16RS0037-01-2020-003358-47
Дело № 2-1072/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 августа 2020 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Кутнаевой Р.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Печерской Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасаншиной Нурии Шарифзяновны к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о включении имущества в наследственную массу,
у с т а н о в и л:
Хасаншина Н.Ш. обратилась к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с иском о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на имущество в порядке наследования.
В обоснование указала, что 18 ноября 2019 года умер ее муж Хасаншин Т.Т., после смерти которого открылось наследство в виде земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>.
Истец в установленный срок обратилась к нотариусу, но нотариус отказала в выдаче свидетельства в отношении жилого дома, поскольку согласно правоустанавливающим документам площадь жилого дома меньше фактической площади, а именно площадь жилого дома по документам составляет <данные изъяты>, согласно сведениям ЕГРН - <данные изъяты>.
Указанные земельный участок и жилой дом принадлежали Хасаншину Т.Т. на основании договора купли-продажи от 15 мая 1990 года, удостоверенному нотариусом. 18 июня 1991 года супруг получил разрешение на строительство пристроя площадью <данные изъяты>, однако не оформил право собственности на пристрой.
Истец просит включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Хасаншина Т.Т., жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>. Признать за Хасаншиной Нурией Шарифзяновной право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Хасаншина Н.Ш. представитель истца Сорокина О.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав истца Хасаншину Н.Ш. и ее представителя Сорокину О.В., суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из материалов дела следует, что 18 ноября 2019 года умер муж истца Хасаншин Т.Т., истец Хасаншина Н.Ш., являясь наследником по закону к имуществу наследодателя, приняла наследство, состоящее, в том числе из земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: №. Право собственности на указанный земельный участок наследодателем было зарегистрировано в установленном законом порядке, дата регистрации 11 октября 2019 года, регистрационный номер №
На указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежавший наследодателю Хасаншину Т.Т. на основании договора купли-продажи от 15 мая 1990 года. Однако, оформить свои права на наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, истец возможности не имеет, поскольку право собственности на жилой дом, самовольно реконструированный наследодателем, не было зарегистрировано наследодателем в установленном законом порядке.
В подтверждение принадлежности жилого дома наследодателю Хасаншину Т.Т. суду был представлен оригинал договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно техническому отчету, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «КВАДР», общее техническое состояние несущих конструкций индивидуального жилого дома по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, оценивается на момент обследования как работоспособное. Данное жилое строение соответствует градостроительным нормам и в процессе эксплуатации не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Истец просит признать за ней право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Хасаншина Т.Т., умершего 18 ноября 2019 года.
Оценивая совокупность представленных доказательств, суд находит достоверно установленным, что произведенная реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Калинина, д. 13, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствуют техническим, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам. Доказательств иного суду не представлено.
Как следует из пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из пункта 27 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в данном случае имеются правовые основания для признания за истцом Хасаншиной Н.Ш. права собственности на реконструированный жилой дом, поскольку его реконструкция осуществлена в границах земельного участка, принадлежавшего наследодателю, категория и вид разрешенного использования которого допускают реконструкцию и эксплуатацию данного объекта. Разрешение на реконструкцию указанного жилого дома было получено при жизни наследодателя, что подтверждается выпиской из Решения Исполкома городского Совета народных депутатов от 18 июля 1991 года (л.д 17).
Право собственности наследодателя Хасаншина Т.Т. на жилой дом подтверждается документально и никем не оспаривается.
Факт принятия истцом наследства после смерти наследодателя подтверждается материалами наследственного дела <данные изъяты> после смерти Хасаншина Т.Т., умершего 18 ноября 2019 года. Наличие иных правопритязаний на наследственное имущество судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что основания для отказа в иске отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Хасаншиной Нурии Шарифзяновны к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о включении имущества в наследственную массу удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Хасаншина Талгата Талиповича, умершего 18 ноября 2019 года, жилой дом с кадастровым номером <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>
Признать за Хасаншиной Нурией Шарифзяновной право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: Кутнаева Р.Р.
Решение вступило в законную силу: «___»_______ 20___ года
Судья: Кутнаева Р.Р.
Дата изготовления мотивированного решения – 28 августа 2020 года.