Дело ---а-124/2020
26RS0----14
Резолютивная часть решения
объявлена судом в судебном
заседании 10 марта 2020 года
мотивированное решение суда
составлено ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... ***
Петровский районный суд ... в составе:
председательствующего судьи Мишина А.А.,
при секретаре – Серяк М.В.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора ... – Сороковых Г.С.,
представителя административного ответчика – администрации Петровского городского округа ... – Сыроватко О.В., действующей по доверенности,
представителя административного ответчика – управления по делам территорий администрации Петровского городского округа ... – Сыроварко О.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петровского городского округа ..., управлению муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ... о признании незаконным бездействие администрации Петровского городского округа ..., управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ...,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора ... обратился в Петровский районный суд ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) к администрации Петровского городского округа СК, управлению муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ... о признании незаконным бездействие администрации Петровского городского округа ..., управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ....
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ... по доводам публикации в газете «Петровские Вести» --- от *** проведена проверка состояния улично-дорожной сети прилегающей к территории МБОУ СОШ --- ..., в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Кроме того, согласно ч. 1 и ч.2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 5.2.1 СП 59.133330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильних групп населения, утвержденных Приказом Минстроя ---/пр от *** парковочное место инвалидов должно быть продублировано дорожным знаком на вертикальной поверхности.
Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта России от *** ---, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Все установленные требования являются обязательными и направлены наобеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья имущества населения.
Согласно п. 8.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004) на автомобильных дорог, улицах и мостовых сооружениях применяются дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
Проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что вдоль территории МКОУ СОШ --- ..., расположенной по адресу: ..., со стороны проезжей части ... по обе стороны пешеходного перехода обустроены парковочные места на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 с двух сторон от пешеходного перехода вдоль образовательного учреждения на протяжении не менее 50 метров каждое, установлены ограждения перильного типа.
Кроме того, от кромки проезжей части от начала пешеходного перехода до тротуара, проходящего вдоль территории образовательного учреждения, также установлено ограждение перильного типа. Разрывов данные ограждения на всей протяженности в обе стороны не имеют.
Установлено, что при парковке автомобилей около территории образовательного учреждения под углом 45°-90° вплотную к перильному ограждению, школьникам, а также лицам их сопровождающим, необходимо обходить припаркованные автомобили со стороны проезжей части ..., что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и их сопровождающих. Иного пешеходного маршрута движения с парковочных мест к входу на территорию образовательного учреждения не имеется.
Так, отсутствие разрывов в перильных ограждениях по обе стороны парковки у образовательного учреждения и горизонтальной разметки парковочных мест, ограничивающей подъезд транспортных средств вплотную к перильному ограждению создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также лиц их сопровождающих.
Кроме того, в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов на указанной парковке не выделено достаточное количество парковочных мест для инвалидов, а имеющиеся парковочные места для инвалидов не оборудованы дорожным знаком на вертикальной поверхности.
На основании вышеизложенного просят суд, признать незаконным бездействие администрации Петровского городского округа ..., управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ..., выразившееся в непринятии мер по устранению недостатков парковки вдоль территории МКОУ СОШ --- ..., расположенной по адресу: ..., со стороны проезжей части ..., а именно обустройства разрывов в перильных ограждениях по обе стороны парковки у образовательного учреждения и горизонтальной разметки парковочных мест, ограничивающей подъезд транспортных средств вплотную к перильному ограждению, а также организации достаточного количества парковочных мест для инвалидов.
Обязать администрацию Петровского городского округа Ставропольского
края, управление муниципального хозяйства администрации Петровского
городского округа ... в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки парковки вдоль территории МКОУ СОШ --- ..., расположенной по адресу: ..., со стороны проезжей части ..., а именно обустроить разрывы в перильных ограждениях по обе стороны парковки у образовательного учреждения и нанести горизонтальную разметку парковочных мест, ограничивающую подъезд транспортных средств вплотную к перильному ограждению, а также организовать достаточное количество парковочных мест для инвалидов.
Представитель административного истца помощник прокурора ... Сороковых Г.С. в судебном заседании поддержал доводы уточненного административного искового заявления, просил удовлетворить заявленные прокурором требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Петровского городского округа ... – Сыроватко О.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения, в виду того, что ГОСТ и иные нормативные акты не содержат указаний на то, что должны быть сделаны разрывы в перильных ограждениях и нанесены горизонтальные разметки парковочных мест.
*** представитель третьего лица – ГУ МВД России по ... – ст.госинспектор дорожного надзора УГИБДД Данченко Д.Ю. пояснил, что ГОСТ не содержит правил о необходимости разрыва перильного типа, но если их отсутствие каким-либо образом, затрагивает безопасность несовершеннолетних, то необходимо обустроить разрывы в перильных ограждениях по обе стороны парковки.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административный иск подан прокурором в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, статьи 35 Федерального закона от *** --- «О прокуратуре Российской Федерации» и части 1 статьи 39 КАС РФ.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка состояния улично-дорожной сети прилегающей к территории МБОУ СОШ --- ..., в результате которой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в РФ.
В соответствии со ст.2 ФЗ от *** --- ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения, это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст.3 Закона № 196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
На основании ст. 4 Закона № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Конвенции ООН «О правах ребенка», вступившей в силу для СССР ***, государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
В силу ч. 2 ст. 4 ФЗ от *** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ст. 6 Федерального закона от *** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу требований ч. 1 ст. 41 Федерального закона от *** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от *** --- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать в том числе, соблюдение требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений.
Согласно предоставленному суду акту проверки законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, а также безопасности дорожного движения и о социальной защите инвалидов, следует, что вдоль территории МКОУ СОШ --- ..., расположенной по адресу: ..., со стороны проезжей части ... по обе стороны пешеходного перехода обустроены парковочные места на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 с двух сторон от пешеходного перехода вдоль образовательного учреждения на протяжении не менее 50 метров каждое, установлены ограждения перильного типа. Разрывов данные ограждения на всей протяженности в обе стороны не имеют.
Кроме того, на парковке, около МКОУ СОШ --- имеется 2 парковочного места для инвалидов, однако в нарушение Федерального закона от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 5.2.1 СП 59.133330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом Минстроя ---/пр от *** парковочное место инвалидов не продублировано дорожным знаком на вертикальной поверхности.
Также установлено, что вышеуказанная парковка имеет 50 машино - мест, таким образом в нарушение вышеуказанного законодательства на указанной парковке не выделено достаточного количества машино - мест для инвалидов (л.д.13). Статьей 15 Федерального закона от *** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
В адрес главы администрации Петровского городского округа ... Захарченко А.А. с целью устранения выявленных нарушений закона, *** исх. 7-84-2019 в порядке ст. 22, 24 Федерального закона от *** --- «О прокуратуре Российской Федерации» было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере устройства и содержания уличной дорожной сети, о несовершеннолетних и молодежи и о социальной защите инвалидов, в котором содержатся требования о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры района и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, недопущению их впредь, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, сообщения в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок о результатах рассмотрения представления и мерах, принятых для устранения выявленных нарушений закона (л.д.16-20).
Согласно ответа администрации Петровского городского округа ... на представление прокурора ... от *** --- «Об устранении нарушений законодательства в сфере устройства и содержания уличной дорожной сети, о несовершеннолетних и молодежи и о социальной защите инвалидов», первый заместитель главы администрации Петровского городского округа СК Бабыкин А.И., указал, что в ходе выполнения работ по муниципальному контракту --- от *** на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности Петровского городского округа ... были выполнены работы по устройству металлических пешеходных- ограждений с двух сторон от пешеходного перехода вдоль территории МКОУ СОШ --- .... Устройство пешеходного ограждения было выполнено в соответствии п. *** ГОСТ Р 52289-2004, в котором нет указания на необходимость наличия разрывов в ограждении. В целях принятия мер по предупреждению угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних и их сопровождающих в 4 квартале 2019 года будут устроены разрывы в ограждении.
Установка дорожного знака, обозначающего место парковки для инвалидов, и нанесение горизонтальной разметки парковочных мест, ограничивающей подъезд транспортных средств вплотную к ограждению, будут выполнены до конца 2019 года (л.д.21).
Принимая во внимание письменные доказательства, а пояснения участников процесса, суд приходит к выводу о том, что данные недостатки имеют место и подлежат устранению.
Учитывая существо выявленных недостатков, напрямую связанных с безопасностью дорожного движения, то есть с общественной безопасностью, принимая во внимание то, что со стороны административного ответчика не было принято мер к устранению указанных недостатков, суд считает необходимым возложение на ответчика обязанности устранить эти недостатки.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петровского городского округа ..., управлению муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ... о признании незаконным бездействие администрации Петровского городского округа ..., управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ... – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Петровского
городского округа ..., управления муниципального хозяйства администрации Петровского городского округа ..., выразившееся в непринятии мер по устранению недостатков парковки вдоль территории МКОУ СОШ --- ..., расположенной по адресу: ..., со стороны проезжей части ..., а именно обустройства разрывов в перильных ограждениях по обе стороны парковки у образовательного учреждения и горизонтальной разметки парковочных мест, ограничивающей подъезд транспортных средств вплотную к перильному ограждению, а также организации достаточного количества парковочных мест для инвалидов.
Обязать администрацию Петровского городского округа Ставропольского
края, управление муниципального хозяйства администрации Петровского
городского округа ... в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки парковки вдоль территории МКОУ СОШ --- ..., расположенной по адресу: ..., со стороны проезжей части ..., а именно обустроить разрывы в перильных ограждениях по обе стороны парковки у образовательного учреждения и нанести горизонтальную разметку парковочных ограничивающую подъезд транспортных средств вплотную к перильному ограждению, а также организовать достаточное количество парковочных мест для инвалидов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ...вом суде через Петровский районный суд ... в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Мишин А.А.