Судья Янченков С.М. дело № 33-7149/2022
№2-326/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2022 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Щетининой Е.Ф.,
судей Тактаровой Н.П., Юрченко Т.В.,
при секретаре Ласкове Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириченко Юлии Николаевны к Администрации Аксайского района Ростовской области, третье лицо Министерство строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области об оспаривании решения, понуждении включить в состав ведомственной целевой программы по апелляционной жалобе Кириченко Юлии Николаевны на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 10 марта 2021г.
Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В., судебная коллегия
установила:
Кириченко Ю.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Аксайского района Ростовской области о признании незаконным и отмене решения администрации Аксайского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.09.2020г. об отказе во включении Кириченко Ю.Н. в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Просила обязать ответчика включить её в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», включить в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и представить данный список в орган исполнительной власти субъекта РФ для дальнейшего получения жилищного сертификата на приобретение жилья.
В обоснование требований указала, что является гражданкой РФ, выехавшей из зоны проживания с правом на отселение (г. Коростень, Житомирской области, Украина), где проживала с момента рождения – ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по 30.01.2013г.
Постановлением Администрации Щепкинского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.11.2019г. она была поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
04.02.2020г. обратилась к ответчику с заявлением о признании ее участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и предоставлении ей за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом, представив все требуемые документы.
01.09.2020г. истцу было отказано во включении её в состав участников целевой программы со ссылкой на то, что истец относится к иной категории граждан.
Указанный отказ истец считает незаконным, поскольку ответчиком неправильно определена категория граждан, установленная Законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно ответу истцу отказано во включении в программу в связи с применением частей 2 и 3 ст. 22 указанного закона, тогда как подлежит применению ч.1 ст. 22.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 10 марта 2021г. в удовлетворении исковых требований Кириченко Ю.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Кириченко Ю.Н. просила об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права, указав на то, что судом неправильно применены положения ч.1 ст.22 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом суд, изучив рекомендации, изложенные в письме Минстроя России от 06.03.2015г. №6348-КС/05 и в письме Минстроя России от 07.08.2017г. №28068-ЕС/05, пришел к неправильным выводам, что указанные письма отменяют применение в отношении истца положений ч.1 ст.22 Закона №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Вопрос применения ч. 1 и 2 ст.22 Закона №1244-1 был несколько раз предметом конституционного рассмотрения: определение Конституционного Суда от 14.04.2015г. №1007-О, определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2016г. №134-О. Согласно позиции, изложенной в определениях, Конституционный Суд указывает на наличие добросовестности переселения и осознания последствий данного действия, в то время как заявитель родилась в зараженной зоне и никакого выбора не имела. Заявитель указывает на то, что письмо, на которое ссылается суд, содержит иные разъяснения по вопросу применения ч.1 и ч.2 с.22 закона №№1244-1 и дает разъяснения только по гражданам «добровольно переселившимся», но не гражданам, родившимся в зараженной зоне.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июля 2021г. решение Аксайского районного суда Ростовской области от 10 марта 2021г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кириченко Ю.Н. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2022г. отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 июля 2021г., указав на неправильное применение судами первой и второй инстанции при рассмотрении дела к спорным правоотношениям положений ч.2 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции истец Кириченко Ю.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ в отсутствие ответчика Администрации Аксайского района Ростовской области, третьего лица Министерства строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежащим образом, в том числе, с учетом ходатайства Администрации Аксайского района Ростовской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), учитывая выводы судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Кириченко Ю.Н. родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в г. Коростень Житомирской области (Украина) (л.д.12, 22), где проживала и была зарегистрирована в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по 07.09.2005г., с 22.08.2009г. по 30.01.2013г.
Как следует из паспорта истца, выданного 26.06.2016г. Отделом УФМС России по Республике Башкортостан в Кировском районе г.Уфы, Кириченко Ю.Н. 03.03.2016г. была зарегистрирована по месту жительства в Кировском районе г.Уфы, 07.04.2016г. снята с регистрационного учета, с 12.04.2016г. зарегистрирована межрайонным отделом УФМС России по Ростовской области в г.Аксае по месту жительства по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Согласно удостоверению АИ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданному 03.07.2017г. Министерством труда и социального развития Ростовской области, Кириченко Ю.Н. является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение из г. Коростень, в связи с чем, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.11).
Кириченко Ю.Н. обратилась в администрацию Аксайского района Ростовской области с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
По результатам рассмотрения обращения, Кириченко Ю.Н. 01.09.2020г. заместителем главы администрации Аксайского района Ростовской области по вопросам строительства, архитектуры и территориального развития направлен мотивированный ответ о том, что она не может быть включена в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д.13).
Разрешая спор, руководствуясь Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», учитывая разъяснения, данные в письме Минстроя России от 06.03.2015 г. № 6348-ЕС/05, в письме Минстроя России от 07.08.2017 г. № 28068-ЕС/05, в п. 5.1 Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, согласно положениям абз. 2 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд исходил из того, что Кириченко Ю.Н. не достигла возраста, дающего права выхода на пенсию и, соответственно, права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в настоящее время.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являющимся специальным нормативным правовым актом, направленным, как определено в ст. 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04. 1986г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируются также гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания (ст. 49 Закона).
В силу ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых, начиная с 1991г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), на которых, начиная с 1991г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (ч.2 ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр) и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным Законом (ч.1 ст. 10 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
В ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно п. 11 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986г. и в последующие годы.
Частью 1 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, указанным в п. 11 ч.1 ст.13 этого Закона (под действие которой попадает истец), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Одной из мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона РФ).
Правительством Российской Федерации принято постановление от 21.03.2006г. №153 «Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Приложением к названным правилам установлена форма сводного списка граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), ч.1 ст. 22 данного Закона предоставляет этой категории граждан возможность пользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 17 Закона РФ 1244-1, в том числе и такой мерой социальной поддержки, как обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В ч.2 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодателем отдельно регламентирован правовой статус граждан, которые переселились после 30.06.1986г. на постоянное место жительства в зону отселения или зону проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно выехали из этих зон на новое место жительства. Меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 названного Закона, таким гражданам предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в указанных зонах, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Из материалов дела усматривается, что истец не относится к гражданам, на которых распространяется действие ч.2 ст. 22 названного Закона, поскольку не является лицом, добровольно переселившимся в зону проживания с правом на отселение после катастрофы, а, родившись после катастрофы, проживала в указанной зоне с семьей с рождения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14.05.2015г. №1007-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Николаевой А.М. на нарушение ее конституционных прав положениями ч.2 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указал, что федеральный законодатель, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, которые переселились после 30.06.1986г. на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
Такая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и в отношении граждан, переселившихся после 30.06.1986г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно выехавших из данной зоны на новое место жительства, поименованных в ч.2 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» наряду с гражданами, которые переселились после 30.06.1986г. на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что Кириченко Ю.Н., родившаяся после 30.06.1986г. (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА относится к категории граждан, переселившихся после 30.06.1986г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, которые впоследствии добровольно переселились из данной зоны на новое место жительства, неправильно распространил положения ч.2 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на сложившиеся правоотношения и не учел, что удостоверением от 03.07.2017г., выданным Кириченко Ю.Н. Министерством труда и социального развития Ростовской области, подтвержден ее статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, а также подтверждено нахождение Кириченко Ю.Н. в этой зоне с момента рождения – ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. до момента выезда – 30.01.2013г.
Кроме того, судом установлено, что мать истца – ФИО9 на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26.04.1986г.) и до 2013г. постоянно проживала в населенном пункте – г.Коростень Житомирская область (Украина), подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие данной катастрофы, истец родилась в зараженной зоне и проживала до 24 лет, после чего по состоянию здоровья выехала из указанной зоны.
Проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Следовательно, статус ребенка, в состоянии внутриутробного развития находившегося на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, не может отличаться от статуса матери, в том числе в случае ее выезда с данной территории в целях минимизации последствий радиационного риска (абз. 1 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2017г. № 40-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Овечкиной Т.С.»).
В связи с изложенным Кириченко Ю.Н. относится к категории граждан, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986г. и в последующие годы), а не к категории граждан, поименованных в ч. 2 ст. 22 этого Закона (граждане, которые переселились после 30.06.1986г. на постоянное место жительства в зону отселения или зону проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно выехали из этих зон на новое место жительства), как ошибочно указал суд первой инстанции.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Кириченко Ю.Н. к администрации Аксайского района Ростовской области о признании незаконным и отмене решения администрации Аксайского района Ростовской области от 01.09.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, об обязании ответчика включить истца в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Кириченко Ю.Н.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 10 марта 2021г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Аксайского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.09.2020г. о включении Кириченко Юлии Николаевны в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Обязать Администрацию Аксайского района Ростовской области включить Кириченко Юлию Николаевну в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и направить в Министерство строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.05.2022г.