Дело № 2-1073/2023
УИД16RS0041-01-2023-001460-48
Учёт 2.178
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года город Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Насибуллиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шигапова М.К. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Керлигачское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, Шигапову М.М. о включении земельного участка в состав наследственной массы, о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Шигапов М.К. обратился в Лениногорский городской суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Керлигачское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, Шигапову М.М. о включении земельного участка в состав наследственной массы, о признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Шигапова С.М. После ее смерти открылось наследство в виде <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Наследниками по закону на вышеназванное имущество являются: ФИО и ФИО Наследник ФИО в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО, не обращался, на наследственное имущество не претендует. Истец обратился в нотариальные органы с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство на долю в праве собственности на вышеуказанный земельный участок, так как истек срок для подачи указанного заявления. Истец фактически принял наследство после смерти своей супруги, так как проживал с ней совместно на момент смерти, пользуется предметами домашнего обихода, и принадлежащая доля в праве собственности на земельный участок перешла в его фактическое пользование.
С учетом изложенного, истец, уточнив исковые требования, просит признать наследника первой очереди Шигапова М.М., не принявшим наследство после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ; установить факт принятия истцом наследства после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ; включить в состав наследственной массы после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>; признать за Шигаповым М.К. право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Шигапов М.К., представитель истца ФИО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие, исковые требования поддержали.
Ответчик Шигапов М.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Керлигачское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное казенное учреждение Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, принять решение на усмотрение суда.
Суд, руководствуясь положениями статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Подпунктом 9 части 2 данной статьи предусмотрено, что суд рассматривает дела об установлении: факта принятия наследства и места открытия наследства.
В соответствии со статьей 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. В силу пункта 4 названной статьи, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 указанного Постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 25).
После смерти ФИО открылось наследство в виде <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Наследственное дело не заводилось, однако наследство фактически принял супруг ФИО, ФИО, проживавшей с супругой по день смерти, что подтверждается справкой и выпиской из домовой книги, представленными в материалы дела (л.д. 10,11).
Как указал истец в исковом заявлении, он фактически принял наследство после смерти своей супруги, так как проживал с ней совместно на момент смерти, пользуется предметами домашнего обихода, и принадлежащая наследодателю доля в праве собственности на земельный участок перешла в его фактическое пользование.
При таких обстоятельствах суд считает, что Шигапов М.К. вступил во владение наследственным имуществом фактически, ввиду чего требование об установлении факта принятия наследства Шигаповым М.К. после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, КП им. Тукая, подлежит удовлетворению.
Сын наследодателя ФИО, Шигапов М.М. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался, на наследственное имущество не претендует.
Суд, принимая во внимание, что иные наследники после смерти ФИО намерения принять наследство, не имеют, полагает возможным признать Шигапова М.М., не принявшим наследство после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Архивной справке №а от ДД.ММ.ГГГГ, земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения предоставлены в общую долевую собственность гражданам следующих коллективных предприятий города: <адрес> общей площадью <данные изъяты> количестве <данные изъяты>, в списках утвержденных лиц, включенных на получение земельной доли, согласно приложению, значится ФИО, площадь земельного участка 6 га (л.д. 15-16).
Из Соглашения об определении долей в праве общей собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стороны настоящим соглашением устанавливают следующие доли: ФИО – <данные изъяты> в праве общей совместной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 18-24).
Согласно пункту 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п. п. 8 п. 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременения объектов недвижимости.
Из разъяснений пункта 59 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
При жизни ФИО владела и пользовалась вышеуказанным земельным участком как собственник, в установленном порядке свое право собственности не зарегистрировала, что подтверждается выпиской ЕГРН (л.д.12), ввиду чего в состав ее наследства указанное имущество включено не было.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что ФИО при жизни открыто и постоянно владела и пользовалась вышеуказанным земельным участком как собственник, при этом притязаний третьих лиц не имеется, однако право собственности в установленном порядке не зарегистрировала, считает, что <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, надлежит включить в состав наследства ФИО
Поскольку судом спорный земельный участок включен в состав наследства ФИО, факт принятия истцом наследства после смерти ФИО установлен, суд считает возможным признать за истцом право собственности на <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Шигапова М.К. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Керлигачское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, Шигапову М.М. о включении земельного участка в состав наследственной массы, о признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить.
Признать наследника первой очереди Шигапова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, не принявшим наследство после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принятия Шигаповым М.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии <данные изъяты>, наследства, открывшегося после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Признать за Шигаповым М.К. право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан подпись Иванова С.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья Иванова С.В.
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-1073/2023, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.