Дело № 2а-386/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар 14 декабря 2017 года
Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Булавина И.В.,
при секретаре Ямашкиной Е.Л.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Погарского района Брянской области Новикова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Погарского района Брянской области к администрации Гриневского сельского поселения Погарского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем (<адрес>),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Гриневского сельского поселения Погарского района с требованиями о признании незаконным бездействия в части постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем и возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под кладбищем по адресу: <адрес>. В обоснование иска административный истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле по содержанию мест захоронения на территории сельских поселений, в ходе которой установлено, что на территории Гриневского сельского поселения Погарского района в <адрес> расположено место захоронения - общественное кладбище, содержание которого в соответствии с п.2 ст. 7.1 Устава сельского поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения. Для осуществления такой деятельности и реализации возложенных полномочий, считает истец, сельские поселения должны обладать правом пользования на земельный участок под кладбищем в соответствии с п.1 ст. 268 Гражданского кодекса РФ. Ссылается на то, что земельный участок под указанным кладбищем, являясь объектом недвижимого имущества, в нарушение Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ не поставлен на кадастровый учет.
По мнению прокурора, с целью соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на муниципальные образования и сельские поселения полномочий земельные участки под кладбищами подлежат постановке на кадастровый учет без дальнейшего оформления права собственности. Непринятие сельскими поселениями мер по содержанию кладбищ может вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а тем самым нарушение прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. Кроме того, полагает, что расходование денежных средств на обслуживание кладбищ, в отношении которых не осуществлено установление границ и постановка на кадастровый учет способствует нарушению финансовой дисциплины сельскими поселениями.
В силу вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика в части постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем и возложить на орган местного самоуправления обязанность поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под кладбищем по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Погарского района Брянской области Новиков К.А. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив адрес земельного участка, занятого под кладбище: <адрес>.
Представитель администрации Гриневского сельского поселения Погарского района Брянской области в лице главы сельского поселения ФИО3 в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, административные исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 03.08.2017 года), к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 96.03.1) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 96.03.11), включая услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения (код 96.03.11.300); услуги по кремации; услуги по покупке или аренде места для захоронения.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Постановка на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, включая земельные участки, урегулирована главой 3 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 1 Закона Брянской области «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» от 05.12.2014 года N 80-З (с последующими изменениями и дополнениями) за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Уставом Гриневского сельского поселения Погарского района Брянской области в новой редакции организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения сельского поселения (п.12 ст. 7 Устава).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения является вопросами местного значения сельского поселения, которые отнесены законом субъекта РФ к полномочиям сельского поселения, исполнительным органом которого является администрация сельского поселения.
Согласно информации администрации Гриневского сельского поселения Погарского района от ДД.ММ.ГГГГ на территории Гриневского сельского поселения расположено девятнадцать общественных кладбищ, в том числе два из них находится в <адрес>. На восьми земельных участках, занятых под кладбища, в число которых входят кладбища в <адрес>, осуществлено межевание. В настоящее время ведется работа по постановке на кадастровый учет.
Из уведомления управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельный участок под кладбищем по адресу: <адрес> отсутствуют.
Таким образом, как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Гриневского сельского поселения имеется общественное кладбище в <адрес>, земельный участок под которым не поставлен на государственный кадастровый учет.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения и обязании ответчика совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем по указанному адресу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Погарского района Брянской области к администрации Гриневского сельского поселения Погарского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем (<адрес>) - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Гриневского сельского поселения Погарского района Брянской области, выразившееся в не постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Гриневского сельского поселения Погарского района Брянской области совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Булавин.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.