Дело № 2а-1006/2019
24RS0013-01-2018-004090-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Оголихиной О.М.,
при секретаре Беляевой А.С.,
с участием: представителя административных ответчиков МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края - Щербаковой О.А., действующей по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дашкевич Нины Владимировны к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», и.о. начальника руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян Арушану Юриевичу о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Дашкевич Н.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», и.о. начальника руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян Арушану Юриевичу о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГг. обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением (вх№ предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, площадью 22842 кв.м.
Письмом (исх. №) от ДД.ММ.ГГГГг. ей (Дашкевич Н.В.) было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на положения п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, указано, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГг. вышеуказанное решение – признано незаконным, на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Дашкевич Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГг.
Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГг за подписью и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян А.Ю. ей (Дашкевич Н.В.) отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на пп.6, 14 ст. 39.16 ЗК РФ, указано, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда заказника краевого значения «Красноярский», утвержденный постановлением Правительства Красноярского края №-п от ДД.ММ.ГГГГг., а также расположения земельного участка в зоне древесно-кустарниковой растительности. Указано, что предоставление указанных участков для ведения личного подсобного хозяйства нарушит требования лесного законодательства.
Утверждения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в письме № от ДД.ММ.ГГГГг. об относимости испрашиваемого ею земельного участка к землям лесного фонда – голословны, доказательствами не подтверждены. Кроме того, ответ исх. № от ДД.ММ.ГГГГг. подписан не уполномоченным лицом, поскольку у руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» отсутствует право по рассмотрению заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка с принятием соответствующих решений.
Просила: признать незаконными действия и.о. начальника руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян А.Ю., выраженные в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГг.; обязать уполномоченный орган администрации Емельяновского района Красноярского края утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 22842 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, согласно заявлению Дашкевич Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГг. в координатах характерных точек границ, указанных в представленной схеме.
В судебное заседание административный истец Дашкевич Н.В. не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков - МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» и администрации Емельяновского района Красноярского края - Щербакова О.А. требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указывая на то, что решение принято и подписано уполномоченным на то администрацией Емельяновского района лицом, испрашиваемый Дашкевич Н.В. участок расположен на территории заказника «Красноярский», организованного в связи со сложившейся неблагоприятной экологической обстановкой в г. Красноярске. Сформировать участок в местоположении, требуемом административным истцом, невозможно.
Административный ответчик - и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян А.Ю. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был уведомлен.
Представитель заинтересованного лица – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания были уведомлены, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.82).
Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно, статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирована нормой, содержащимися в статье 39.15 ЗК РФ, а именно п. 17 которым решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно, п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признании решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
При этом, частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию оснований для принятия этого решения, совершения действий (бездействия) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГг. Дашкевич Н.В. обратилась с заявлением, в порядке ст. 39. 15, пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, в администрацию <адрес>, в котором просила принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без проведения торгов, площадью 22842 кв.м, согласно схеме, приложенной к заявлению, в координатах: точки <адрес> <адрес>, для цели использования: для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта (полевой участок) (л.д.23).
Решениями судов от ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг. по административному исковому заявлению Дашкевич Н.В. дважды признавались данные на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГг. ответы, в которых сообщалось на отнесение испрашиваемого земельного участка к лесному, - незаконными, с возложением обязанности на администрацию района по их повторному рассмотрению.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГг. за подписью и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян А.Ю. Дашкевич Н.В. отказано в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка, указывая на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах 1 кластера государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», который, согласно Положению о государственном комплексном заказнике краевого значения «Красноярский», утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГг. №-п, организован на землях лесного фонда (л.д.34-35).
Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края №П от ДД.ММ.ГГГГг. создан лесопарковый зеленый пояс г. Красноярска, Правительству края поручено установить границы лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска (л.д.36).
Из ответа, полученного из Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на запрос суда (л.д.42), к которому была приложена схема земельного участка, требуемого к образованию Дашкевич Н.В., следует, что в настоящее время разработан проект границ лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска, который находится на стадии согласования в уполномоченных органах. Требуемый к образованию Дашкевич Н.В. земельный участок – вошел в территорию лесопаркового зеленого пояса. В последующем будет установлен режим использования пояса в соответствии с положениями ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об охране окружающей среды».
Из материалов дела следует, что Дашкевич Н.В. испрашивала к образованию земельный участок площадью 22842 кв.м с целью его использования для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта (л.д.23).
Статья 4 ФЗ РФ № 112 от 07 июля 2003г. «О личном подсобном хозяйстве» предусматривает, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Согласно ст. 62.1 ФЗ РФ № 7 от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
В соответствии с ч.3 ст. ст. 62.4 ФЗ РФ № 7 от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ; 2) размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности; 3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам I категории; 4) создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины; 5) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов; 6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности); 7) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; 8) размещение скотомогильников; 9) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.
Согласно ст. 2ФЗ РФ № 7 от 10 января 2002, личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.Таким образом, оснований для признания обжалуемого административным истцом письма – незаконным, суд не находит. Ответ администрации в лице МКУ «УправЗем» основан на имеющейся в администрации землеустроительной документации об отнесении испрашиваемой административным истцом к землям лесопаркового зеленого пояса, что подтвердилось в письме Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, с учетом изложенного, принимая цели использования участка, для которых административный истец просит образовать участок, административный ответчик принял обоснованное решение об отказе в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в заявленных координатах.
Не состоятельны и доводы административного истца о том, что ответ на его заявление дан неуполномоченным на то органом и должностным лицом.
В соответствии с п.3.2 Положения об МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» управление в соответствии с возложенными на него задачами по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах Емельяновского района (л.д.54-66).
Распоряжением и.о. главы Емельяновского района №рук от ДД.ММ.ГГГГг. Саакян А.Ю. назначен и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» с ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.51).
Из указанного следует, что администрацией Емельяновского района именно на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» возложена обязанность разрешать вопросы формирования земельных участков, в том числе и отказе в его формировании, а руководителя, для структурного подразделения администрации, правом подписания принятых решений, что следует из текста Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (л.д.54-66).
С учетом вышеизложенного, административное исковое заявление Дашкевич Н.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеДашкевич Нины Владимировны к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», и.о. начальника руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян Арушану Юриевичу о признании незаконными действия и.о. начальника руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян А.Ю., выраженные в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГг.; возложении обязанности на уполномоченный орган администрации Емельяновского района Красноярского края утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 22842 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, согласно заявлению Дашкевич Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГг. в координатах характерных точек границ, указанных в представленной в суд схеме, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (08 апреля 2019г.), путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Судья О.М. Оголихина