Решение по делу № 33-345/2024 от 05.03.2024

Председательствующий – Ватутина А.А. дело № 33-345/2024

номер дела в суде первой инстанции 2-1321/2023

УИД 02RS0002-01-2023-001665-07

номер строки в статистическом отчете 2.121

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2024 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Шнайдер О.А., Романовой В.Н.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Алымбековой Гулзамиры Муратбековны на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 декабря 2023 года, которым

отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Алымбековой Гулзамиры Муратбековны к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет.

Заслушав доклад судьи Романовой В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алымбекова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет, мотивируя требования тем, что с 04.05.2018 года истец состоит на учете в администрации МО «Кош-Агачский район» в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Федеральному закону от 2.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи 2 человека. 30.09.2020 года постановлением ответчика № 387 истец снята с указанного учета, по мотивам рождения истца после 01.01.1992 года. Мать истца Тулебердинова Т.У. - уроженка Кош-Агачского района, будучи беременной, находилась в гостях у своих родственников в Казахстане, 28.04.1993 родила истца, в связи с чем местом ее рождения является с. Кузбасское Ленинградского района Кокчетавской области. Мать истца является гражданкой РФ, на день рождения истца постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: с. Кош-Агач, <адрес> Несмотря на то, что истец родилась за пределами Кош-Агачского района, то есть не в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, истец имеет право на участие в данной программе, так как местом жительства матери на дату рождения истца являлся Кош-Агачский район. После рождения истец проживала в местности, приравненной к району Крайнего Севера, более 15 лет, относится к категории «инвалид с детства», жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеет, то есть отвечала всем условиям, необходимым для признания за ней права на получение жилищной субсидии. Также истец ссылается на то, что в настоящее время постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 года № 9-П ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст. 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992 года. В связи с чем на истца не может быть распространен закон, действующий с 31.07.2020 года. Истец просит признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай о снятии с учета Алымбековой Г.М., обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай восстановить Алымбекову Г.М. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, первой очереди как инвалид с детства, с даты первоначальной постановки на учет.

Протокольным определением суда от 02.11.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тулебердинова Т.У.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие Алымбекова Г.М. В обоснование жалобы указывает, что судом дана неверная оценка доказательствам о месте жительства матери истца Тулебердиновой Т.У. на дату рождения истца, суд пришел к ошибочному выводу о том, что в спорный период времени Тулебердинова Т.У. проживала в Республике Казахстан. На дату рождения дочери Тулебердинова Т.У. являлась гражданской Российской Федерации, постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: с. Кош-Агач, <адрес> что подтверждается сведениями из домовой книги. Допрошенные в судебном заседании свидетели пояснили, что Тулебердинова Т.У. осенью 1992 года выехала в Республику Казахстан в гости к родственникам, но в связи с беременностью и родами задержалась там. За регистрационным учетом, получением гражданства она не обращалась, действий, свидетельствующих о фактической смене места жительства, не предпринимала. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что Тулебердинова Т.У. в период времени с 1991 по 1995 годы проживала в с. Кош-Агач.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Могильникова Е.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав Алымбекову Г.М. и ее представителя Касенова А.К., поддержавших апелляционную жалобу, Тулебердинову Т.У., просившую апелляционную жалобу удовлетворить, представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Могильникову Е.Г., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01.01.1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции на момент снятия истца с учета) указано, что действие положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 года №9-П ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст. 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992 года.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.1992 года как условие приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2022 года №626-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены изменения в ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ, поскольку ее положения были признаны не соответствующими Конституции РФ в связи с тем, что содержали основание для снятия с учета в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 01.01.1992 года.

Согласно внесенному дополнению право на получение субсидии предусматривается для инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 года в указанных районах или за их пределами (в случае, если на дату рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), проживших в указанных районах не менее пятнадцати календарных лет и поставленных на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ.

Ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года №879 (далее также - Положение №879).

В п. 2 Положения №879 указано, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан, которые согласно п. 3 Положения №879 вправе передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В силу ст. 1 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 года № 31-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений» органы местного самоуправления (в том числе и МО «Кош-Агачский район») наделены отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (далее - государственные полномочия). Государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Положением №879.

Как следует из материалов дела, Алымбекова Г.М., 28.04.1993 года рождения, уроженка <данные изъяты> Республики Казахстан, постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 10.05.2018 года поставлена на учет в администрации МО «Кош-Агачский район» для улучшения жилищных условий на основании Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, Положения № 879, состав семьи 2 человека.

Из учетного дела следует, что Алымбекова Г.М. состояла на учете в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства».

Решением жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 года Алымбекова Г.М. снята с учета граждан, состоящих в списке и желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с рождением после 01.01.1992 года.

Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 года № 387 Алымбекова Г.М., 28.04.1993 года рождения, снята с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «и» п. 21 Положения № 879, а именно родившуюся после 01.01.1992 года, согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно определив закон, подлежащий применению к спорным отношениям, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, пришел к верному выводу о том, что оснований для снятия Алымбековой Г.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ по такому основанию как рождение после 01.01.1992 года не имелось.

Вместе с тем, оценив представленные доказательства, суд указал на отсутствие у истца права на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ ввиду проживания матери истца – Тулебердиновой Т.У. в Республике Казахстан в течение 6 месяцев постоянно.

Судебная коллегия с данным выводом суда, изложенным в решении, согласиться не может, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Тулебердинова Т.У., <данные изъяты>, является уроженкой с. Кош-Агач Кош-Агачского района Алтайского края, в спорный период была прописана в с. Кош-Агач по <адрес> с 1985 года.

Из похозяйственой книги №6 сельского Совета народных депутатов на 1991-1995 годы по адресу с. Кош-Агач, <адрес> усматривается, что Тулебердинова Т.У. числится в членах хозяйства.

Судом установлено, в том числе из показаний свидетелей ФИО21 что Тулебердинова Т.У. на протяжении шести месяцев (с ноября 1992 года по апрель 1993 года) проживала в Республике Казахстан, в том числе и на момент рождения истца Алымбековой Г.М.

При этом сведений о получении Тулебердиновой Т.У. гражданства Республики Казахстан, разрешения уполномоченного органа на временное или постоянное проживание на территории другого государства материалы дела не содержат.

Тулебердинова Т.У. пояснила, что в Республике Казахстан в спорный период находилась в гостях у родственницы, не смогла выехать домой для родов в связи с осложненной беременностью, после рождения дочери и получения свидетельства о рождении вернулась в с. Кош-Агач.

Из представленной индивидуальной карты амбулаторного больного Алымбековой Г.М. видно, что истец в с. Кош-Агач проходила вакцинацию БЦЖ 03.05.1993 года.

Имеющиеся в материалах дела доказательства безусловно не свидетельствуют о постоянном характере проживания Тулебердиновой Т.У. непродолжительный период времени в Республике Казахстан, об утрате непосредственной связи с с. Кош-Агач Кош-Агачского района, где она была зарегистрирована и постоянно проживала.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 30.05.2023 года №1276-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кокпоевой И.Г. на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» оспариваемое законоположение, направленное на предоставление мер социальной поддержки в жилищной сфере гражданам, рожденным в местностях с неблагоприятными для проживания условиями, одновременно предусматривает право на предоставление соответствующих мер для лиц, матери которых выехали для родов в регионы с благоприятными природноклиматическими условиями, но сохраняли при этом непосредственную связь с такими местностями, где было расположено их место жительства.

Более того проживание матери истца за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент рождения последней не явилось основанием для снятия Алымбековой Г.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, на основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в том числе восстановления Алымбековой Г.М. на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по причине проживания матери истца – Тулебердиновой Т.У. в спорный период в Республике Казахстан в течение шести месяцев постоянно.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска Алымбековой Г.М. и восстановлении ее на соответствующем учете с даты первоначальной постановки – 04.05.2018 года в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства».

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 декабря 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковое заявление Алымбековой Гулзамиры Муратбековны к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет удовлетворить.

Постановление администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года № 387 «О снятии с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в части снятия с учета Алымбековой Гулзамиры Муратбековны признать незаконным.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» (ИНН <данные изъяты>) восстановить с даты первоначальной постановки Алымбекову Гулзамиру Муратбековну, 28 апреля 1993 года рождения (<данные изъяты> на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи О.А. Шнайдер

В.Н. Романова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 апреля 2024 года.

Председательствующий – Ватутина А.А. дело № 33-345/2024

номер дела в суде первой инстанции 2-1321/2023

УИД 02RS0002-01-2023-001665-07

номер строки в статистическом отчете 2.121

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2024 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Шнайдер О.А., Романовой В.Н.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Алымбековой Гулзамиры Муратбековны на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 декабря 2023 года, которым

отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Алымбековой Гулзамиры Муратбековны к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет.

Заслушав доклад судьи Романовой В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алымбекова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет, мотивируя требования тем, что с 04.05.2018 года истец состоит на учете в администрации МО «Кош-Агачский район» в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Федеральному закону от 2.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи 2 человека. 30.09.2020 года постановлением ответчика № 387 истец снята с указанного учета, по мотивам рождения истца после 01.01.1992 года. Мать истца Тулебердинова Т.У. - уроженка Кош-Агачского района, будучи беременной, находилась в гостях у своих родственников в Казахстане, 28.04.1993 родила истца, в связи с чем местом ее рождения является с. Кузбасское Ленинградского района Кокчетавской области. Мать истца является гражданкой РФ, на день рождения истца постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: с. Кош-Агач, <адрес> Несмотря на то, что истец родилась за пределами Кош-Агачского района, то есть не в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, истец имеет право на участие в данной программе, так как местом жительства матери на дату рождения истца являлся Кош-Агачский район. После рождения истец проживала в местности, приравненной к району Крайнего Севера, более 15 лет, относится к категории «инвалид с детства», жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеет, то есть отвечала всем условиям, необходимым для признания за ней права на получение жилищной субсидии. Также истец ссылается на то, что в настоящее время постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 года № 9-П ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст. 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992 года. В связи с чем на истца не может быть распространен закон, действующий с 31.07.2020 года. Истец просит признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай о снятии с учета Алымбековой Г.М., обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай восстановить Алымбекову Г.М. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, первой очереди как инвалид с детства, с даты первоначальной постановки на учет.

Протокольным определением суда от 02.11.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тулебердинова Т.У.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие Алымбекова Г.М. В обоснование жалобы указывает, что судом дана неверная оценка доказательствам о месте жительства матери истца Тулебердиновой Т.У. на дату рождения истца, суд пришел к ошибочному выводу о том, что в спорный период времени Тулебердинова Т.У. проживала в Республике Казахстан. На дату рождения дочери Тулебердинова Т.У. являлась гражданской Российской Федерации, постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: с. Кош-Агач, <адрес> что подтверждается сведениями из домовой книги. Допрошенные в судебном заседании свидетели пояснили, что Тулебердинова Т.У. осенью 1992 года выехала в Республику Казахстан в гости к родственникам, но в связи с беременностью и родами задержалась там. За регистрационным учетом, получением гражданства она не обращалась, действий, свидетельствующих о фактической смене места жительства, не предпринимала. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что Тулебердинова Т.У. в период времени с 1991 по 1995 годы проживала в с. Кош-Агач.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Могильникова Е.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав Алымбекову Г.М. и ее представителя Касенова А.К., поддержавших апелляционную жалобу, Тулебердинову Т.У., просившую апелляционную жалобу удовлетворить, представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Могильникову Е.Г., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01.01.1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции на момент снятия истца с учета) указано, что действие положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 года №9-П ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст. 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 01.01.1992 года.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.1992 года как условие приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2022 года №626-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены изменения в ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ, поскольку ее положения были признаны не соответствующими Конституции РФ в связи с тем, что содержали основание для снятия с учета в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 01.01.1992 года.

Согласно внесенному дополнению право на получение субсидии предусматривается для инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 года в указанных районах или за их пределами (в случае, если на дату рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), проживших в указанных районах не менее пятнадцати календарных лет и поставленных на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 20.07.2020 года №228-ФЗ.

Ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года №879 (далее также - Положение №879).

В п. 2 Положения №879 указано, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан, которые согласно п. 3 Положения №879 вправе передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В силу ст. 1 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 года № 31-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений» органы местного самоуправления (в том числе и МО «Кош-Агачский район») наделены отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (далее - государственные полномочия). Государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Положением №879.

Как следует из материалов дела, Алымбекова Г.М., 28.04.1993 года рождения, уроженка <данные изъяты> Республики Казахстан, постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 10.05.2018 года поставлена на учет в администрации МО «Кош-Агачский район» для улучшения жилищных условий на основании Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, Положения № 879, состав семьи 2 человека.

Из учетного дела следует, что Алымбекова Г.М. состояла на учете в категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства».

Решением жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 года Алымбекова Г.М. снята с учета граждан, состоящих в списке и желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с рождением после 01.01.1992 года.

Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 года № 387 Алымбекова Г.М., 28.04.1993 года рождения, снята с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «и» п. 21 Положения № 879, а именно родившуюся после 01.01.1992 года, согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно определив закон, подлежащий применению к спорным отношениям, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, пришел к верному выводу о том, что оснований для снятия Алымбековой Г.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ по такому основанию как рождение после 01.01.1992 года не имелось.

Вместе с тем, оценив представленные доказательства, суд указал на отсутствие у истца права на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ ввиду проживания матери истца – Тулебердиновой Т.У. в Республике Казахстан в течение 6 месяцев постоянно.

Судебная коллегия с данным выводом суда, изложенным в решении, согласиться не может, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Тулебердинова Т.У., <данные изъяты>, является уроженкой с. Кош-Агач Кош-Агачского района Алтайского края, в спорный период была прописана в с. Кош-Агач по <адрес> с 1985 года.

Из похозяйственой книги №6 сельского Совета народных депутатов на 1991-1995 годы по адресу с. Кош-Агач, <адрес> усматривается, что Тулебердинова Т.У. числится в членах хозяйства.

Судом установлено, в том числе из показаний свидетелей ФИО21 что Тулебердинова Т.У. на протяжении шести месяцев (с ноября 1992 года по апрель 1993 года) проживала в Республике Казахстан, в том числе и на момент рождения истца Алымбековой Г.М.

При этом сведений о получении Тулебердиновой Т.У. гражданства Республики Казахстан, разрешения уполномоченного органа на временное или постоянное проживание на территории другого государства материалы дела не содержат.

Тулебердинова Т.У. пояснила, что в Республике Казахстан в спорный период находилась в гостях у родственницы, не смогла выехать домой для родов в связи с осложненной беременностью, после рождения дочери и получения свидетельства о рождении вернулась в с. Кош-Агач.

Из представленной индивидуальной карты амбулаторного больного Алымбековой Г.М. видно, что истец в с. Кош-Агач проходила вакцинацию БЦЖ 03.05.1993 года.

Имеющиеся в материалах дела доказательства безусловно не свидетельствуют о постоянном характере проживания Тулебердиновой Т.У. непродолжительный период времени в Республике Казахстан, об утрате непосредственной связи с с. Кош-Агач Кош-Агачского района, где она была зарегистрирована и постоянно проживала.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 30.05.2023 года №1276-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кокпоевой И.Г. на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» оспариваемое законоположение, направленное на предоставление мер социальной поддержки в жилищной сфере гражданам, рожденным в местностях с неблагоприятными для проживания условиями, одновременно предусматривает право на предоставление соответствующих мер для лиц, матери которых выехали для родов в регионы с благоприятными природноклиматическими условиями, но сохраняли при этом непосредственную связь с такими местностями, где было расположено их место жительства.

Более того проживание матери истца за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент рождения последней не явилось основанием для снятия Алымбековой Г.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, на основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в том числе восстановления Алымбековой Г.М. на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по причине проживания матери истца – Тулебердиновой Т.У. в спорный период в Республике Казахстан в течение шести месяцев постоянно.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска Алымбековой Г.М. и восстановлении ее на соответствующем учете с даты первоначальной постановки – 04.05.2018 года в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства».

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 декабря 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковое заявление Алымбековой Гулзамиры Муратбековны к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет удовлетворить.

Постановление администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года № 387 «О снятии с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в части снятия с учета Алымбековой Гулзамиры Муратбековны признать незаконным.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» (ИНН <данные изъяты>) восстановить с даты первоначальной постановки Алымбекову Гулзамиру Муратбековну, 28 апреля 1993 года рождения (<данные изъяты> на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи О.А. Шнайдер

В.Н. Романова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 апреля 2024 года.

33-345/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Алымбекова Гульзамира Муратбековна
Ответчики
Администрация МО "Кош-Агачский район"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
06.03.2024Передача дела судье
27.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее