Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
.... 10 октября 2016 г.
Центральный районный суд .... края в составе:
Судьи: Колесникова Д.Ю.
При секретаре: ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству Финансов Российской Федерации, МО МВД России <данные изъяты> о взыскании сумм,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ, ИВС ОМВД России по .... о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что содержался в ИВС по .... в условиях, унижающих человеческое достоинство.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. содержался в ИВС по ...., в камере отсутствовало индивидуальное спальное место, вместо него была нара, тре5бования приватности не соблюдались, отсутствовал санузел, вместо него был бак, который выносился один раз в сутки, из-за чего в камере стояла удушливое зловонье, естественные нужды приходилось справлять на виду у сокамерников и работников ИВС, в этих условиях приходилось принимать пищу и спать, отсутствовал умывальник, стол для приема пищи и лавка, отсутствовал бак для питьевой воды, постельные принадлежности не выдавались, отсутствовала вентиляция, окна были закрыты железными листами из-за чего в камеру не попадал свежий воздух и солнечный свет, был бетонный пол, содержался свыше 10 суток.
Истец, содержащийся в местах лишения свободы, в суд не доставлялся, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по АК – ФИО4 возражала против удовлетворения требований, считает требования необоснованными и надуманными.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От ответчика УФК по <данные изъяты> поступил мотивированный отзыв, в котором просят отказать в удовлетворении требований в связи с недоказанностью истцом факта причинения ему морального вреда.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. ст. 21, 22, 23 Конституции РФ каждому гарантированы права и свободы человека и гражданина, а именно охрана достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени.
В силу ст. 2, ч. 1 ст. 45, ст. 53 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ (далее – Закон № 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 7 Закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.
Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В соответствии со ст. 13 Закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила) в соответствии со статьей 16 названного Закона регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Пунктом 42 предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды (п.45 Правил).
В силу п. 94 Правил, при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (п.122 Правил).
Согласно п. п. 1-2 Приложения № к Правилам, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в ИВС, обязаны: соблюдать требования гигиены и санитарии; проводить уборку камер и других помещений, мытье посуды в порядке очередности, установленной администрацией ИВС.
Дежурный по камере обязан: подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды, а также выносить, мыть и дезинфицировать бачок для оправления естественных надобностей (при отсутствии камерного санузла).
Согласно ответа ГУ МВД России по <данные изъяты> приказом ГУ МВД России по .... от ДД.ММ.ГГГГ № реорганизован Отдел внутренних дел по .... путем присоединения к нему с ДД.ММ.ГГГГ Отдела внутренних дел по ...., Отдела внутренних дел по .....
Отдел внутренних дел по .... переименованный в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «<данные изъяты> стал правопреемником присоединенных Отдела внутренних дел по ...., Отдела внутренних дел по .....
Согласно Положению о МО МВД России «<данные изъяты>», утверждённому Приказом ГУ МВД России по .... от ДД.ММ.ГГГГ №, МО МВД России «<данные изъяты> является юридическим лицом, выступает истцом и ответчиком в суде и осуществляет свою служебную деятельность на территории муниципальных образований: .....
Согласно ответа УФСИН России По АК - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был арестован ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> РОВД ..... В учреждение СИЗО-№ .... прибыл ДД.ММ.ГГГГ из ИВС ОВД ..... В указанный период времени, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, из учреждения ФКУ СИЗО-№ .... этапировался ДД.ММ.ГГГГ в ИВС ОВД .... и возвращен в СИЗО-№ ДД.ММ.ГГГГ, вновь этапирован в ИВС ОВД .... ДД.ММ.ГГГГ, возвращен в СИЗО-№ ДД.ММ.ГГГГ, этапирован в ИВС ОВД по .... ДД.ММ.ГГГГ, возвращен в СИЗО-№ ДД.ММ.ГГГГ.
Справку, содержащую подробное указание времени убытия и прибытия с приложением подтверждающих документов предоставить не имеем возможности, так как документы, подтверждающие прибытие ФИО1 в СИЗО№ не сохранились, в связи с тем, что номенклатурное дело, в котором они были подшиты, уничтожено по истечению срока хранения. Эта информация подтверждается только учетной алфавитной карточкой формы № с грифом ограниченного распространения «Для служебного пользования» (ДСП).
Согласно представленных сведений МО МВД России <данные изъяты> по результатам проведенной проверки установлено, что в здании, расположенном по адресу: ...., в срок до ДД.ММ.ГГГГ года располагался ИВС ОВД по ..... В период с ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> находится по адресу: ....«а».
Порядок и организация пребывания подозреваемых и обвиняемых в ИВС осуществлялись в соответствии с ранее действующим приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» который в ДД.ММ.ГГГГ году утратил силу.
Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение спецконтингента в ИВС проводилось в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа.
В соответствии с требованиями приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы министерства внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения», документы, образующиеся в результате оперативно-служебной деятельности подразделения охраны и конвоирования за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года уничтожены по истечении сроков хранения.
При проверке номенклатурных дел по обращениям граждан, документов по их рассмотрению, жалоб касающиеся содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, а также документов, образующихся в результате оперативно-служебной деятельности подразделения охраны и конвоирования, а также электронной базы отдела делопроизводства и режима МО МВД России «<данные изъяты> установлено, что обращения (жалобы, заявления) от ФИО1 на ненадлежащие условия содержания в ИВС ОВД по .... не поступали.
Подтвердить, либо опровергнуть факты, указанные в жалобе осужденного ФИО1, в части ненадлежащих условий содержания в ИВС ОВД по .... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также установить конкретные периоды, даты и камеры в которых содержался осужденный ФИО1, не представляется возможным в виду уничтожения служебной документации за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.
Вопросы соблюдения прав граждан, содержащихся в изоляторах временного содержания края, находится на постоянном контроле Главного управления МВД России по .....
Согласно представленным сведениям МО МВД России «<данные изъяты> справкой подтверждаю, что в ДД.ММ.ГГГГ камеры изолятора временного содержания (далее - ИВС) Отдела внутренних дел по .... - в настоящее время Пункта полиции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «<данные изъяты> были оборудованы следующим образом:
- индивидуальными парами;
- столами
- баками для питьевой воды, кроме того по требованию подозреваемых и обвиняемых сотрудниками ИВС без ограничений выдавалась горячая вода;
В соответствии с и. 8.1 1. Сан Пин 2.1.22645-10 предусматривающим, что в нe канализированных местностях допускается устройство не канализированных уборных, в течение дня орготходы собирались в биотуалеты (баки с крышками) и 2 раза в сутки выбрасывались в выгребную яму, после чего баки обрабатываались 3% раствором хлорной извести. Кроме того, при проведении утренних и вечерних санитарно-гигиенических мероприятий, производился покамерный вывод спецконтингента в туалет;
Полы были бетонными с деревянным настилом;
в 3 из 5 камер были оконные проемы с деревянными переплетами с двойным остеклением и были оборудованы распашными форточками, что обеспечивало естественную вентиляцию камер, окна были укреплены металлической решеткой, анкера для крепления решеток заделаны в кладку стены, что не ограничивало доступ естественного освещения. Кроме того, лампы накаливания, располагающиеся в нишах над дверными проёмами дополнительно обеспечивали камеры ИВС достаточным искусственным электроосвещением.
Действовавшими в спорный период Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных пpикaзoм МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусматривалось оборудование камер <данные изъяты> раковинами и лавками.
Зона приватности санитарных узлов в камерах ИВС не была оборудована, Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, предусматривающие такое требование, были утверждены приказом МВД России только в ДД.ММ.ГГГГ (Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»).
Постельные принадлежности имелись в ИВС в достаточном количестве "И в случае отсутствия у подозреваемых и обвиняемых всегда им выдавались. Помимо этого подозреваемые и обвиняемые активно использовали право пользоваться собственными постельными принадлежностями, предоставленное им ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержаний под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
На сегодняшний день договоры на приобретение постельных принадлежностей уничтожены в связи с истечением пятилетнего срока хранения.
Согласно п. 3.2. Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утв. приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 41) камеры ИВС оборудуются:
- столом;
- санитарным узлом;
- краном с водопроводной водой;
- вешалкой для верхней одежды;
- полкой для туалетных принадлежностей;
- бачком для питьевой воды;
- радиодинамиком;
- урной для мусора.
Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утв. приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 41) не предусмотрено наличие в камере вентиляции, лавок, умывальника.
Согласно техническому паспорту в камерах ИВС имеются деревянные нары высотой 40см., углы укреплены металлическим угольником, что не противоречит норме закона, действовавшей в период содержания истца. В трех камерах оконные проемы составляют 60 на 60 см., установлена решетка из метала, как сам указал истец, он содержался в камере с окном, представленными документами подтверждено, что оконные проемы соответствовали установленным требованиям. Также в техническом паспорте отражен предельные срок содержания в камерах, который составил 10 дней.
Таким образом, доводы истца о нарушении условий содержания в ИВС в части отсутствия приватности и содержания свыше 10 дней нашли свое подтверждение.
В остальной части доводы истца не нашли подтверждения.
Указанные обстоятельства сами по себе предполагают причинение истцу нравственных страданий, при этом вина государства заключается в необеспечении надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Учитывая обращение ФИО5 в суд за защитой своих прав по истечении более 20 лет, что привело к невозможности заинтересованным лицам представить все необходимые документы относительно доводов истца ввиду истечения срока их хранения, суд полагает, что отсутствие таких документов само по себе не свидетельствует об обоснованности всех заявленных доводов истца.
С учетом особенностей личности истца (неоднократном длительном нахождении в учреждениях уголовно – исполнительной системы), требований разумности и справедливости суд полагает требуемую истцом сумму завышенной и приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
При этом суд отмечает, что указанные истцом обстоятельства не свидетельствует о намеренном причинении администрацией ИВС по .... нравственных и физических страданий. Заключение и содержание под стражей неизбежно связано с созданием в отношении лица определенных ограничений и неудобств. Не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства доводы истца о каких-либо бесчеловечных, унижающих его достоинство условиях содержания в ИВС, которые бы выходили за рамки ограничений, обусловленных содержанием истца под стражей.
Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пункт 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены полномочия Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач (п. 63), при этом к числу функций Министерства Положением о нем не отнесено участие в судах в качестве ответчика от имени государства и возмещение вреда в связи с незаконными действиями сотрудниками и органами системы внутренних дел.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (федеральный закон, закрепляющий бюджетные полномочия главных распорядителей, в том числе по участию в делах от имени государства – ст. 158 Кодекса), как следует из приведенной выше нормы, не регулирует отношения с участием граждан.
Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация, от имени которой действует Министерство финансов Российской Федерации в лице соответствующего территориального органа.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 сумму компенсации морального вреда 1000 руб.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд в течение месяца через Центральный районный суд .... со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Ю. Колесников