дело № 2-442/2021
УИД 03RS0044-01-2021-000602-40
Судья Иглинского межрайонного суда РБ Тарасова Н.Г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
33-13968/2021
г. Уфа 12 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Абубакировой Р.Р.,
судей Аюповой Р.Н. и Иванова В.В.,
при секретаре Кадыровой К.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционное жалобе ООО «Теплоэнергетик» на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., выслушав прокурора, представителя ответчика, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Иглинского района РБ обратился в суд с иском к ООО «Теплоэнергетик» о возложении обязанности составить паспорт безопасности, создать комиссию, провести категорирование топливно-промышленного комплекса.
В обосновании исковых требований указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ООО «Теплоэнергетик» законодательства о безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, в ходе которой установлено, что дата Главой РБ утвержден перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. В указанный перечень включена, в том числе, центральная котельная ООО «Теплоэнергетик».
Согласно свидетельству о регистрации производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов ООО «Теплоэнергетик» эксплуатирует сеть газопотребления котельную по адресу: адрес А.
В нарушение требований действующего законодательства, ООО «Теплоэнергетик» до настоящего времени не принято мер по проведению категорирования, комиссия по категорированию объекта не создана, паспорт безопасности объекта ТЭК не составлен, что создает угрозу нарушения права жителей адрес на централизованное, надлежащее и бесперебойное теплоснабжение объектов социальной сферы поселения.
дата в адрес директора ООО «Теплоэнергетик» было внесено представление об устранении нарушений, которое оставлено без рассмотрения.
Прокурор Иглинского района РБ с учетом уточнения исковых требований просит суд обязать ООО «Теплоэнергетик» составить паспорт безопасности, создать комиссию, провести категорирование топливно-промышленного комплекса.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2021 года постановлено:
«исковые требования прокурора Иглинского района РБ удовлетворить частично.
Обязать ООО «Теплоэнергетик» создать комиссию по категорированию объекта ТЭК Центральная котельная адрес ООО «Теплоэнергетик», провести категорирование объекта ТЭК Центральная котельная адрес ООО «Теплоэнергетик».
В удовлетворении исковых требований прокурора Иглинского района РБ к ООО «Теплоэнергетик» о возложении обязанности составить паспорт безопасности отказать».
Не согласившись с указанным решением суда, ООО «Теплоэнергетик» подало апелляционную жалобу, в которой просит вышеуказанное решение отменить. В обосновании указывая, что создание комиссии и проведение категорирования не предоставляется возможным, так как согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона 256-ФЗ от 21.07.2011 г. «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», к объектам топливно-энергетического комплекса подлежащим категорированию относятся объекты следующих отраслей: электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Ни к одной из вышеуказанных отраслей центральная котельная адрес как сеть газопотребления отношения не имеет и производит свою деятельность по газопотреблению согласно Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. и Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от дата Паспорт безопасности на предприятие имеется. Создавать комиссию и проводить категорирование, у организации нет законных оснований. Министерство промышленности и энергетики Республики Башкортостан как уполномоченный орган исполнительной власти ошибочно внес Центральную котельную адрес в список объектов подлежащих категорированию, который дата был утвержден Главой Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Директор ООО «Теплоэнергетик» Акатьев А.Л. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы также заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Не явившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 8, 9, 13 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
объекты топливно-энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Частью 1 статьи 6 названного Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 данного Федерального закона требования антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объекта определяются Правительством Российской Федерации, которые обязательны для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.
На основании пунктов 5, 6 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно пункту 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:
а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);
б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;
в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения ООО «Теплоэнергетик» законодательства о безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Так проверкой установлено, что дата Главой РБ утвержден перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. В указанный перечень включена, в том числе, центральная котельная ООО «Теплоэнергетик». Согласно свидетельству о регистрации производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов ООО «Теплоэнергетик» эксплуатирует сеть газопотребления котельную по адресу: адрес А. В нарушение требований действующего законодательства, ООО «Теплоэнергетик» до настоящего времени не принято мер по проведению категорирования, комиссия по категорированию объекта не создана, паспорт безопасности объекта ТЭК не составлен, что создает угрозу нарушения права жителей адрес на централизованное, надлежащее и бесперебойное теплоснабжение объектов социальной сферы поселения.
дата в адрес директора ООО «Теплоэнергетик» было внесено представление об устранении нарушений, вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.
Факт наличия нарушений, об устранении которых заявлено прокурором, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком объективными, достоверными и допустимыми доказательствами, не опровергнут.
Применив вышеприведенные нормы материального права, установив обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ответчика необходимо возложить обязанность по созданию комиссии и проведению категорирования топливно-энергетического комплекса, ввиду того, что неисполнение требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку невозможно обеспечить их устойчивое и безопасное функционирование, защиту личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Доводы о том, что Министерство промышленности и энергетики Республики Башкортостан как уполномоченный орган исполнительной власти ошибочно внес Центральную котельную адрес в список объектов подлежащих категорированию, судебной коллегией отклоняются.
Приказом Минэнерго России от 10.02.2012 N 48 утверждены методические рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию.
Исходя из данных рекомендаций Центральная котельная адрес ООО «Теплоэнергетик» относится к объектам топливно-энергетического комплекса, подлежащим категорированию, в том числе и в связи наличием соответствующих условий, в частности, объект в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отнесен к категории опасных производственных объектов, объект по своему социально-экономическому значению относится к системам жизнеобеспечения населения (далее - объект жизнеобеспечения).
Доказательств того, что Центральная котельная адрес ООО «Теплоэнергетик» исключена из перечня объектов топливно-энергетического комплекса Республики Башкортостан, подлежащих категорированию, утвержденного Главой Республики Башкортостан, председателем антитеррористической комиссии Республики ФИО4 ФИО5 дата стороной ответчика не представлено.
Все доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают правильность вышеуказанных выводов. По существу доводы автора жалобы аналогичны доводам, которые были предметом проверки суда первой инстанции. Выводы суда первой инстанции основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильную по существу правовую оценку.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции применен правильно.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Теплоэнергетик» – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Абубакирова
Судьи Р.Н. Аюпова
В.В. Иванов
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2021 года.