Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Лобойко И.Э., при секретаре Ноздря А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой Л. В. к Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области о признании недействительным постановления, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Лазарева Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации <адрес> муниципального района Московской области, мотивируя свои требования тем, что является пенсионеркой, бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серия Р №, выданным ДД.ММ.ГГ отделом социальной защиты <адрес>. С ДД.ММ.ГГ истцу присвоена инвалидность второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой об инвалидности № от ДД.ММ.ГГ. Истец награждена медалью «Ветеран труда», что подтверждается удостоверением (серия III № от ДД.ММ.ГГ).
ДД.ММ.ГГ Лазарева Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предоставив необходимый пакет документов. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГ №-ПА истцу отказано в принятии на учет, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
С данным отказом истец не согласна, поскольку порядок реализации ветеранами труда, проживающими на территории Московской области, прав по обеспечению их жилыми помещениями осуществляется в соответствии с положениями Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». С 1956 года истец проживала в <адрес>, ввиду тяжелых жилищных условий с 2012 года находилась на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в <адрес>, в связи с тем, что не имела собственного жилого помещения для проживания. В настоящее время истец не может продолжать нормальный образ жизни без помощи родных и семьи, указанные обстоятельства свидетельствуют о нетрудоспособности истца, ее нуждаемости в постороннем уходе и социальной защите. Из документов, предоставленных истцом в Администрацию для рассмотрения заявления о принятии на учет, не следует вывод о намеренности ухудшения ею жилищных условий с целью постановки на учет. Учитывая изложенное, истец просит признать постановление Администрации городского поселения Люберецкого муниципального района Московской области №-ПА от ДД.ММ.ГГ незаконным; обязать Администрацию городского поселения Люберецкого муниципального района поставить Лазареву Л.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета; обязать Администрацию городского поселения Люберецкого муниципального района предоставить жилое помещение.
Истец, представитель истца (по доверенности Шулимов А.И.) в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика (по доверенности Трубников А.В.) в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.1, 2 ст. 51 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Судом установлено, что Лазарева Л.В. является пенсионеркой, бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серия № выданное ДД.ММ.ГГ отделом социальной защиты <адрес>, ветераном труда, удостоверением серия № от ДД.ММ.ГГ.
С ДД.ММ.ГГ истцу присвоена инвалидность второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой об инвалидности №.
ДД.ММ.ГГ Лазарева Л.В. через МАУ «Люберецкий МФЦ» обратилась в Управление муниципальным жилищным фондом Администрации г.<адрес> Московской области с заявлением о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предоставив пакет документов.
ДД.ММ.ГГ Администрацией городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области вынесено Постановление № от отказе Лазаревой Л.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ею не были представлены документы, подтверждающие признание ее и членов ее семьи малоимущими, представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (каждый член семьи обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы), проживает в Московской области менее пяти лет, несовершеннолетние узники обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ не подлежат.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 125/2006-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" для обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет: бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, объем средств, предусматриваемый бюджетами муниципальных образований Московской области, определяется, исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. Г ч. 2 ст. 1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 125/2006-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" для обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до ДД.ММ.ГГ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, объем средств, предусматриваемый бюджетами муниципальных образований Московской области, определяется исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 1 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета один раз.
Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи и принятые на учет после ДД.ММ.ГГ, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 125/2006-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" учет граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, признание их малоимущими не требуется, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Частью 1 статьи 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 260/2005-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
Согласно ст. 1, 2, 13 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения.
Таким образом, реализация права на жилище, включая право выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей, собственников или на иных основаниях, может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 5-Г07-56).
Из представленной в материалы дела выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, следует, что истец зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГ, т.е. проживает в Московской области менее пяти лет.
Также по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован внук истца - Лазарев А.А.
Согласно пояснениям истца и ее представителя до ДД.ММ.ГГ истец была зарегистрирована и постоянно проживала в <адрес>.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРП, ДД.ММ.ГГ Лазарева В.В. произвела отчуждение принадлежащих ей на праве собственности двух земельных участков, расположенных в <адрес>. Лазарев А.А. ДД.ММ.ГГ произвел отчуждение принадлежащих ему двух земельных участков, расположенных на территории <адрес>, а также ДД.ММ.ГГ произвел отчуждение принадлежавшей ему на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истец проживает на территории Московской области менее пяти лет, истцом и ее внуком в 2013 и в 2016 году, т.е. менее пяти лет назад, произведены действия по отчуждению имущества, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца ни по одному из указанных истцом оснований, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лазаревой Л. В. к Администрации <адрес> муниципального района Московской области о признании недействительным Постановления № от ДД.ММ.ГГ., обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании предоставить жилое помещение – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме через Люберецкий городской суд.
Судья И.Э.Лобойко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.