дело № 2а-1434/2020
УИД 56RS0030-01-2020-001731-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 16 июля 2020 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.
при секретаре Студеновой А.А.,
с участием представителя административного истца Ефимчука В.Н., действующего на основании доверенности,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г.Оренбурга Кузнецова Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «ТД Форштадт» к УФССП России по Оренбургской области, судебному приставу – исполнителю ОСП Промышленного района г.Оренбурга Кузнецову Е.В. об оспаривании бездействий по отказу в удовлетворении ходатайства в рамках исполнительного производства, устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ТД Форштадт» обратилось в вышеназванным иском, указав, что на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №11 Промышленного района г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ с Тереховой О.А. взыскана задолженность в размере 37800 рублей, возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскатель получил информацию о смене фамилии должника, в связи с чем, обратился к судебному приставу-исполнителю о направлении соответствующего запроса в отдел ЗАГСа, однако в удовлетворении данного запроса было отказано со ссылкой, что судебный пристав-исполнитель не входит в перечень организаций и должностных, которым ЗАГС предоставляет необходимую информацию.
В соответствии с ч.2 чт. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», сведения об акта гражданского состояния предоставляются в рамках межведомственного взаимодействия в орган исполнительной власти осуществляющий функции исполнения судебных актов в части сведений, необходимых для их исполнения.
Обратившись в прокуратуру на незаконные бездействие со стороны административного ответчика 26.12.2019 года был получен ответ, согласно которого в адрес ОСП Промышленного района г.Оренбурга было направлено представление об устранении выявленного нарушения действующего законодательства.
Просит признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя ОСП Промышленного района г.Оренбурга Кузнецова Е.В., выраженное в не направлении запроса в отдел ЗАГСа о смене фамилии должника, устранить допущенные нарушения путем вынесения соответствующего постановления об удовлетворении ходатайства и возложении обязанности на административного ответчика по направлению соответствующего запроса.
В судебном заседании представитель административного истца Ефимчук В.Н., действующий на основании доверенности от09.01.2020 года сроком до 31.12.2020 года, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района г.Оренбурга Кузнецов Е.В. возражал против удовлетворения требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве. Пояснил, что в перечень субъектов, по запросам которых органы ЗАГС обязаны предоставлять сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и судебный пристав не указаны. Бездействий с его стороны в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ не допущено.
В судебное заседание не явились представитель административного ответчика УФССП России по Оренбургской области, заинтересованное лицо Терехова О.А., о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно п. 6 ст.226Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с ч.2 ст.150Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Неявка представителя административного ответчика и заинтересованного лица является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г.Оренбурга Кузнецова Е.В., исследовав материалы дела, суд находит поданное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 13 Закона № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" СПИ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого. СПИ имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.
В силу п. 2 ст. 14 указанного Закона информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 11 Промышленного района г.Оренбурга выдан судебный приказ о взыскании с Тереховой О.А. в пользу ООО «ТД Форштадт» задолженности в размере 37800,00 рублей.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления взыскателя ООО «ТД Форштадт» было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Пунктом 1 статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии со ст.2ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Положения статьи12Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов исполнительного производства усматривается, что в ходе исполнения 18.09.2019 года были вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке, поскольку установлено, что у Тереховой О.А. имеются открытые счета в ПАО «Почта Банк», ПАО Сбербанк», ООО ХКФ Банке», ПАО КБ «Восточный» Приволжский филиал.
Постановлением от 11.10.2019 года было удовлетворено ходатайствоООО «ТД Форштадт» о направлении запроса в органы ЗАГСа о предоставлении актовой записи о смене фамилии должника.
На запрос 18.02.2020 года был получен из Управления ЗАГСа г.Оренбурга ответ о том, что запросы судебных приставов-исполнителей, руководителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов исполнению не подлежат. Данная информация была передана взыскателю.
Также из материалов исполнительного производства установлено, что 11.12.2019 года судебным приставом-исполнителем осуществлялся выход по месту жительства должника, в результате которого должника застать по адресу проживания не удалось, Терехова О.А. по данному адресу не проживает.
15.01.2020 года и 17.01.2020 года судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в Главное управление по вопросам миграции МВД России о предоставлении сведений паспорта должника, смене фамилии должника.
Из ответа Главного управления по вопросам миграции МВД России по состоянию на 07.04.2020 года следует, что должник зарегистрирована как Терехова О.А., паспорт гражданина РФ не меняла.
На повторный запрос в Управление ЗАГСа г.Оренбурга 06.05.2020 года был получен ответ о том, что запросы судебных приставов-исполнителей, руководителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов исполнению не подлежат. Информация может быть предоставлена непосредственно по запросу Федеральной службы судебных приставов.
15.06.2020 года судебным приставом-исполнителем осуществлялся выход по месту жительства должника, в результате которого должника застать по адресу проживания не удалось, в квартире проживает зять и дочь Тереховой О.А.. Должник по данному адресу зарегистрирована, но фактически не проживает, адрес не известен, связь с близкими не поддерживает.
В судебном заседании достоверно установлено, что судебным приставом-исполнителем Кузнецовым Е.В. в рамках исполнительного производства в отношении должника Тереховой О.А. принимались меры, направленные на исполнение судебного акта по взысканию задолженности, однако должник уклоняется от добровольного исполнения судебного акта. Также своевременно даны ответы на обращения взыскателя, в связи с чем доводы административного истца о наличии волокиты и бездействий со стороны судебного пристава-исполнителя, не нашли своего подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень которых содержится в данной статье.
При этом из смысла закона следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительских действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя. Несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" сведения о государственной регистрации перемены имени, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о перемене имени, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориальным органам), федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны (его территориальным органам), федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориальным органам), Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, территориальным фондам обязательного медицинского страхования, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти, избирательным комиссиям, комиссиям референдума.
При этом согласно п. 3 ст. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" непосредственно орган ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте РФ либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ.
Судебный пристав-исполнитель и руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов не входят в указанный перечень.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
С учетом полученной информации судебным приставом-исполнителем были приняты необходимые меры на принудительное исполнение. Действия административного ответчика соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве» и не нарушают прав и законных интересов заявителя. При этом по сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД России подтверждено, что по состоянию на 07.04.2020 года должник не менял паспорт гражданина Российской Федерации в связи со сменой фамилии.
Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Доводы административного истца, что в результате оспариваемых бездействий (действий) созданы препятствия для реализации в полной мере взыскателю предоставленных законом прав, не состоятельны.
В нарушение требований ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлены доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов, как стороны исполнительного производства.
Законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, в рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Наличие совокупности двух условий, а именно, незаконность оспариваемого решения и нарушение прав административного истца не установлены.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, которым дана правовая оценка, по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░