Судья Раат О.С. Дело № 33а-6021/2022
2а-192/2022
64RS0027-01-2021-001337-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.
судей Домниной А.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Мухиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курмакаев К.Ш. к первому заместителю главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области Колдин В.В., администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения должностного лица, возложении обязанности по апелляционной жалобе Курмакаев К.Ш. на решение Петровского городского суда Саратовской области от 11 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Домниной А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела,
установила:
Курмакаев К.Ш. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил признать незаконным отказа первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области Колдина В.В. от 03 сентября 2021 года № 14 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем Курмакаеву К.Ш. на праве собственности земельном участке общей площадью 3000 кв.м, кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>, земельный участок №; возложить на администрацию Петровского муниципального района <адрес> обязанность принять решение о разрешении строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
В обоснование заявленных требований Курмакаев К.Ш. указал, что 24 августа 2021 года обратился в администрацию Петровского муниципального района Саратовской области с заявлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. Ответом от 03 сентября 2021 года первый заместитель главы администрации Колдин В.В. запретил производство индивидуального жилищного строительства, так как земельный участок расположен в границах территориальной зоны Р-Ж (Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства). В данной зоне, согласно Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Петровск не предусмотрено размещение индивидуальной застройки. Курмакаев К.Ш. полагает, что отказ является надуманным, связан с наличием неприязненных к нему отношений среди некоторых руководящих работников администрации. Каких-либо официальных ограничений (обременений) земельный участок на сентябрь 2021 года не имеет. Какого-либо решения о выкупе земельного участка для муниципальных нужд Курмакаев К.Ш. не получал. Полагая свое право по распоряжению принадлежащей собственностью нарушенным, Курмакаев К.Ш. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от 11 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Курмакаев К.Ш. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на то, что территория резервной зоны как объект землеустройства, как земельный участок не сформирован, не зарегистрирован, кадастровый номер отсутствует, границы не определены, в связи с чем нельзя определить располагается ли резервная зона на спорном земельном участке. Решение об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд органами местного самоуправления не принималось. Решение Петровского районного собрания Петровского муниципального района от 24 декабря 2012 года № 17115 (с изм. об утверждении ПЗЗ МО город Петровск») и схематическая карта сведений вхождении спорного участка в резервную зону не содержат. Документация по освоению земельного участка также отсутствует. Кроме того, полагает, что резервирование спорного земельного участка было осуществлено с нарушением норм действующего законодательства, в частности, при резервировании земельный участок должен был быть конкретизирован с установлением границ, площади и в последующем произведена регистрация в ЕГРН.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Курмакаев К.Ш. на основании договора купли-продажи земельного участка от 13 ноября 2013 года является собственником земельного участка общей площадью 3000 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, г. <адрес> Фрунзе, земельный участок №. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
27 августа 2021 года Курмакаев К.Ш. обратился в администрацию Петровского муниципального района Саратовской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, г. <адрес> Фрунзе, земельный участок №. К данному уведомлению были приложены: копия паспорта заявителя, копия договора купли-продажи земельного участка от 13 ноября 2013 года, копия свидетельства о государственной регистрации права № от 25 ноября 2013 года, копия выписки из ЕГРН на земельный участок.
Из уведомления от 03 сентября 2021 года № 14 за подписью первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района Колдина В.В. следует, что Курмакаеву К.Ш. отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город Петровск Петровского муниципального района Саратовской области (далее - ПЗЗ МО г. Петровск) земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Р-Ж (Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства). В данной зоне согласно ПЗЗ МО город Петровск не предусмотрено размещение индивидуальной жилой застройки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии со