Решение по делу № 2-1839/2012 от 13.12.2012

дело №2-1839/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 декабря 2012 года       село Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием помощника прокурора Никитина И.В.,

при секретаре Насибуллиной Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иглинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Охлебининской средней образовательной школы муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об устранении нарушений экологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Иглинского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Охлебининской средней образовательной школы муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - администрация Охлебининской средней образовательной школы МР Иглинский район РБ), отделу образования администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об устранении нарушений экологического законодательства, указывая в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований экологического законодательства, в результате которой установлено, что в ходе деятельности общеобразовательного учреждения образуются различные отходы в виде бумаг, лампочек, полиэтилена, смета с территории, производственного, бытового мусора и т.д. Проведенным мониторингом установлено, что согласно данным, представленным Управлением Роспироднадзора по РБ о начисленных и уплаченных суммах платы за негативное воздействие на окружающую среду, предприятий, находящихся на территории Иглинского района РБ, ответчиком не производятся вышеуказанные платы. В силу ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года №284-О и Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются: юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно приказу Ростехнадзора от 08 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства плата за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком за 3-ый квартал 2012 года не произведена. Прокурор просит обязать ответчика устранить нарушения экологического законодательства, выразившиеся в неосуществлении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-ий квартал 2012 года, обязать ответчика осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3-ий квартал 2012 года.

Определением судьи Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года по ходатайству помощника прокурора Иглинского района РБ Никитина И.В. отдел образования администрации муниципального района Иглинский район РБ исключен из числа ответчиков по данному делу.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Иглинского района РБ Никитин И.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения помощника прокурора Иглинского района РБ Никитина И.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 16 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632.

Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», в редакции Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 года №410, утверждены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым согласно пункту 2 данного Приказа, является календарный квартал.

Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 года N 204 утвержден Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Положениями п.п. 1, 2 указанного Порядка предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы, иным образом осуществлять вредное воздействие на окружающую среду.

Данные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, указанные выплаты носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности.

Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

При этом обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Как следует из материалов дела администрация Охлебининской средней образовательной школы МР Иглинский район РБ является общеобразовательным учреждением, в результате деятельности которого осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Иглинского района РБ Никитиным И.В., администрация Охлебининской средней образовательной школы МР Иглинский район РБ плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3-ий квартал 2012 года, не произвело.

Данное обстоятельство подтверждается также письменными объяснениями начальника отдела образования администрации МР Иглинский район РБ ФИО1 и представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан перечнем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Иглинского района, вносивших плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3-ий квартал 2012 года.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, которые в ходе рассмотрения дела в суде ответчиком не оспаривались, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 191-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора Иглинского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать администрацию Охлебининской средней образовательной школы муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Р.Р.Сафина

2-1839/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Иглинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Охлебининский общеобразовательной школы
Отдел образования администрации муниципального района Иглинский район РБ
Суд
Иглинский районный суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
iglinsky.bkr.sudrf.ru
13.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2012Передача материалов судье
17.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
17.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2012Собеседование
19.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2012Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее