Дело № 33-2486/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 20 мая 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Пуминовой Т.Н.
судей: Жегуновой Е.Е., Чесноковой А.В.
при секретаре Копановой М.С.
с участием прокурора Сипиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яшкина Таната Кайралаповича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 октября 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени удовлетворить.
Признать прекращенным типовой договор найма служебного жилого помещения от 13 октября 2010 года <.......> на жилое помещение - квартиру <.......>, заключенный между Администрацией города Тюмени и Яшкиным Танатом Кайралаповичем.
Выселить Яшкина Таната Кайралаповича, Яшкину Алию Айтугановну, Яшкину Жанару Танатовну, Яшкину Амину Танатовну, Яшкину Айшу Танатовну, Яшкину Жанелу Танатовну из квартиры <.......> без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать солидарно с Яшкина Таната Кайралаповича, Яшкиной Алии Айтугановны, Яшкиной Жанары Танатовны, Яшкиной Амины Танатовны, Яшкиной Аиши Танатовны, Яшкиной Жанелы Танатовны пошлину в соответствующий бюджет 12000 рублей.
Встречный иск Яшкина Таната Кайралаповича, Яшкиной Жанары Танатовны, Яшкиной Амины Танатовны, Яшкиной Аишы Танатовны, Яшкиной Жанелы Танатовны к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить бессрочный договор социального найма жилого помещения,- оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения Яшкина Т.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени - Галимуллина И.М., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Сипиной С.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени обратился в суд с иском к Яшкину Т.К., Яшкиной А.А. и малолетним Яшкиной Жанаре Танатовне, Яшкиной Амине Танатовне, Яшкиной Аише Танатовне, Яшкиной Жанеле Танатовне о признании прекращенным договора найма служебного жилого помещения от 13 октября 2010 г. <.......>, заключенного с Яшкиным Т.К. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, <.......>, выселении ответчиков из данной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Требования были мотивированы тем, что указанная квартира с 2005 года включена в реестр муниципального имущества г. Тюмени, распоряжением Администрации г. Тюмени от 09 сентября 2010 г. <.......>-рк она была отнесена к специализированному жилищному фонду. 08 октября 2010 г. Администрацией г. Тюмени было издано распоряжение <.......>-рк о предоставлении данного помещения в пользование ответчику Яшкину Т.К. и членам его семьи в качестве служебного на период прохождения Яшкиным Т.К. службы в УВД по г. Тюмени. По данным УМВД России по Тюменской области, трудовые отношения с ответчиком прекращены. В связи с данным обстоятельством, договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие. Кроме того, решением Центрального районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 марта 2015 г., Яшкину Т.К. было отказано в иске о признании права на приватизацию занимаемой квартиры. В адрес ответчиков было направлено уведомление о необходимости освобождения спорного помещения, до настоящего времени данное требование не исполнено.
Яшкин Т.К., Яшкина А.А., действовавшие также в интересах своих малолетних детей Яшкиной Жанары Танатовны, Яшкиной Амины Танатовны, Яшкиной Аишы Танатовны, Яшкиной Жанелы Танатовны, обратились в суд со встречным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тюмень, <.......>, и возложении обязанности заключить с Яшкиным Т.К. договор социального найма в отношении данного помещения.
Требования были мотивированы тем, что жилое помещение приобретает статус служебного только после его регистрации в качестве такового органом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В противном случае, граждане имеют право приватизировать данное помещение независимо от того обстоятельства, что оно было предоставлено им в связи с трудовой деятельностью. Поскольку отнесение занимаемой истцами квартиры к специализированному жилищному фонду не было зарегистрировано в установленном порядке, она не приобрела данный статус. В этой связи, сложившиеся между сторонами правоотношения по поводу спорного помещения следует расценивать как вытекающие из договора социального найма.
Определением суда от 22 октября 2018 г. встречные исковые требования Яшкиной А.А. были оставлены без рассмотрения ввиду отсутствия ее подписи на встречном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени - Краснова Е.А., действовавшая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, не согласившись со встречным иском.
Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Яшкин Т.К. в судебном заседании с первоначальным иском не согласился, поддержав встречные требования.
Участвовавший в деле прокурор в заключении по делу полагал первоначальный иск законным и обоснованным, встречные требования подлежащими отклонению.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Яшкин Т.К., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в первоначальном иске и удовлетворении встречных требований. Ссылаясь на пункт 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, полагает, что спорное жилое помещение не приобрело статус служебного, поскольку не было зарегистрировано в качестве такового органом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Считает себя имеющим право бессрочного пользования занимаемой квартирой вне зависимости от того, что она была предоставлена ему на период службы. Указывает на оставление судом без внимания тех обстоятельств, что у него на иждивении находятся четыре несовершеннолетних ребенка и возможность приобретения другого жилья отсутствует. Выражает несогласие с выводом суда о том, что решение Центрального районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2014 г. и апелляционное определение, которым данное решение было оставлено без изменения, имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела, поскольку составы лиц и предметы споров по данным делам не тождественны друг другу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статьи 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Согласно части 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Как следует из дела, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, <.......>, включено в реестр муниципального имущества г. Тюмени на основании распоряжения Администрации г. Тюмени от <.......> от 01 февраля 2005 г. (л.д. 8).
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 09 сентября 2010 г. <.......>-рк данное помещение было включено в специализированный жилищный фонд г. Тюмени и отнесено к служебным жилым помещениям (л.д. 11).
08 октября 2010 г. Администрацией г. Тюмени было издано распоряжение <.......>-рк о предоставлении в пользование ответчику Яшкину Т.К. и членам его семьи спорной квартиры в качестве служебной на период прохождения Яшкиным Т.К. службы в УВД по г. Тюмени (л.д. 12).
На основании данного распоряжения 13 октября 2010 г. между Администрацией г. Тюмени (наймодатель) и Яшкиным Т.К. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения <.......>, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование указанное жилое помещение для временного проживания в нем. Договор был заключен на время прохождения нанимателем службы в УВД по г. Тюмени (л.д. 13 - 16).
Яшкин Т.К. пытался в судебном порядке признать за собой право на приватизацию занимаемого жилого помещения и возложить на Администрацию г. Тюмени обязанность заключить с ним договор приватизации: решением Центрального районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 марта 2015 г., в удовлетворении исковых требований ему было отказано (л.д. 27 - 29, 30 - 35).
Приказом УМВД России по г. Тюмени <.......> л/с от 10 августа 2017 г. Яшкин Т.Г. был уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по инициативе сотрудника) (л.д. 19).
22 марта 2018 г. в адрес ответчиков было направлено уведомление о прекращении договора найма и необходимости освобождения спорного жилого помещения (л.д. 36 - 38).
В настоящее время Яшкины продолжают проживать в служебной квартире, что ими в ходе производства по делу не отрицалось. Доказательств того, что они относятся к числу лиц, не подлежащих в силу приведенных выше правовых норм выселению из специализированного жилого помещения, в деле нет.
Постановив обжалуемое решение в части удовлетворения первоначального иска, суд исходил из того, что увольнение Яшкина Т.К. со службы в органах внутренних дел влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения, заключенного с ним на период службы, в связи с чем Яшкины подлежат выселению по требованию Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени как уполномоченного органа, действующего от имени собственника жилого помещения, в котором ответчики проживают в отсутствие законных на то оснований.
Отказывая во встречном иске, суд не усмотрел наличия оснований для признания за Яшкиными права пользования занимаемым помещением на условиях договора социального найма, поскольку данное помещение было предоставлено Яшкину Т.К. в качестве служебного на период прохождения службы в УВД г. Тюмени. Довод Яшкина Т.К. о том, что спорное помещение не имеет статуса служебного, поскольку не регистрировалось в таком качестве, был отклонен судом со ссылкой на обстоятельства, установленные решением Центрального районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2014 г., апелляционным определением, которым данное решение было оставлено без изменения, и статью 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное помещение на момент предоставления его Яшкину Т.К. ответчикам не имело статуса служебного, опровергаются материалами дела, в частности, упомянутым Распоряжением Администрации г. Тюмени от 09 сентября 2010 г. о включении данного помещения в состав специализированного жилищного фонда в качестве такового. Поскольку положения части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве условия отнесения жилого помещения к числу специализированных относят принятие органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом, соответствующего решения, приобретение спорным помещением статуса служебного в рассматриваемом случае следует считать состоявшимся.
В соответствии с пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 (далее - Правила), орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении (абзац 1). Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (абзац 3).
Вместе с тем, Правилами, Жилищным кодексом Российской Федерации, иными действующими в настоящее время законами государственная регистрация отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо последствия невыполнения органом, вынесшим решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, указанного в пункте 14 Правил требования о направлении данного решения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, не предусмотрены.
В связи с изложенным ссылка в апелляционной жалобе на пункт 14 Правил отклоняется как не влияющая на правильность принятого судом решения.
Обстоятельства, установленные решением Центрального районного суда г. Тюмени от 03 декабря 2014 г. и апелляционным определением, которым это решение было оставлено без изменения, применительно к требованиям Яшкина Т.К., заявленным в рамках настоящего дела, были обязательны для суда в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Довод апелляционной жалобы о неприменимости в рассматриваемом случае данной правовой нормы основан на ее неверном понимании.
Доводы жалобы о возникновении у Яшкина Т.К. права бессрочного пользования спорным жилым помещением вне зависимости от условий, на которых оно было предоставлено ему в пользование, несостоятельны как не основанные на законе.
Такие обстоятельства, как наличие у истца на иждивении несовершеннолетних детей и отсутствие у него возможности приобрести другое жилье, не имеют правового значения для разрешения спора, заявленного сторонами в рамках настоящего дела.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно и полно определены значимые для дела обстоятельства, дана верная оценка представленным сторонами доказательствам, не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Яшкина Таната Кайралаповича - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи