Судья Качалова Н.В.. Дело № 2-1918/2024
УИД 35RS0010-01-2023-015181-17
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2024 года № 33-3501/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Лебедевой Е.Л. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 марта 2024 года по иску Еврейнова В.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Еврейнова В.С., представителя Еврейнова В.С. по устному ходатайству Мишиной Н.М., представителя третьего лица прокурор прокуратуры Вологодской области Казначеевой Я.А., судебная коллегия
установила:
решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее - ОСФР по Вологодской области) от 09 июня 2023 года №... Еврейнову В.С. отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), поскольку на дату обращения документально не подтверждены необходимые для установления пенсии юридические факты, а именно: регистрация по месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подтверждаемые отметкой о постоянном проживании в паспорте гражданина Российской Федерации и свидетельством о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданным органом регистрационного учета
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Еврейнов В.С. обратился в суд с иском к ОСФР по Вологодской области, в котором, с учетом изменения требований, просил признать незаконным решение пенсионного органа от 09 июня 2023 года №..., возложить на ответчика обязанность включить в стаж периоды работы:
- с 26 июля 1966 года по 31 августа 1967 года в качестве слесаря по ремонту электросекций по 2 разряду в ...
- с 07 сентября 1967 года по 25 ноября 1969 года служба в армии по призыву,
- с 25 декабря 1969 года по 03 сентября 1970 года в качестве слесаря по ремонту электросекций по 3 разряду в ...
- с 03 сентября 1970 года по 26 марта 1974 года в качестве слесаря по ремонту электросекций по 4 разряду в ...
- с 24 апреля 1974 года по 26 февраля 1980 года в качестве авиационного механика ...
- с 01 марта 1980 года по 20 мая 1980 года в качестве ученика слесаря-испытателя ...,
- с 20 мая 1980 года по 30 июня 1980 года в качестве слесаря-испытателя 3 разряда ...,
- с 30 июня 1980 года по 29 октября 1981 года в качестве слесаря-испытателя 4 разряда ...,
- с 29 октября 1981 года по 14 апреля 1989 года в качестве слесаря-испытателя 5 разряда ...,
- с 14 апреля 1989 года по 03 июля 1997 года в качестве слесаря-испытателя 6 разряда ...,
- с 07 июля 1997 года по 14 июля 1998 года в качестве инспектора-кинолога сектора по борьбе с нелегальным перемещением наркотиков отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 15 июля 1998 года по 01 февраля 1999 года в качестве инспектора-кинолога отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 01 февраля 1999 года по 19 апреля 2000 года в качестве старшего инспектора-кинолога отдела по борьбе с контрабандой наркотиков в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 20 апреля 2000 года по 21 июля 2000 года в качестве главного инспектора сектора таможенной охраны по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 21 июля 2000 года по 08 мая 2001 года в качестве старшего инспектора оперативного сектора службы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 08 мая 2001 года по 01 января 2004 года в качестве старшего инспектора-кинолога сектора по борьбе с контрабандой наркотиков службы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 01 января 2004 года по 04 мая 2005 года в качестве старшего инспектора-кинолога сектора борьбы с незаконным перемещением наркотиков службы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 04 мая 2005 года по 18 октября 2005 года в качестве старшего инспектора-кинолога сектора борьбы с незаконным перемещением наркотиков отделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 18 октября 2005 года по 01 февраля 2006 года в качестве старшего инспектора-кинолога отдела по борьбе с незаконным перемещением наркотиков и оружия службы таможенной охраны и борьбы с контрабандой в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 01 февраля 2006 года по 07 декабря 2006 года в качестве старшего инспектора-кинолога отдела борьбы с незаконным перемещением наркотиков и оружия службы таможенной охраны в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 07 декабря 2006 года по 18 апреля 2007 года в качестве старшего инспектора-кинолога сектора борьбы с незаконным перемещением наркотиков и оружия службы таможенной охраны в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 18 апреля 2007 года по 31 мая 2008 года в качестве старшего инспектора-кинолога сектора борьбы с незаконным перемещением наркотиков и оружия оперативного отдела службы по борьбе с контрабандой и таможенной охраны в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
- с 31 мая 2008 года по 07 октября 2008 года в качестве ведущего инспектора сектора борьбы с незаконным перемещением наркотиков и оружия службы таможенной охраны и организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства в ... таможне Государственной таможенной службы Украины,
назначить страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с 01 декабря 2022 года.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области
от 14 марта 2024 года признано незаконным и не порождающим правовых последствий решение ОСФР по Вологодской области от 09 июня 2023 №... в части не включения в страховой (общий трудовой) стаж Еврейнова В.С. периодов работы:
- с 26 июля 1966 года по 31 августа 1967 года слесарем в ...,
- с 07 сентября 1967 года по 25 ноября 1969 года служба в армии по призыву,
- с 25 декабря 1969 года по 26 марта 1974 года слесарем в ...,
- с 24 апреля 1974 года по 26 февраля 1980 года механиком в ...,
- с 01 марта 1980 года по 19 мая 1980 года учеником слесаря-испытателя на ... агрегатном заводе,
- с 20 мая 1980 года по 03 июля 1997 года слесарем-испытателем на ... агрегатном заводе,
- с 07 июля 1997 года по 14 июля 1998 года инспектором-кинологом в ... таможне,
- с 15 июля 1998 года по 31 января 1999 года инспектором-кинологом в ... таможне,
- с 01 февраля 1999 года по 19 апреля 2000 года старшим инспектором-кинологом в ... таможне,
- с 20 апреля 2000 года по 20 июля 2000 года главным инспектором в ... таможне,
- с 21 июля 2000 года по 07 мая 2001 года старшим инспектором в ... таможне,
- с 08 мая 2001 года по 30 мая 2008 года старшим инспектором-кинологом в ... таможне,
- с 31 мая 2008 года по 07 октября 2008 года ведущим инспектором в ... таможне.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области возложена обязанность включить в страховой (общий трудовой) стаж Еврейнову В.С. периоды работы:
- с 26 июля 1966 года по 31 августа 1967 года слесарем в ...,
- с 07 сентября 1967 года по 25 ноября 1969 года служба в армии по призыву,
- с 25 декабря 1969 года по 26 марта 1974 года слесарем в ...,
- с 24 апреля 1974 года по 26 февраля 1980 года механиком в ...
- с 01 марта 1980 года по 19 мая 1980 года учеником слесаря-испытателя на ... агрегатном заводе,
- с 20 мая 1980 года по 03 июля 1997 года слесарем-испытателем на ... агрегатном заводе,
- с 07 июля 1997 года по 14 июля 1998 года инспектором-кинологом в ... таможне,
- с 15 июля 1998 года по 31 января 1999 года инспектором-кинологом в ... региональной таможне,
- с 01 февраля 1999 года по 19 апреля 2000 года старшим инспектором-кинологом в ... региональной таможне,
- с 20 апреля 2000 года по 20 июля 2000 года главным инспектором в ... таможне,
- с 21 июля 2000 года по 07 мая 2001 года старшим инспектором в ... таможне,
- с 08 мая 2001 года по 30 мая 2008 года старшим инспектором-кинологом в ... таможне,
- с 31 мая 2008 года по 07 октября 2008 года ведущим инспектором в ... таможне, назначить пенсию по старости с 01 декабря 2022 года.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Вологодской области по доверенности Лебедева Е.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Еврейнову В.С. в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Еврейнов В.С., прокуратура Вологодской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Еврейнов В.С. пояснил, что с заявлением о назначении пенсии обратился в пенсионный орган 01 декабря 2022 года. На территории Вологодской области зарегистрирован с 19 апреля 2023 года, до этого была регистрация по месту пребывания с середины сентября 2022 года. При обращении, сотрудники пенсионного органа предложили подождать три месяца в связи с направлением запроса в Украину, по поводу отсутствия регистрации ничего не говорили. Работа в таможне на Украине отношения к военной службе не имеет, являлся госслужащим.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Еврейнова В.С. - Мишина Н.М. пояснила, что Еврейнов В.С. обратился к ответчику за назначением пенсии 01 декабря 2022 года, а 02 декабря 2022 года через сайт «Госулуги» ему поступило извещение о предоставлении документов – трудовой книжки, паспорта, военного билета. 03 декабря 2022 года в Пенсионном фонде пояснили, что документы поступили. Кроме того, 01 декабря 2022 года у Еврейнова В.С. было принято заявление о месте его пребывания, в выплатном деле оно есть. То есть место жительства, он подтвердил. 15 июня 2023 года ответчик уведомил Еврейнова В.С. об отказе в назначении пенсии, в связи с отсутствием регистрации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции третье лицо прокурор прокуратуры Вологодской области Казначеева Я.А. пояснила, что прокуратурой проведена проверка и выявлен факт несвоевременного сбора документов. Отказ в назначении пенсии является необоснованным, в связи с чем прокуратурой вынесено представление, которое рассмотрено и приняты меры для его устранения. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе с возражениями на нее, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С 01 января 2015 года пенсия назначается при наличии ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30.
13 марта 1992 года между государствами - участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», которое денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года и в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашение и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
На основании положений части 1 и 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (Статья 11 Соглашения).
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР», согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (аналогичная правовая позиция выражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2018 года № 81-КГ18-18).
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года № ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся трудовые книжки, справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Поскольку заявление Еврейнова В.С., решение ответчика по которому оспаривается, в социальный фонд поступило 01 декабря 2022 года, то суд первой инстанции при разрешении спора правомерно руководствовался законодательством, подлежащим применению на указанные даты, в том числе Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Из материалов дела следует, что Еврейнов В.С. обратился в клиентскую службу в г. Вологде ОПФР по Вологодской области 01 декабря 2022 года с заявлением о назначении пенсии, данное заявление было зарегистрировано под номером №... и принято в работу.
02 марта 2023 года ОСФР по Вологодской области принято решение №... о приостановление срока рассмотрения заявления в связи с проведением проверки сведений, содержащихся в представленных документах по стажу с 1980 года по 1997 год в Харьковской области.
Решением ОСФР по Вологодской области №... от 09 июня 2023 года Еврейнову В.С. отказано в установлении страховой пенсии по старости предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ поскольку на дату обращения документально не подтверждены необходимые для установления пенсии юридические факты, а именно: регистрация по месту жительства (пребывания) на территории России, подтверждаемые отметкой о постоянном проживании в паспорте гражданина Российской Федерации и свидетельством о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданным органом регистрационного учета Российской Федерации.
На дату определения права на страховую пенсию по старости страховой стаж составляет 30 лет 9 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 28,266. Необходимая продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости составляет 6 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента — 6,6.
Из оспариваемого решения следует, что при определении права на страховую пенсию по старости, с учетом норм Соглашения от 13 марта 1992 года в страховой стаж могут быть включены периоды работы с 26 июля 1966 года по 31 августа 1967 года, с 25 декабря 1969 года по 25 марта 1974 года, с 24 апреля 1974 года по 26 февраля 1980 года, с 01 марта 1980 года по 03 июля 1997 года, период прохождения военной службы по призыву с 07 сентября 1967 года по 23 ноября 1969 года.
При определении права на страховую пенсию по старости не могут быть включены периоды работы, имевшие место с 01 января 2002 года, в связи с тем, что не подтверждена уплата страховых взносов.
По мнению пенсионного органа, при определении права на страховую пенсию по старости не может быть включен период службы в таможне республики Украина с 07 июля 1998 года по 07 октября 2008 года, так как оснований для включения в страховой (общий) стаж периода службы в «силовом» ведомстве республики Украина в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеется.
На основании обращения Еврейнова В.С. от 27 июня 2023 года прокуратурой Вологодской области проведена проверка, которой установлено, что в сентябре 2022 года Еврейнов В.С. с супругой в связи с проведением специальной военной операции покинули место своего проживания – г. Волчанск Харьковской области Украины; с сентября 2022 года проживал у родственников, имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Паспорт гражданина Российской Федерации Еврейнову В.С. выдан 29 ноября 2022 года УМВД России по Вологодской области.
За консультацией истец обратился в пенсионный орган 01 декабря 2022 года, в этот же день им подано заявление о назначении страховой пенсии по старости, принятое к рассмотрению пенсионным органом. Ответчиком направлены запросы в компетентный орган Украины о подтверждении стажа работы на территории Украины.
Проверкой прокуратуры Вологодской области было установлено, что сотрудники пенсионного органа, приняв заявление Еврейнова В.С. о назначении пенсии, не разъяснили ему необходимость регистрации по месту жительства.
Регистрация по месту жительства в <адрес>, оформлена истцом 19 апреля 2023 года.
При этом в системе индивидуального (персонифицированного) учета в ОПФР по Вологодской области истец зарегистрирован ранее – 14 сентября 2022 года.
Еврейнов В.С. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в части 1 которой указано на то, что установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи Федерального закона № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (действовавшим до 01 января 2022 года) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
С 01 января 2022 года действует Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Минтруда России от 04 августа 2021 года № 538н, в котором содержатся аналогичные положения.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н (действовавшим до 01 января 2022 года) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавших в период спорных отношений).
Согласно пункту 22 указанных Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI указанных Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 указанных Правил № 884н).
С 01 января 2022 года действуют Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года N 546н, в которых содержатся аналогичные положения.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В абзаце восьмом статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;
В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года №185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О и др.).
Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия назначается и выплачивается при наличии совокупности необходимых условий для ее назначения и не связана с местом регистрации гражданина, поскольку сведения о месте регистрации являются лишь одним из доказательств фактического места нахождения пенсионера, в связи с чем отсутствие регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав на получение пенсии.
Из материалов надзорного (наблюдательного) производства следует, что Еврейнов В.С. в период с 14 сентября 2022 года по 22 ноября 2022 года состоял на миграционном учете по месту пребывания по адресу: <адрес>, 12 ноября 2022 года приобрел гражданство Российской Федерации, с 19 апреля 2023 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Таким образом, вывод суда о том, что ответчиком было необоснованно отказано истцу в назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 декабря 2022 года являются обоснованными и соответствуют приведенному выше правовому регулированию.
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "»О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р, исходил из того, что факт работы истца в спорные периоды на территории Республики Украина, а также факт уплаты страховых взносов после 01 января 2002 года подтверждены трудовой книжкой, копией пенсионного удостоверения на имя Еврейнова В.С., выданного Пенсионным Фондом Украины, копиями справок, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в страховой стаж истца периодов работы с 26 июля 1966 года по 31 августа 1967 года в должности слесаря в ..., с 07 сентября 1967 года по 25 ноября 1969 года служба в армии по призыву, с 25 декабря 1969 года по 26 марта 1974 года в должности слесаря в ..., с 24 апреля 1974 года по 26 февраля 1980 года механиком в ... авиационном училище летчиков ДОСААФ, с 01 марта 1980 года по 19 мая 1980 года учеником слесаря-испытателя на ... агрегатном заводе, с 20 мая 1980 года по 03 июля 1997 года слесарем-испытателем на ... агрегатном заводе, с 07 июля 1997 года по 14 июля 1998 года инспектором-кинологом в ... таможне, с 15 июля 1998 года по 31 января 1999 года инспектором-кинологом в ... региональной таможне, с 01 февраля 1999 года по 19 апреля 2000 года старшим инспектором-кинологом в ... региональной таможне, с 20 апреля 2000 года по 20 июля 2000 года главным инспектором в ... таможне, с 21 июля 2000 года по 07 мая 2001 года старшим инспектором в ... таможне, с 08 мая 2001 года по 30 мая 2008 года старшим инспектором-кинологом в ... таможне, с 31 мая 2008 года по 07 октября 2008 года ведущим инспектором в ... таможне.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Как следует из трудовой книжки Еврейнов В.С. с 26 июля 1966 года по 31 августа 1967 года работал слесарем по ремонту электросекций по 2 разряду в ...., с 25 декабря 1969 года по 03 сентября 1970 года слесарем по ремонту электросекций по 3 разряду в ...., с 03 сентября 1970 года по 26 марта 1974 года слесарем по ремонту электросекций по 4 разряду в ...., с 24 апреля 1974 года по 26 февраля 1980 года авиационным механиком ТЭС-2 по 3 разряду в ... авиационном училище летчиков ДОСААФ, с 01 марта 1980 года по 19 мая 1980 года учеником слесаря-испытателя на ... агрегатном заводе, с 20 мая 1980 года по 29 июня 1980 года слесарем-испытателем 3 разряда на ... агрегатном заводе, с 30 июня 1980 года по 28 октября 1981 года слесарем-испытателем 4 разряда на ... агрегатном заводе, с 29 октября 1981 года по 13 апреля 1989 года слесарем-испытателем 5 разряда на ... агрегатном заводе, с 14 апреля 1989 года по 03 июля 1997 года слесарем-испытателем 6 разряда на ... агрегатном заводе.
В период с 07 сентября 1967 года по 25 ноября 1969 года проходил службу службы в рядах Советской армии по призыву, что подтверждается военным билетом.
В силу абзаца 1 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Как указано выше, согласно абз. 4 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (абзац 5 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Порядок подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемых в страховой стаж установлены разделом II Правил № 1015 от 02 октября 2014 года.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Украина) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ №О трудовых пенсиях в Российской Федерации№, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем, архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
В соответствии с пунктом 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий № 1015 от 02 октября 2014 года периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Пункт 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 также устанавливает, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В то же время указано, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В материалах имеются и были представлены в пенсионный орган документы подтверждающие период и характер работы (страховой стаж) Еврейнова В.С. на территории Республики Украина на различных должностях в спорные периоды – трудовая книжка, военный билет, индивидуальные сведения о застрахованном лице, содержащие сведения об уплате страховых взносов, в том числе после 2002 года в период государственной службы в таможне, выполненные на украинском языке.
Представленная в материалы дела трудовая книжка оформлена в соответствии с требованиями законодательства, оснований не доверять внесенным в трудовую книжку записям о периодах работе истца не имеется. Из содержания записи можно установить дату приема на работу и увольнения с работы, содержатся подпись уполномоченного сотрудников, записи заверены печатью. Исправлений, зачеркиваний, наличие которых вызывает сомнение в подлинности внесенных записей, не имеется. Последующие записи внесены в хронлогической последовательности.
Также истцом представлена копия пенсионного удостоверения на имя Еврейнова В.С., выданная Пенсионным Фондом Украины №... согласно которому вид пенсии «по возрасту», срок действия «бессрочно» дата выдачи «10 января 2009 года».
Кроме того, судом обоснованно отмечено, что уплата страховых взносов за периоды работы до 01 января 2002 года не требовалась, поскольку в соответствии с абзацем 4 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Согласно закону Украины от 10 декабря 2015 года «О государственной службе» Еврейнов В.С. после принятия на работу в таможню принял присягу государственного служащего, в соответствии со статьей 17 закона (указано во вкладыше в трудовую книжку истца), уволен с работы в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной службе (ст.23 указанного Закона – предельный возраст для мужчин – 60 лет).
Статьям 407 и 408 Таможенного кодекса Украины (2002 года), установлено, что должностными лицами таможенной службы Украины являются работники таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций, на которых настоящим кодексом и другими законами Украины возложено осуществление таможенного дела, организационно-распорядительных и консультационно-совещательных функций и которым присвоены специальные звания. Правовой статус должностных лиц таможенной службы Украины, их права и обязанности определяются Конституцией Украины, настоящим кодексом, а в части, не урегулированной им, законом Украины «О государственной службе».
Статьей 410 кодекса определены специальные звания, которые сходны с наименованием, используемым для государственных служащих.
Статья 430 Таможенного кодекса Украины определяет основы пенсионного обеспечения работников таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций. Так согласно указанной норме пенсионное обеспечение должностных лиц таможенной службы Украины осуществляется в соответствии с условиями и порядком, установленным Законом Украины «О государственной службе».
Так соответствии с законом Украины «О государственной службе» (1993 года, утратил силу в соответствии с законом Украины от 10 декабря 2015), право на пенсию имеют лица, достигшие установленного возраста, при наличии страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по возраста в соответствии с законом Украины «Об обязательном государственном пенсионном страховании»; пенсия государственным служащим назначается при условии уплаты исходя из размера их заработной платы единого взноса на обязательное государственное социальное страхование, а до 01 января 2011 года – страховых взносов на обязательное государственное пенсионное страхование (статья 37 указанного закона).
Указанный закон действовал при увольнении истца со службы и назначении ему пенсии.
Приведенные документы находятся в свободном доступе в сети Интернет на русском языке.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность, что согласуется с представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что ОСФР по Вологодской области неправомерно отказано в назначении истцу страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, так как они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную и получившую правильную оценку в судебном акте.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Лебедевой Е.Л. – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Образцов
Судьи А.М. Вахонина
Л.В. Белозерова
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 31 июля 2024 года.