Дело № 33-1286 судья Наумова Т.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 мая 2017 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Пономаревой Е.И., Луниной Т.Д.,
при секретаре Илларионовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шарапова А.М., Ионова А.М. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 21 декабря 2016 года по иску Шарапова А.М., Ионова А.М. к Министерству экономического развития Тульской области, Константинову В.Т. о признании действий и решений по предоставлению земельного участка в аренду незаконными, признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании решения об отказе в проведении аукциона незаконным, обязании провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Е.И., судебная коллегия
установила:
Шарапов А.М., Ионов А.М. обратились в суд с иском к министерству экономического развития Тульской области, Константинову В.Т. о признании действий и решений по предоставлению земельного участка в аренду незаконными, признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки, признании решения об отказе в проведении аукциона незаконным, обязании провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
В обоснование заявленных требований указали, что истец Шарапов A.M. является собственником земельного участка, местоположение границ которого установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадью <данные изъяты> кв. м, имеющего кадастровый номер №, по адресу: <адрес> (<адрес>), а также расположенного на данном земельном участке жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Также он использует прилегающую к его земельному участку территорию, расположенную за его домом, приблизительной площадью около <данные изъяты> кв. м, вся территория приблизительной площадью <данные изъяты> кв. м огорожена забором и используется как единый земельный участок.
За забором находится земельный участок, имеющий кадастровый номер №, в границах которого расположен памятник природы регионального значения «Городской парк «Рогожинский».
Собственник соседнего с земельным участком Шарапова A.M. земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, имеющего кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, Ионов А.М., использует земельный участок в установленных границах и прилегающую с юга к участку территорию площадью около <данные изъяты> кв. м, вся эта территория огорожена металлическим забором.
В ДД.ММ.ГГГГ года к Шарапову А.М., Ионову А.М. обратился Константинов В.Т. который пояснил, что он приобрел право аренды земельного участка с кадастровым номером №, фактически занимаемого ими, но не включенного в границы принадлежащих им на праве собственности участков с кадастровыми номерами №, №, и потребовал освободить земельный участок от заборов, прекратить его использование.
Истцы, полагая, что Константинов В.Т. не имеет преимущественного права на приобретение вновь сформированного земельного участка, а также выразив волеизъявление на приобретение права аренды на вновь сформированный земельный участок, обратились в министерство экономического развития Тульской области с заявлениями о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеназванного земельного участка, имеющего кадастровый номер №.
Обзнакомившись с публикацией о предоставлении земельного участка в аренду, содержащейся в номере № № газеты «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года, узнав, что земельный участок является вновь образованным на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением министерства экономического развития Тульской области ДД.ММ.ГГГГ г., поставленным на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года, и что никаких прав на вышеназванный земельный участок в ЕГРП зарегистрировано не было, обратились на личный прием к директору департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, где сообщили о сложившемся порядке пользования спорной территорией и просили удовлетворить их заявления и провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №. Однако им было сообщено, что министерством экономического развития Тульской области подготовлен проект соглашения о предоставлении земельного участка в аренду Константинову В.Т., и оснований для проведения аукциона не имеется. Кроме того, было указано на факт обращения Константиновым В.Т. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в ДД.ММ.ГГГГ году.
Полагая, что площадь, конфигурация и местоположение земельного участка, в отношении которого Константинов В.Т. обращался с заявлением о предоставлении в аренду, не соответствуют сформированному и предоставленному в аренду земельному участку, что публикация в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ г. была дана в отношении земельного участка, не соответствующего фактически сформированному и предоставленному Константинову В.Т., и что действия министерства экономического развития Тульской области, выразившиеся в предоставлении земельного участка, имеющего кадастровый номер №, без проведения торгов спустя почти три года после публикации, и после отзыва по истечении более года заявок иных лиц на его предоставление, нарушают их права и законные интересы, истцы обратились в суд с указанным иском.
По изложенным основаниям просили признать незаконными решения и действия министерства экономического развития Тульской области по предоставлению земельного участка в аренду Константинову В.Т. без проведения торгов, признать недействительным договор № № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Константиновым В.Т. и министерством экономического развития Тульской области на земельный участок <данные изъяты> и применить последствия недействительности сделки в виде прекращения права аренды Константинова В.Т. на этот земельный участок; признать незаконным решение министерства экономического развития Тульской области об отказе Шарапову А.М. в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года № №, признать незаконным решение министерства экономического развития Тульской области об отказе Ионову А.М. в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, изложенное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года № №, обязать министерство экономического развития Тульской области в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Шарапова А.М. и Ионова А.М., для чего обязать провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
В судебном заседании истцы Шарапов А.М., Ионов А.М., их представитель по доверенности Дорошенко А.В., представители Шарапова А.М. по доверенности Номеров А.Н., по ордеру адвокат Шевяков А.Н. заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Ответчик Константинов В.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Константинова В.Т. по доверенности Лутикова В.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований Шарапова А.М., Ионова А.М., полагая их необоснованными.
Представитель ответчика Министерства экономического развития Тульской области по доверенности Сударев А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований Шарапова А.М., Ионова А.М., полагая их необоснованными и ссылаясь на то, что информационное сообщение о предоставлении спорного земельного участка было опубликовано до ДД.ММ.ГГГГ г. – даты вступления в силу ФЗ от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ, в связи с чем в отношении процедуры предоставления данного земельного участка должно применяться законодательство в редакции до внесения в ЗК РФ изменений, вступивших в силу ДД.ММ.ГГГГ г. Кроме того, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка в соответствии с действующим на момент инициации данной процедуры законодательством.
Представитель ответчика - администрации г. Тулы, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Тульской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении исковых требований Шарапова А.И. и Ионова А.М. отказано.
Определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ г. произведена замена ответчика Министерства экономического развития Тульской области правопреемником Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области.
В апелляционной жалобе Шарапов А.М., Ионов А.М. просят решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные ими требования.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав объяснения Шарапова А.М., его представителей по доверенности Дорошенко Я.А., Редькиной Т.В., по ордеру Шевякова А.Н., по доверенности и ордеру Мутовина Д.С., возражения представителя Константинова В.Т. по доверенности Лутиковой В.Г., представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Сударева А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Шарапов A.M. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>, а также расположенного на данном земельном участке жилого дома, назначение: объекты жилого комплекса, <данные изъяты> этажного (подземных этажей - <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. № №, лит. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Местоположение границ принадлежащего Шарапову A.M. земельного участка установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.
С момента предоставления земельного участка и по настоящее время Шарапов A.M. использует его в установленных границах. Также Шарапов A.M. использует с того же времени (ДД.ММ.ГГГГ года) прилегающую к его земельному участку территорию, расположенную за его домом, ориентировочной площадью около <данные изъяты> кв.м. Вся эта территория ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. огорожена забором и используется как единый земельный участок. За забором находится земельный участок с кадастровым номером №, в границах которого расположен памятник природы регионального значения «Городской парк «Рогожинский». Данное обстоятельство подтверждается топографической съемкой ДД.ММ.ГГГГ г. и актом обмера земельного участка ДД.ММ.ГГГГ г., изготовленными Тульским городским геоцентром «Центрмаркшейдерия», техническим паспортом на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ г., а также фрагментом публичной кадастровой карты спорной территории.
Истец Ионов A.M. является собственником соседнего с земельным участком Шарапова A.M. земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>.
Местоположение границ принадлежащего Ионову A.M. земельного участка также установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.
С момента предоставления земельного участка и по настоящее время Ионов A.M. использует его в установленных границах, а также использует прилегающую к участку с юга территорию площадью около <данные изъяты> кв.м. Вся используемая им территория по периметру огорожена единым металлическим забором, что подтверждается топографической съемкой от ДД.ММ.ГГГГ г., изготовленной ФГУП ЦТМП «Центрмаркшейдерия».
ДД.ММ.ГГГГ г. Константинов В.Т. обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м.
К указанному заявлению прилагалась схема расположения испрашиваемого Константиновым В.Т. земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ г. министерством направлен запрос главе администрации муниципального образования город Тула о возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также о процедурах, которые проводились администрацией города Тулы до ДД.ММ.ГГГГ года по его предоставлению, в том числе о публикации сообщения о приеме заявлений и количестве принятых заявлений.
Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, администрация города Тулы сообщила, что предоставление земельного участка представляется возможным.
Министерство опубликовало в газете "Тульские известия" в номере № от ДД.ММ.ГГГГ г. сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлением в Министерство о приобретении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., обратились Корнеев Р.С. и Матвеева С.Д., которые впоследствии (по истечении более года) ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г., соответственно, указанные заявления отозвали.
ДД.ММ.ГГГГ г. Министерство письмом сообщило Константинову В.Т., что он является единственным лицом, подавшим заявление на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду. Для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю необходимо представить в адрес министерства имущественных и земельных отношений Тульской области оригинал кадастрового паспорта на данный земельный участок.
С целью формирования испрашиваемого земельного участка и постановки его на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ г. Константинов В.Т. представил в Министерство схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ г. Министерство вынесло распоряжение № № "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>".
ДД.ММ.ГГГГ Константинов В.Т. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, указывая в заявлении на кадастровый номер образованного в соответствии с утвержденной схемой земельного участка, то есть завершении процедуры формирования земельного участка (подпункт 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ). Согласно кадастровому паспорту сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ г.
Из графической части вышеназванной схемы расположения земельного участка следует, что вновь сформированный земельный участок размещен южнее земельных участков истцов кадастровыми номерами № и № в границах огороженной и фактически используемой ими территории. При этом границы вновь образованного участка являются частично смежными с частью границ вышеназванных участков истцов.
Согласно вышеназванному распоряжению Министерства экономического развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена при учете публикации извещения о предоставлении участка в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ г. № № и заявления Константинова В.Т.
ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. Шарапов A.M. и Ионов А.М. обращались с заявлениями о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. Министерство письмами сообщило Шарапову A.M., и Ионову А.М. о том, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду иному гражданину (Константинову В.Т.) для индивидуального жилищного строительства на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Разрешая возникший спор, суд руководствовался законодательством, действующим на момент подачи Константиновым В.Т. заявления (ДД.ММ.ГГГГ г.) о предоставлении земельного участка, то есть по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ г. – до внесения в Земельный кодекс РФ изменений, и сопоставив перечисленные в нем и в постановлении правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (без проведения торгов)» процедуры с последовательностью действий Министерства при формировании и предоставлении земельного участка Константинову В.Т., и пришел к выводу о том, что порядок предоставления земельного участка с кадастровым номером № Министерством не нарушен, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцами требований о признании незаконными действий Министерства по предоставлению земельного участка Константинову В.Т. в аренду и о признании недействительным договора аренды не усмотрел.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ЗК РФ внесены масштабные изменения, в большинстве своем, вступившие в силу 01.03.2015 г.
Согласно положениям п. 2, п. 3 ст. 34 данного закона № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
На основании п.1 ст. 28 Земельного кодекса РФ в действовавшей ранее редакции земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно положениям п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Положениями ст. 30.1 ЗК РФ регламентированы особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1, п.3 ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно положениям п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из заявления Константинова В.Т. от ДД.ММ.ГГГГ г. в Министерство имущественных и земельных отношений, он просил предоставить ему участок площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, местоположение участка согласно прилагаемой схеме № №.
К заявлению Константинова В.Т. приложена одна схема, в которой схематично на фрагменте электронной карте города Тулы отрисованы два прямоугольных участка, оба заштрихованы и один из них обозначен под номером №.
При этом из указанной схемы однозначно следует, что оба этих участка не являются смежными с участками Шарапова А.М. и Ионова А.М., участок под номером № находится с торцевой стороны на некотором расстоянии от находящегося в фактическом пользовании Шарапова А.М., часть из которого, площадью <данные изъяты> кв.м., он имел намерение оформить в собственность, для чего согласовал границы с органом местного самоуправления (л.д. 15 т. 1), однако данную процедуру не завершил. Другой участок (без номера) обозначен, как граничащий с участком, являющимся соседним с участком Шарапова А.М. с боковой стороны.
На какой из обозначенных в схеме участков претендовал Константинов В.Т. и в отношении какого участка Министерством произведены действия по его предоставлению, в том числе публикация в газете, судом первой инстанции не установлено, и в суде апелляционной инстанции, как представитель Министерства, так и представитель Константинова В.Т., однозначный ответ на данный вопрос не дали, в то время как местоположение и конфигурация предоставленного в аренду Константинову В.Т. участка значительно отличается от местоположения и конфигурации участков, приведенных в вышеуказанной схеме.
В постановлении правительства Тульской области от 26.06.2012 г. N 289 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (без проведения торгов)», действовавшего на период поступления от Константинова В.Т. заявления о предоставлении земельного участка, определены стандарты предоставления государственной услуги и установлены сроки и последовательность административных процедур.
Пунктами 20, 21 указанного Регламента установлено, что при обращении за предоставлением государственной услуги заявитель представляет в министерство заявление о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в котором должны быть указаны цель предоставления земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, местоположение и площадь земельного участка. К заявлению прилагаются, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка либо документ, подтверждающий отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участка; указание местоположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка).
Сотрудник министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, для определения возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в трехдневный срок с момента поступления к нему заявления (документов) подготавливает проект обращения в администрацию муниципального образования город Тула, указанный проект обращения подписывается руководителем министерства или уполномоченным на то лицом (п. 62 Регламента).
Основанием для публикации сообщения о приеме заявления является поступление из администрации муниципального образования город Тула сведений о возможности (невозможности) предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (п. 65 Регламента).
При получении сведений из администрации муниципального образования город Тула о возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства сотрудник министерства, ответственный за предоставление государственной услуги, в двухнедельный срок направляет в газету «Тульские известия» для публикации сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства (п. 66 Регламента).
Между тем предпринятые в отношении спорного земельного участка действия Министерства не соответствовали требованиям земельного законодательства и приведенных положений Административного регламента.
Как следует из содержания запроса министерства, направленного ДД.ММ.ГГГГ г. главе администрации муниципального образования город Тула, в нем ставится вопрос о возможности предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (согласно приложенной схеме), ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № № администрация города Тулы сообщила, что предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства является возможным.
При этом данных о том, в отношении какого из двух земельных участков, обозначенных Константиновым В.Т. в приложенной к заявлению схеме, испрашивалась возможность предоставления в аренду и получено согласование о возможности такого предоставления, указанные документы не содержат.
Из текста извещения, опубликованного в газете «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что сообщается о приеме заявлений о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из имеющихся в материалах дела графических документов и доводов стороны истца, не опровергавшихся стороной ответчика, протяженность улицы Академика Павлова составляет три километра, а сама улица находится в нескольких территориальных зонах, градостроительные регламенты и порядок использования которых значительно различаются.
В произведенной Министерством публикации в газете какие-либо ориентиры, позволяющие определить даже примерное местоположение участка на указанной улице, не приведены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что отсутствие адресного ориентира земельного участка не позволяет однозначно определить местоположение такого участка и идентифицировать его в качестве потенциального объекта арендных правоотношений, и, как следствие, создало препятствия в реализации прав истцов, заинтересованных в приобретении земельного участка.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым также отметить, что земельный участок с кадастровым номером №, местоположение и конфигурация которого на соответствует ни одному из обозначенных им схеме участков, не мог быть передан ответчику на праве аренды и потому, что вопрос о предоставлении именно этого участка в заявлении не ставился.
Иной подход приводил бы к возможности произвольного изменения местоположения приобретаемого в аренду земельного участка по отношению с первоначально испрашиваемому и вводило в заблуждение граждан, являющихся потенциальными приобретателями такого участка относительно заинтересованности в его приобретении.
По изложенным основаниям судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия Министерства имущественных и земельных отношений по предоставлению в аренду Константинову В.Т. земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, противоречили принципам публичности предоставления земельных участков, гарантирующим равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков, вследствие чего повлекли установление необоснованного приоритета земельных прав одного лица, заинтересованного в предоставлении ему земельного участка, по отношению к правам других лиц, находящихся в равных условиях, в частности прав истцов.
Выводы суда о том, что законом не установлены критерии для публикаций сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков и критерии к схеме расположения испрашиваемого земельного участка, в частности указания его конкретных координат и точных ориентиров, а также о том, что права истцов, как лиц, не обратившихся в указанный в опубликованном извещении срок, с соответствующими заявлениями, не нарушены, судебная коллегия, учитывая вышеприведенные обстоятельства полагает не основанными на номах закона и противоречащими установленным по делу обстоятельствам.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 166, ░░. 167 ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░. 168 ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 167 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░. № № ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░. № №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░