Судья Колосова Н.Е. Дело № 33-6431/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 19 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2015 года, по которому:
признано незаконным и отменено решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <Дата обезличена> года, оформленное протоколом <Номер обезличен> об отказе Драчу В.А. в постановке на учет;
возложена обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить Драча В.А. с составом семьи 4 человека на учет для получения социальной выплаты <Дата обезличена>. Обязано УФСИН России по РК направить необходимый пакет документов во ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснение представителя ФСИН России и УФСИН России по РК К.., представителя истца Ж.., судебная коллегия
установила:
Драч В.А. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по РК об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты с <Дата обезличена> года.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по РК.
В суде апелляционной инстанции истец участия не принимал, извещен о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
В силу ч.3 ст.4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Судом установлено, что <Дата обезличена> Драч В.А., ... ФКУ «Управление по конвоированию» ГУ ФСИН России по РК обратился с рапортом в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о постановке в очередь на получение ЕСВ с составом семьи 4 человека (истец, супруга Д.., дочь Д.., <Дата обезличена> года рождения, сын Д.., <Дата обезличена> года рождения).
Выслуга лет истца составляет более 14 лет.
Как следует из представленных в комиссию документов, семья Д. зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью ... кв.м. по адресу: <Адрес обезличен> Собственниками данного жилого помещения являются Драч В.А. и его супруга (по ... доли в праве).
При этом супруга истца с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена> была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью ... кв.м. по адресу: <Адрес обезличен>. Собственником данного жилого помещения является её мать.
Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма Драч В.А. и члены его семьи не имеют, социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ранее семье не предоставлялась.
Решением комиссии УФСИН России по РК от <Дата обезличена> за Драч В.А. признано право на получение единовременной социальной выплаты, произведён расчёт единовременной выплаты в размере ... рублей.
Решением комиссии ФСИН России (протокол от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) Драч В.А. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 369 от 24.04.2013г., а именно непредставление истцом копии финансового лицевого счета по адресу: <Дата обезличена>
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вышеуказанных положений Федерального закона N 283-ФЗ и Правил и пришел к выводу о том, что непредставление истцом копии лицевого счета по квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен> не является основанием для отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Пунктом 5,6 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Из перечня необходимых для представления документов следует, что должны быть представлены документы на сотрудника и членов его семьи, подтверждающих необходимый стаж службы сотрудника, родственные отношения, иждивение, совместное проживание, отсутствие жилых помещений.
Судебная коллегия считает вывод суда о праве Драч В.А. на получение единовременной социальной выплаты и незаконности решения комиссии ФСИН России в части отказа истцу в постановке на учет для получения социальной выплаты законным и обоснованным, учитывая, что истцом в комиссию по спорному жилому помещению были представлены иные документы, а именно: копия домовой книги, свидетельство о праве собственности М. на две комнаты по адресу: <Адрес обезличен> Указанные документы содержат сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение, площади жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом документы были представлены не в полном объеме со ссылкой на пп. «з» п. 5 Правил, несостоятельны и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного решения.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Представленные истцом документы содержали в себе сведения аналогичные тем, которые указываются в финансовом лицевом счете, соответственно являлись документами, заменяющими финансовый лицевой счет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что представленные истцом документы с учетом закрепленных в Федеральном законе от 30.12.2012 года N 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а отказ в такой постановке является не законным.
Обязывая ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с <Дата обезличена>., суд первой инстанции руководствовался пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, согласно которому комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет в 3-месячный срок со дня подачи заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Пунктом 16 Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550 предусмотрено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Вместе с тем из указанных нормативных актов не следует, что датой принятия сотрудника на учет должна являться дата принятия комиссией решения о постановке на учет, напротив, из смысла Правил предоставления единовременной социальной выплаты и Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС следует, что датой принятия сотрудника на учет является дата подачи им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку заявление о постановке на учет было подано истцом компетентному органу <Дата обезличена> года, он должен быть поставлен на учет с указанной даты, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным уточнить резолютивную часть решения суда.
При этом процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено, а нарушение судом первой инстанции вида судопроизводства, выразившееся в рассмотрении дела в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не повлияло на законность принятого решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив второй абзац в следующей редакции:
«Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить Драча В.А. с составом семьи 4 человека на учет для получения социальной выплаты с <Дата обезличена> года. Обязать УФСИН России по РК направить необходимый пакет документов во ФСИН России».
Председательствующий
Судьи: