Дело № 2-2979/2024
29RS0023-01-2024-002326-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2024 года г. Северодвинск
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при секретаре Сирацкой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, отнесении к категории граждан предпенсионного возраста,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.
В обоснование иска указал, что 20 февраля 2024 года обратился с заявлением об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста в связи с наличием у него необходимого страхового, специального стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера. Однако от ответчика был получен ответ, согласно которому истец по состоянию на 20.02.2024 к категории предпенсионного возраста в соответствии со ст. 185.1 ТК РФ не относится, с чем истец не согласен.
На основании изложенного с учетом уточнения заявленных требований истец просит обязать ответчика отнести ФИО1 к категории граждан предпенсионного возраста с 26 февраля 2024 года, включить в стаж работы по п.9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2001 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 16.08.1999 по 13.01.2000, с 19.07.2000 по 25.01.2001, с 01.05.2001 по 31.12.2001 в полуторном исчислении, с 18.06.2002 по 31.12.2002, с 02.07.2003 по 31.12.2003, с 14.05.2004 по 31.12.2004, с 26.04.2005 по 30.11.2005, с 28.06.2006 по 31.12.2006, с 06.04.2007 по 31.12.2007, с 07.05.2008 по 31.12.2008, с 19.04.2009 по 31.12.2009, с 16.04.2010 по 31.12.2010, с 10.05.2011 по 31.12.2011, с 23.05.2012 по 31.12.2012, с 12.04.2013 по 12.12.2013, с 17.12.2013 по 31.12.2013, с 01.08.2014 по 31.10.2014, с 01.11.2021 по 31.12.2023, с 01.01.2024 по 26.02.2024 календарно, с 15.01.2000 по 07.03.2000, с 26.01.2001 по 20.02.2001 в полуторном исчислении, с 20.01.2004 по 13.03.2004, с 19.01.2005 по 13.03.2005, с 01.01.2011 по 23.01.2011, с 01.01.2009 по 16.03.2009 календарно, с 08.03.2000 по 18.07.2000, с 21.02.2001 по 30.04.2001 в полуторном исчислении, с 01.01.2002 по 17.06.2002, с 01.01.2003 по 01.07.2003, с 01.01.2004 по 13.05.2004, c 01.01.2005 по 26.04.2005, с 01.12.2005 по 27.06.2006, с 01.01.2007 по 05.04.2007, с 01.01.2008 по 06.05.2008, с 17.03.2009 по 18.04.2009, с 01.01.2010 по 15.04.2010, с 24.01.2011 по 09.05.2011, с 01.01.2012 по 22.05.2012, с 01.01.2013 по 11.04.2013, с 01.01.2014 по 31.07.2014, с 01.11.2014 по 28.05.2015 календарно, а также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 32 000 руб.
Истец ФИО1, его представитель ФИО5 в судебном заседании уточненные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО4 в суде с иском не согласилась, просила в иске отказать по доводам письменных возражений, а также снизить размер судебных расходов на представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 20 февраля 2024 года ФИО1 обратился с заявлением об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста в связи с наличием у него необходимого страхового, специального стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера. Однако от ответчика был получен ответ, согласно которому истец по состоянию на 20.02.2024 к категории предпенсионного возраста в соответствии с требованиями ст. 185.1 Трудового кодекса РФ не относится.
С данным ответом истец не согласен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
С 1 января 2015 года порядок и условия назначения пенсий регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
На основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом приложений к настоящему Федеральному закону) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Часть 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает уменьшение возраста, установленного для назначения пенсии, на 5 лет лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ с особыми условиями труда.
Таким образом, для назначения истцу пенсии по достижению возраста 50 лет (21 января 2026 года) необходимо наличие страхового стажа не менее 25 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и не менее 12 лет 6 месяцев льготного стажа.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из буквального толкования п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Вопрос отнесения судна к определенной категории и характер его использования находится в компетенции судовладельца и решается на основании данных технической характеристики судна, вида деятельности, характера выполняемой работы, района плавания.
Согласно п. 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года №1-28-у «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (утративших силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 10 мая 2017 года № 415, но действовавших в спорные периоды работы истца), в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой.
К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в действие ст. 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу. При этом в стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).
Таким образом, пенсионное законодательство предусматривает возможность учета в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса некоторых иных предусмотренных периодов при условии, что они непосредственно предшествовали или непосредственно следовали за такой работой.
При этом по смыслу п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также Указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года №1-28-у, досрочная страховая пенсия назначается плавсоставу тех судов, которые выполняют работу согласно их предназначению за пределами акватории порта. Это обуславливается тем, что данные работы производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в акватории порта, правом на досрочное назначение пенсии не пользуется. Более того, в периоды длительной стоянки судна у причала в ожидании выхода в плавание суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение пенсии.
В силу ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 27 января 1999 года.
Таким образом, спорные периоды работы истца имели место после его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Причем обязанность по доказываю факта работы в условиях, требуемых для льготного пенсионного обеспечения возлагается на лицо, претендующее на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, ФИО1 согласно записям в трудовой книжке .....:
ДД.ММ.ГГГГ принят матросом 2 класса ППР-382 в войсковую часть 90212, которая находится в районе Крайнего Севера,
ДД.ММ.ГГГГ переведен матросом 2 класса МБ-8,
ДД.ММ.ГГГГ переведен электрорадионавигатором МБ-8,
ДД.ММ.ГГГГ переведен 3 помощником капитана на МБ-8,
ДД.ММ.ГГГГ переведен 2 помощником капитана на МБ-8,
ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность 1 радиооператора МБ-8,
ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. 3 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника;
Войсковая часть 40640 (<адрес>):
ДД.ММ.ГГГГ принят на должность инженера по специальным работам отделения подготовки поисково-спасательных судов,
ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность моториста (машиниста) 1 класса ПЖК-1545, где работает по настоящее время.
Согласно справке войсковой части 40640 от 26.02.2024 № 41, уточняющей особый характер работы, катер ПЖК-1545 не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, находится в кампании с 22.07.2019 по дату выдачи справки, а должность истца относится к плавсоставу, в связи с чем истец имеет право на льготную пенсию. С 01.11.2021 на заработную плату истца начисляются дополнительные страховые взносы. С 24.11.2018 по 05.12.2018 выплата морской надбавки была приостановлена в связи с постановкой судна на ремонт.
Согласно справке 133 группы судов обеспечения Беломорской ВМБ СФ от 11.07.2022 ..... ФИО1 находился в учебных оплачиваемых отпусках: с 01.11.1999 по 10.12.1999, с 03.04.2000 по 12.05.2000, с 13.11.2000 по 22.12.2000, с 16.04.2001 по 25.05.2001, с 26.05.2001 по 14.06.2001, с 12.05.2003 по 05.06.2003, с 06.10.2003 по 30.10.2003, с 10.05.2004 по 03.06.2004, с 27.09.2004 по 21.10.2004, с 10.05.2005 по 03.06.2005, с 24.10.2005 по 22.11.2005, с 10.01.2006 по 29.01.2006, 30.01.2006 по 19.02.2006, 13.03.2006 по 11.06.2006.
Также истец находился в ежегодных оплачиваемых отпусках в периоды: с 15.01.2000 по 07.03.2000, с 23.12.2000 по 20.02.2001, с 26.09.2001 по 26.11.2001, с 27.11.2001 по 01.12.2001, с 15.07.2002 по 13.08.2002, с 14.08.2002 по 04.09.2002, с 20.01.2004 по 13.03.2004, с 19.01.2005 по 13.03.2005, с 26.09.2005 по 19.10.2005, с 19.02.2007 по 03.04.2007, с 16.04.2007 по 08.06.2007, с 27.06.2007 по 01.07.2007, с 15.10.2007 по 20.12.2007, с 11.09.2008 по 01.11.2008, с 25.02.2009 по 11.03.2009, с 05.10.2009 по 26.11.2009, с 10.12.2009 по 23.12.2009, с 17.05.2010 по 30.05.2010, с 01.09.2010 по 30.09.2010, с 13.12.2010 по 09.01.2011, с 10.01.2011 по 23.01.2011, с 25.10.2011 по 16.12.2011, с 19.12.2011 по 28.12.2011, с 08.10.2012 по 03.12.2012, с 07.10.2013 по 12.12.2013, с 27.08.2014 по 17.10.2014.
Все указанные периоды оплачиваемых отпусков, приходящиеся на периоды кампаний, согласно выписке из ИЛС учтены ответчиком по п. 9 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, за исключением периодов с 15.01.2000 по 07.03.2000, 20.01.2004 по 13.03.2004, 19.01.2005 по 13.03.2005, 19.02.2007 по 03.04.2007, 25.02.2009 по 11.03.2009, 01.01.2011 по 23.01.2011.
Морской буксир МБ-8 находился в кампании: с 14.10.1997 по 13.01.2000, 19.07.2000 по 25.01.2001, 01.05.2001 по 31.12.2001, 18.06.2002 по 31.12.2002, 02.07.2003 по 31.12.2003, 14.05.2004 по 31.12.2004, 26.04.2005 по 30.11.2005, 28.06.2006 по 31.12.2006, 06.04.2007 по 31.12.2007, 07.05.2008 по 31.12.2008, 19.04.2009 по 31.12.2009, 16.04.2010 по 31.12.2010, 10.05.2011 по 31.12.2011, 23.05.2012 по 31.12.2012, 12.04.2013 по 31.12.2013, 01.08.2014 по 31.10.2014. Все указанные периоды кампаний согласно выписке из ИЛС учтены ответчиком по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Периоды нахождения МБ-8 на навигационном ремонте с 01.01.2009 по 16.03.2009, 15.03.2013 по 04.04.2013 не учтены в специальный стаж истца.
Судно МБ-8 - морской дизель-электрический буксир проекта 733. Его назначение согласно паспорту судна: буксировка кораблей и судов в открытом море, а также между базами, в гаванях и на рейдах, оказание помощи кораблям и судам, терпящим бедствие (тушение пожара, снятие с мели, откачка воды, буксировка лагом и на буксире).
Противопожарный катер ПЖК-1545 проекта 14611, заводской ....., 1985 года постройки. Катер предназначен для противопожарных служб морских и нефтеналивных портов, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, противопожарной охраны, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, буксировки аварийных судов и плавсредств, проведения аварийно-спасательных работ, первичной спецобработки наружных поверхностей судов и плавсредств и проведения дезактивационных работ. Вопрос отнесения судна к определенной категории находится в компетенции судовладельца и решается на основании данных технической характеристики судна, вида деятельности, характера выполняемой работы, района плавания.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком, поскольку периоды работы истца на указанных суднах, связанных с непосредственным выходом в море, частично учтены в специальный стаж.
Иных доказательств того, что истец в спорные периоды выполнял работу плавсостава, использовался по своей специальности в течение полного рабочего дня и по завершении работ направлялся в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания, не представлено.
Таким образом, оснований полагать, что истцом отработан полный навигационный период на водном транспорте у суда не имеется, в связи с чем доводы истца о необходимости включения в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ спорных периодов как полных навигационных признаны судом необоснованными.
Кроме того, суд учитывает, что в периоды длительной стоянки судна у причала в ожидании выхода в плавание не выполняются работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к работе плавсостава, которая дает право на досрочное назначение пенсии.
Периоды нахождения МБ-8 на навигационном ремонте с 01.01.2009 по 16.03.2009, 15.03.2013 по 04.04.2013 не подлежат включению в специальный стаж, так как деятельность истца в этот период не была непосредственно связана с работой по отправке судна в рейс и работой следовавшей за работой во время рейса по его окончанию, такие периоды не являются межрейсовыми. В указанное время судно не выполняло работу, соответствующую его прямому назначению, поскольку в период зимнего отстоя не находится в постоянной эксплуатационной готовности и принимается в эксплуатацию после начала навигационного периода. Вместе с этим, истцом не представлено доказательств осуществления мероприятий, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией судна в целях подготовки к новой навигации.
Такие периоды, как стоянка судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание судна, предшествующие или следующие за работой в плавсоставе, подлежат учету в специальный стаж.
Учитывая представленные доказательства, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды оплачиваемых отпусков, следовавших за периодами кампаний, с 15.01.2000 по 07.03.2000, 26.01.2001 по 20.02.2001 в полуторном исчислении, с 01.01.2011 по 23.01.2011 календарно.
Оснований для включения в специальный стаж периодов между кампаниями: с 08.03.2000 по 18.07.2000, 21.02.2001 по 30.04.2001, 01.01.2002 по 17.06.2002, 01.01.2003 по 01.07.2003, 01.01.2004 по 13.05.2004, 01.01.2005 по 26.04.2005, 01.12.2005 по 27.06.2006, 01.01.2007 по 05.04.2007, 01.01.2008 по 06.05.2008, 17.03.2009 по 18.04.2009, 01.01.2010 по 15.04.2010, 24.01.2011 по 09.05.2011, 01.01.2012 по 22.05.2012, 01.01.2013 по 11.04.2013, 01.01.2014 по 31.07.2014, с 01.11.2014 по 28.05.2015 суд по вышеизложенной позиции не усматривает.
Что касается периодов работы истца, учтенных ответчиком в специальный стаж в добровольном порядке на основании сведений персонифицированного учета: с 16.08.1999 по 13.01.2000, 19.07.2000 по 25.01.2001, 01.05.2001 по 31.12.2001 в полуторном исчислении, 18.06.2002 по 31.12.2002, 02.07.2003 по 31.12.2003, 14.05.2004 по 31.12.2004, 26.04.2005 по 30.11.2005, 28.06.2006 по 31.12.2006, 06.04.2007 по 31.12.2007, 07.05.2008 по 31.12.2008, 19.04.2009 по 31.12.2009, 16.04.2010 по 31.12.2010, 10.05.2011 по 31.12.2011, 23.05.2012 по 31.12.2012, 12.04.2013 по 12.12.2013, 17.12.2013 по 31.12.2013, 01.08.2014 по 31.10.2014, 01.11.2021 по 31.12.2023, 01.01.2024 по 26.02.2024 календарно, то суд также не усматривает оснований для повторного включения периодов в стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, поэтому отказывает в данной части в иске.
Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" внесены изменения в Федеральный закон № 400-ФЗ и введено понятие "предпенсионный возраст".
Данная норма к категории работников предпенсионного возраста относит работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста (ст. 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 12 ст. 10 Закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.
Статус предпенсионера определяется по данным, имеющимся в распоряжении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 26.02.2024 ответчик учел по п. 9 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ - 12 лет 5 месяцев 25 дней (с учетом льготного исчисления до 01.01.2002) при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.
Принимая во внимание, что с учетом включения спорных периодов в специальный стаж по состоянию на 26.02.2024 у истца имелось более 12 лет 6 месяцев, то требование о возложении обязанности отнести ФИО1 к категории граждан предпенсионного возраста с 26 февраля 2024 года подлежит удовлетворению.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
Стоимость услуг согласно договору об оказании услуг от 07.03.2024 составила 32 000 руб., оплачена истцом в полном объеме, что подтверждается распиской от 07.03.2024. В предмет договора входит: ознакомление с материалами дела, консультирование, составление письменных документов (искового заявления, заявлений, запросов, ходатайств), сбор необходимых документов для представления в суд, копирование, сканирование, составление доверенности, представление интересов заказчика в суде.
На основании изложенного, с учетом документального подтверждения факта несения истцом указанных расходов, суд приходит к выводу о праве ФИО1 на возмещение понесенных судебных издержек.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 100 ГПК РФ суду предоставлено право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п.п. 11, 13 Постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности от 07.03.2024, подготовила исковое заявление, уточненное исковое заявление, знакомилась с материалами дела, представляла в суд большое количество документов, участвовала в трех судебных заседаниях суда первой инстанции.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, подтверждающие факт несения и размер судебных расходов, заявленных ко взысканию, учитывая объем проделанной представителем истца работы, сложность и длительность рассмотрения дела, достигнутый результат, возражения ответчика о чрезмерности взыскиваемых с него расходов, уровень сложившихся в Архангельской области цен на услуги представителей по гражданским делам данной категории, частичное удовлетворение требований истца, требования разумности и справедливости, суд полагает заявленный истцом размер издержек завышенным и считает необходимым взыскать в пользу истца расходы, понесенные на оплату услуг представителя, в размере в размере 25 000 руб.
В силу ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, отнесении к категории граждан предпенсионного возраста удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанность отнести ФИО1, СНИЛС <данные изъяты> к категории граждан предпенсионного возраста с 26 февраля 2024 года.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанность включить в стаж работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1, СНИЛС <данные изъяты>, периоды работы с 15.01.2000 по 07.03.2000, 26.01.2001 по 20.02.2001 в полуторном исчислении, с 01.01.2011 по 23.01.2011 календарно.
В удовлетворении требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 16.08.1999 по 13.01.2000, 08.03.2000 по 18.07.2000, 19.07.2000 по 25.01.2001, 21.02.2001 по 30.04.2001, 01.05.2001 по 31.12.2001 в полуторном исчислении, 18.06.2002 по 31.12.2002, 02.07.2003 по 31.12.2003, 14.05.2004 по 31.12.2004, 26.04.2005 по 30.11.2005, 28.06.2006 по 31.12.2006, 06.04.2007 по 31.12.2007, 07.05.2008 по 31.12.2008, 19.04.2009 по 31.12.2009, 16.04.2010 по 31.12.2010, 10.05.2011 по 31.12.2011, 23.05.2012 по 31.12.2012, 12.04.2013 по 12.12.2013, 17.12.2013 по 31.12.2013, 01.08.2014 по 31.10.2014, 01.11.2021 по 31.12.2023, 01.01.2024 по 26.02.2024, 01.01.2002 по 17.06.2002, 01.01.2003 по 01.07.2003, 01.01.2004 по 13.05.2004, 01.01.2005 по 26.04.2005, 01.12.2005 по 27.06.2006, 01.01.2007 по 05.04.2007, 01.01.2008 по 06.05.2008, 01.01.2009 по 16.03.2009, 17.03.2009 по 18.04.2009, 01.01.2010 по 15.04.2010, 24.01.2011 по 09.05.2011, 01.01.2012 по 22.05.2012, 01.01.2013 по 11.04.2013, 01.01.2014 по 31.07.2014, 01.11.2014 по 28.05.2015 календарно отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ОГРН 1022900514515, в пользу ФИО1, СНИЛС <данные изъяты>, судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб., судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб., всего взыскать 25 300 (Двадцать пять тысяч триста) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А Шарпалова
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2024 года.