Дело № 2а-3308/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Шамониной К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
С обратился в суд с названным административным иском, указав, что является пострадавшим участником долевого строительства, включен в областной и федеральный реестр обманутых дольщиков ООО «Ганза-сервис» по объекту ул. < адрес >, в реестр кредиторов ООО «Ганза-сервис», в Социально ориентированную Программу по защите прав пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, утверждённую Правлением Фонда «Жилищное и социальное строительство Калининградской области» (ЖСС КО) от 21.12.2018 и план её реализации (Дорожную карту), утверждённую общим собранием Жилищно-строительного кооператива «Ганза 4» 26.10.2019 и одобренную Правительством Калининградской области. ЖСК «Ганза 4» был создан пострадавшими участниками долевого строительства ООО «Ганза-сервис» с целью завершения строительства проблемного объекта. 26.09.2018 Арбитражный суд Калининградской области по делу о банкротстве ООО «Ганза-сервис» передал права застройщика Жилищно-строительному кооперативу «Ганза 4». 07.10.2019 Арбитражным судом Калининградской области завершено конкурсное производство по делу А21-5739/2014 о банкротстве ООО «Ганза-сервис». 12.12.2019 застройщик - должник ООО «Ганза-сервис» ликвидировано. По договору долевого участия в строительстве уплатил ООО «Ганза-сервис» 1500000 рублей. Жилой дом не был достроен, должник ООО «Ганза-сервис» признан банкротом. Большая часть уплаченных денег была погашена конкурсным управляющим, в связи с отсутствием у должника имущества, а также в связи со сносом пришедшего в негодность недостроенного дома. Оставшиеся средства в размере 135301,91 рубля, в виде прав застройщика на объекты незавершённого строительства и прав на земельный участок принята в качестве моего паевого взноса, согласно приложению № № к Протоколу № № внеочередного собрания участников ЖСК «Ганза 4» от 26.10.2019. Заключил с Кооперативом договор паенакопления № № от 04.02.2021, является членом кооператива, имеет право на меры поддержки, направленные на обеспечение обманутых граждан жильём и предоставляются, путем финансирования строительства жилого дома за счёт бюджетных средств, в виде разницы между затратами на строительство Объекта паенакопления и величиной внесённого паевого (имущественного) взноса. Мера поддержки ему персонально оказана заключением договора паенакопления № № от 04.02.2021 и финансированием за счёт бюджетных средств строительства жилого помещения (квартиры: № № на 5 этаже дома № № общей площадью - 63,19 кв.м. в жилом доме по адресу: < адрес >
В связи с изменением жизненных обстоятельств, принял решение переуступить права по договору паенакопления третьему лицу. При подготовке договора об уступке возник вопрос: будут ли распространяться меры поддержки на приобретателя пая, будут ли, они следовать за объектом недвижимости. Для чистоты сделки по уступке договора паенакопления важно, чтобы после совершения сделки, к приобретателю пая не было предъявлено Правительством Калининградской области требования возместить оказанные меры поддержки, поскольку он не является обманутым дольщиком и не включён в Программу. Поскольку в законодательстве не установлено правил о сохранении мер поддержки за уступаемым приобретателю паем и о переходе мер поддержки, оказанных уступающему пайщику, к приобретателю пая, 04.02.2021 обратился за разъяснением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области. Письмом от 05.03.2021 исх. № № Министерство ответило, что мера поддержки является адресной и непосредственно связанной с личностью пострадавшего участника долевого строительства.
На второй вопрос: переходят ли меры поддержки за объектом долевого строительства (паем в кооперативе) в случае уступки пая третьему лицу?, Министерство ответа не дало. С таким бездействием Министерства не согласен. Министерство должно дать ответ на все постановленный вопросы, так как на нём, как на исполнительном органе власти лежит обязанность разъяснять положения законодательства, касающегося пострадавших участников долевого строительства, а законодательство прямого ответа на этот вопрос не содержит. Отсутствие ответа Министерства на поставленный вопрос создаёт риск наступления нежелательных последствий от сделки по уступке по договору паенакопления, как для лица, уступающего пай, так и для приобретателя пая, ущемляет право на осуществление гражданских прав и совершение сделок, не противоречащих закону.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, в части непредставления ответа на обращение, обязать дать ответ на все постановленные в обращении вопросы. Взыскать судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в размере 10000 рублей.
Административный истец С в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представитель административного истца по доверенности – С в судебном заседании административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунальных ресурсов Калининградской области и заинтересованного лица Правительства Калининградской области по доверенностям – Д кызы в судебном заседании полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, в удовлетворении требований просила отказать, представила письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица ЖСК «Ганза 4» - П. в судебном заседании административный иск поддержала, указала, что информация по данному вопросу важна для всех пайщиков кооператива в целях правовой определенности, представила письменный отзыв.
Заинтересованное лицо Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области представителя в суд не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Меры по защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калининградской области и пострадавших от действий (бездействия) застройщика, вследствие которых возникли обстоятельства, препятствующие регистрации права собственности указанных граждан на соответствующее жилое помещение определены Законом Калининградской области от 15.02.2012 № 87 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой 26.01.2012).
Законом определено, что «пострадавший участник долевого строительства» - это гражданин, сведения о котором внесены в реестр пострадавших граждан до 27 сентября 2019 года, а также гражданин, не включенный в реестр пострадавших граждан, имеющий требования к недобросовестному застройщику в размере суммы денежных средств, уплаченных им по возмездному договору, предусматривающему передачу в собственность жилого помещения, гражданин, являющийся членом жилищно-строительного кооператива, созданного в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», гражданин - участник строительства, признанный потерпевшим в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, привлекших денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, включенный в реестр пострадавших граждан до 30 июня 2017 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона Правительство Калининградской области устанавливает порядок принятия решения о признании многоквартирного дома проблемным объектом; устанавливает порядок принятия решения о предоставлении мер по защите прав пострадавших участников долевого строительства из числа мер, предусмотренных настоящим Законом; утверждает порядок формирования и ведения сводного перечня проблемных объектов на территории Калининградской области; определяет органы исполнительной власти Калининградской области, осуществляющие полномочия в сфере защиты прав пострадавших участников долевого строительства; взаимодействует с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области долевого строительства многоквартирных домов; взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам защиты прав пострадавших участников долевого строительства; устанавливает порядок заключения соглашения о завершении строительства проблемного объекта и (или) передаче жилых помещений пострадавшим участникам долевого строительства и его типовую форму; устанавливает порядок проведения в целях, предусмотренных пунктом 6 статьи 6 настоящего Закона, конкурса по отбору инвестора; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ч. 4 ст. Закона на территории Калининградской области предоставляются меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в следующих формах:
оказание содействия в завершении строительства проблемного объекта, расположенного на территории Калининградской области;
предоставление пострадавшим участникам долевого строительства в соответствии с Законом Калининградской области "О бесплатной юридической помощи в Калининградской области" бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой прав пострадавших участников долевого строительства в отношении проблемного объекта;
предоставление пострадавшим участникам долевого строительства, признанным потерпевшими в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, привлекших денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, включенным в реестр пострадавших граждан до 30 июня 2017 года, жилых помещений в проблемном объекте (ином многоквартирном доме).
В силу ст. 6 того же Закона оказание содействия пострадавшим участникам долевого строительства в завершении строительства проблемного объекта реализуется при одновременном соблюдении следующих условий:
1) пострадавший участник долевого строительства является членом жилищно-строительного кооператива, объединяющего пострадавших участников долевого строительства, по проблемному объекту и обладающего правом на земельный участок, предоставленный для строительства проблемного объекта;
2) жилищно-строительный кооператив направил в уполномоченный орган обращение с приложением решения указанного жилищно-строительного кооператива об оказании содействия в предоставлении мер по защите прав пострадавших участников долевого строительства, определенных статьей 4 настоящего Закона.
В целях завершения строительства проблемных объектов и исполнения обязательств перед пострадавшими участниками долевого строительства проблемных объектов Фондом «Жилищное и социальное строительство Калининградской области» разработана социально ориентированная программа по защите прав пострадавших участников долевого строительства.
Между Правительством Калининградской области и Фондом 10.09.2018 заключено соглашение о принятии Фондом обязательств по завершению строительства проблемных объектов, во исполнение которого Фонд разработал план мероприятий по реализации Программы по защите прав пострадавших участников долевого строительства (Дорожная карта).
Программой также определено, кто является пострадавшим участником долевого строительства, иным участником строительства, Приложением № 1 к Дорожной карте определен перечень лиц, которые включены в реестр пострадавших участников долевого строительства и иных участников строительства.
Установлено, что С признан пострадавшим участником долевого строительства, включен в реестр обманутых дольщиков ООО «Ганза-сервис» по объекту < адрес >, в социально ориентированную Программу по защите прав пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, утверждённую Правлением Фонда «Жилищное и социальное строительство Калининградской области» от 21.12.2018 и план её реализации (Дорожную карту), утверждённую 26.10.2019 общим собранием ЖСК «Ганза 4», одобренную Правительством Калининградской области.
04.02.2021 С обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунальных ресурсов Калининградской области, в котором просил разъяснить, будут ли распространяться меры поддержки Правительства Калининградской области, оказанные пострадавшим участникам долевого строительства на третьих лиц, которым будут переуступлены права по договору паенакопления? Переходят ли меры поддержки за объектом долевого строительства (паем в кооперативе) в таком случае?
По результатам рассмотрения данного обращения заместителем министра был подготовлен ответ от 05.03.2021 № № который направлен заявителю. В письме со ссылкой на положения Закона Калининградской области от 15.02.2012 № 87 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Калининградской области» указано, что мера поддержки пострадавших участников долевого строительства является адресной, предоставляется индивидуально определенному лицу, которое с момента заключения договора долевого участия в строительстве, оплатив денежные средства за жилое помещение и не получив его в собственность, в течение длительного времени как пострадавшее лицо испытывало моральные и нравственные страдания, а также убытки, связанные с оплатой договора, в том числе, признанное потерпевшим по уголовному делу. Таким образом, меры поддержки, предусмотренные Программой, непосредственно связаны с личностью пострадавшего лица (потерпевшего). Лица, намеревающиеся приобрести пай по соглашению об уступке прав по договору паенакопления у пострадавшего участника долевого строительства (участника Программы), пострадавшими участниками долевого строительства признаны быть не могут в силу отсутствия признака пострадавшего лица, а также в силу приобретения прав и обязанностей в рамках гражданско-правовой сделки, на момент совершения которой такие лица должны осознавать принятие рисков, вытекающих из заключаемой сделки и принимаемых на себя прав и обязанностей. Одновременно разъяснено право обжалования данного ответа.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая решение по делу, суд находит доводы административного истца о допущенном административным ответчиком бездействии необоснованными, в силу следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу ст. 9 указанного Закона обращение подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно положениям ст. 5 указанного Закона гражданин, направивший обращение, вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
Исходя из предписаний ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч. 1).
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч. 2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч. 3).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из материалов дела, действия должностных лиц Министерства по рассмотрению обращения С отвечали требованиям вышеприведенных положений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Обращение административного истца рассмотрено уполномоченным должностным лицом и на него своевременно дан письменный мотивированный ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов.
Несогласие С с формулировкой ответов на поставленные вопросы, само по себе не является основанием для признания действий (бездействия) Министерства незаконными, никаких прав, свобод и законных интересов заявителя направленный ему ответ не нарушает, юридически значимых последствий не влечет.
Довод о том, что отсутствие конкретного ответа о том возникнет ли в будущем у Правительства к приобретателю пая по договору уступки требование о возмещении в бюджет доплат на формирование бюджета строительства, ограничивает свободу реализации пайщиками права на распоряжение своим имуществом, суд находит несостоятельным, поскольку такой вопрос в обращении С не ставился.
Закон Калининградской области от 15.02.2012 № 87, которым регламентированы правоотношения С Правительства Калининградской области, Фонда жилищного и социального строительства Калининградской области, порядок уступки прав требования по договору паенакопления не определяет и не регулирует.
В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Статьей 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в статье 12 Кодекса способами.
Перечень способов защиты гражданских прав установленный статьей 12 ГК РФ не является исчерпывающим.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Однако совокупность условий, влекущих признание действий и решений административного ответчика незаконными, в данном случае не установлена, в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска С к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.07.2021.
Судья Д.В. Стома