Дело № 33-6871/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2018 г. г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Е.В.,
судей Швецовой Н.А., Каменцовой Н.В.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова К.А. к администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 05 июня 2018 г.,
установила:
Смирнов К.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение, указав, что распоряжением администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области от 24.10.2013 он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основании протокола заседания комиссии министерства образования от 17.09.2013 включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, жилое помещение ему не предоставлено. Просил суд обязать администрацию муниципального образования Новоорский район Оренбургской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 05.06.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Новоорский район Оренбургской области просит об отмене судебного решения, как принятого с нарушением норм материального права. Указывает, что истец заявление о предоставлении ему жилого помещения по договору специализированного найма в администрацию муниципального образования Новоорский район Оренбургской области не подавал. Обязанность по обеспечению данной категории лиц жилыми помещениями может быть возложена на администрацию муниципального образования Новоорский район Оренбургской области только в случае выделения субвенций.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, не сообщили об уважительности причин неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Швецовой Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных законом (статья 330 ГПК РФ) для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнов К.А. родился (дата) в (адрес), его отец – С.А.М., мать – В.А.А..
Из свидетельств о смерти следует, что С.А.М. умер (дата) в (адрес), В.А.А. умерла (дата) в (адрес).
Таким образом, Смирнов К.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании приказа администрации Новоорского района № 262 от 24.10.2013 Смирнов К.А. включен в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.05.2018 следует, что у Смирнова К.А. объектов недвижимости на праве собственности не имеется.
Согласно справке Орского филиала ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» за Смирновым К.А. домовладения в Новоорском районе не числится.
Как следует из справки от 08.05.2018, Смирнов К.А. является студентом 4 курса очной формы обучения .... Период обучения до 01.07.2018.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержатся и в абзаце 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 г. №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27.02.2013 N 1420), (далее – Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 г. №1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится достижение возраста 18 лет.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права со ссылкой на то, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению жильем детей-сирот, осуществляется только при условии, что законом Оренбургской области на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на эти цели, однако на момент рассмотрения дела субвенция на обеспечение жильем истца не предоставлена, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, так как обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, при этом осуществление функции по обеспечению жилым помещением указанной категории лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от поступления субвенций.
Довод жалобы о том, что истец лично не обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, правового значения не имеет, поскольку истец в установленном законом порядке включен в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 05.06.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи