Дело № 2-3089/2023
УИД: 61RS0009-01-2023-002931-86
Решение
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года г. Азов, Ростовская область
Азовский городской суд Ростовской области
в составе судьи Нестеренко И.П.,
при секретаре Кудря И.В.,
с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№2-3089/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к администрации Азовского района Ростовской области( третьи лица : УКС ЖКХ администрации Азовского района, УМП «Приморский водопровод», администрация Задонского сельского поселения, администрация Самарского сельского поселения, КИО администрации Азовского района) об обязании совершить действия по разработке проекта зон санитарной охраны,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Азовского района Ростовской области об обязании совершить действия по разработке проекта зон санитарной охраны.
Истец в обоснование исковых требований указал, что в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004г. № 314 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) - территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти.
Полномочия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006г. № 257 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области».
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городах и районах Ростовской области, руководствуясь ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», было предложено руководителю УМП «Приморский водопровод» обеспечить выполнение требований по содержанию и эксплуатации первых поясов ЗСО в строгом соответствии с положениями санитарного законодательства, в том числе при отсутствии утвержденных проектов ЗСО, исполнять планы мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий первых поясов ЗСО и предупреждению загрязнения источников питьевого водоснабжения, а также разработать и согласовать до 01.07.2023г. с территориальным отделом Управления планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями после получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы.
Указанные предложения выполнены не были.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах на основании п. 8 ч.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Администрации Азовского района было предложено предоставить информацию о разработанных проектах зон санитарной охраны (3CО) источников водоснабжения.
Согласно ответов Администрации Азовского района (вх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в муниципальном образовании Администрация Азовского района для целей хозяйственно-бытового водоснабжения населения используются подземные источники водоснабжения, в том числе:
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № с<адрес>.
На вышеуказанные объекты отсутствуют проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения с определением границ зоны и составляющих её поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий ЗСО и предупреждению загрязнения источников и водопроводных сооружений, правилами и режимом хозяйственного использования территорий ЗСО.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Ростовской области собственником объектов является Администрация Азовского района. Эксплуатирующей организацией - УМП «Приморский водопровод».
По информации, поступившей из Администрации Азовского района (вх.№№ от ДД.ММ.ГГГГ) сообщается, что имеется возможность выполнения проекта зон санитарной охраны на подземные источники водоснабжения, однако санитарно-защитные зоны не установлены.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в том, что Администрация Азовского района Ростовской области не исполняет должным образом требования законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей.
В связи с вышеизложенным истец обратился в суд и просил:
- Обязать Администрацию Азовского района Ростовской области, осуществляющую полномочия собственника имущества, с целью устранения нарушений, разработать проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения:
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № с<адрес> и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал свои требования.
Ответчик- представитель администрации Азовского района в судебное заседание явилась, указала, что считает надлежащим ответчиком по делу является УКС ЖКХ и МУП «Приморский водопровод». Кроме того время данное истцом на выполнение данных требований является недостаточным для проведения большого комплекса работ.
Третьи лица в судебное заседание не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему:
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Ст. 46 ГПК РФ установлено, что, в случаях предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо неопределенного круга лиц.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Аналогичные гарантии установлены гражданам в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52 от 30.03.1999).
Судом установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004г. № 314 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) - территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти.
Полномочия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006г. № 257 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области».
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городах и районах Ростовской области, руководствуясь ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», было предложено руководителю УМП «Приморский водопровод» обеспечить выполнение требований по содержанию и эксплуатации первых поясов ЗСО в строгом соответствии с положениями санитарного законодательства, в том числе при отсутствии утвержденных проектов ЗСО, исполнять планы мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий первых поясов ЗСО и предупреждению загрязнения источников питьевого водоснабжения, а также разработать и согласовать до 01.07.2023г. с территориальным отделом Управления планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями после получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы.
Указанные предложения выполнены не были.
Суд считает, что истец правильно определил надлежащим ответчиком администрацию Азовского района, поскольку остальные указанные лица (такие как КИО, УКС ЖКХ и т.д.) являются её структурными подразделениями. Таким образом отзыв УКС ЖКХ о том, что за все ответственен УМП «Приморский водопровод» является необоснованным.
Из материалов дела следует, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г.Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах на основании п. 8 ч.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Администрации Азовского района было предложено предоставить информацию о разработанных проектах зон санитарной охраны (3CО) источников водоснабжения.
Согласно ответов Администрации Азовского района (вх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в муниципальном образовании Администрация Азовского района для целей хозяйственно-бытового водоснабжения населения используются подземные источники водоснабжения, в том числе:
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № с<адрес>.
На вышеуказанные объекты отсутствуют проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения с определением границ зоны и составляющих её поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий ЗСО и предупреждению загрязнения источников и водопроводных сооружений, правилами и режимом хозяйственного использования территорий ЗСО.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Ростовской области собственником объектов является Администрация Азовского района. Эксплуатирующей организацией - УМП «Приморский водопровод».
По информации, поступившей из Администрации Азовского района (вх.№№ от ДД.ММ.ГГГГ) сообщается, что имеется возможность выполнения проекта зон санитарной охраны на подземные источники водоснабжения, однако санитарно-защитные зоны не установлены.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в том, что Администрация Азовского района Ростовской области не исполняет должным образом требования законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей.
Также пунктом 9 Регламента, утвержденного постановлением Минприроды Ростовской области от 30.10.2015 № П-28 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области государственной услуги «Предоставление права пользования недрами» предусмотрено, что для получения лицензии на право пользования недрами необходимо предоставить копию санитарно-эпидемиологического заключения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ч.1 ст.7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты. Частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с частями 4,5 ст.18 ФЗ №52 от 30.03.1999 проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее - Правила).
В соответствии с п.1.4 Правил зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5 Правил устанавливается, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала. Его назначение - защита места водозабора и водопроводных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что Администрация Азовского района Ростовской области ИНН №, не принимает мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом не проведение вышеуказанных мероприятий и непринятие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым.
Оценивая собранные по делу доказательства, выслушав стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Однако считая позицию администрации Азовского района обоснованной в части недостаточности времени предложенного истцом на выполнение данных требований, суд считает необходимым предоставить ответчику пол года ( с момента вступления решения суда в законную силу) для проведения большого комплекса работ по выполнению требований иска.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к администрации Азовского района Ростовской области об обязании совершить действия по разработке проекта зон санитарной охраны удовлетворить.
Обязать Администрацию Азовского района Ростовской области, осуществляющую полномочия собственника имущества, с целью устранения нарушений, разработать проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения:
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № <адрес>;
- артезианская скважина № № с<адрес> и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны в срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд Ростовской области в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья: И.П. Нестеренко
Мотивированная часть решения изготовлена 13.10.2023г