составлении постановления от 30 июля 2020 года незаконными, отмене взыскания не усматривается.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Иванова <данные изъяты> к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике» об оспаривании действий, решений должностных лиц государственного органа – оставить без удовлетворения.
Решение принято судьей в окончательной форме 07 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Судья Майорова Л. В.