Дело № 2-1166/2024
22RS0015-01-2024-000613-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 10 июня 2024 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мысликовой А.Ю.,
при секретаре Татаркиной А.А.,
с участием истца Тимофеева Ю.Ю., представителя Юдина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Юрия Юрьевича к КГКУ Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшим от радиационного воздействия возложении обязанности выдачи удостоверения,
установил:
Истец обратилась в суд к КГКУ Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району» с иском о возложении обязанности выдачи удостоверения установленного образца, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В обоснование иска указал, что в период с 03.05.1968 до 1995 г. проживала в г.Семипалатинске (в настоящее время территория респ.Казахстан), родители также проживали на территории г.Семипалатинска с 1949 г. Место проживания находилось в непосредственной близости от Семипалатинского испытательного ядерного полигона, где в период с 1949 г. по 1989 г. производились испытания ядерного оружия. В соответствии с законодательством Республики Казахстан г.Семипалатинск отнесен к зоне повышенного радиационного риска, в связи с чем истцу были выданы справка и удостоверение соответствующего образца. После переезда в Россию истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой о признании пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также о признании права на меры социальной поддержки и выдаче удостоверений Российского образца, подтверждающих права на льготы, однако в этом было отказано. Для включения истца в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и получения удостоверения, истец обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский научный центр рентгенорадиологии». Согласно данным цитогенетического исследования от 02.12.2013 г. частота клеток со стабильными хромосомными абереррациями — транслокациями с участием 14 и 12 хромосом в организме Тимофееа составляет 0,52 на 100 клеток, это значение соответствует эффективной эквивалентной дозе облучения 0,26 3в (26 Бэр).
В судебном заседании Тимофеев Ю.Ю. иск поддержал.
Представитель истца – Юдин А.Е. просил удовлетворить требования по основаниям указанным в заявлении. Пояснил, что истец проживал в г.Семипалатинске, чья территория подверглась воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Согласно предоставленному истцом заключению он получил дозу облучения более 26 Бэр. Проведенная по делу экспертиза не является объективной, т.к. исследование истца не проводилось.
Представитель ответчика - КГКУ Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району» Петрова А.Е. просила в иске отказать. В письменном отзыве указано, что законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 г.г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 с3в (бэр). Статьей 5 ФЗ от 10.01.2022 N2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Представленные документы Тимофеевым Ю.Ю. не дают правовых оснований для включения сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку г.Семипалатинск не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. N 356; ?? Тимофеева Ю.Ю. проживал в г.Семипалатинске в период с 03.05.1968 (дата рождения) по 1995 г. ???Удостоверение серия СП N 505629 и справка к удостоверению N505629 не могут свидетельствовать о наличии суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения и не дает право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республик Казахстан от 18 декабря 1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Международных договоров между Российской Федерации и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации. Ссылка Тимофеева Ю.Ю. на заключение ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» 02 декабря 2013 года не заслуживает внимания, т.к. заключение не содержит указание на то, что соответствующую дозу излучения 26 Бэр истец получил в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах, то есть отсутствуют выводы относительно причинно-следственной связи между полученной суммарной дозой радиации (26 бэр) и фактом проживания в г. Семипалатинске, а само по себе наличие изменений в организме заявителя, связанных с радиационным облучением, не может являться достаточным основанием для признания гражданина пострадавшим именно от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Представитель ответчика - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, извещен. В письменном отзыве указано, что заключение, выданное ФГБУ «Российский научный центр ренгенорадиологии» от 02.12.2013 истцу, не может быть принято во внимание, так как доказательствами полученной дозы облучения могут быть только официальные заключения, полученные в порядке, определенном Методическими указаниями МУ 2.6.1.257402010. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N634 «О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Перечень населенных пунктов Алтайского края подвергшихся радиационному воздействию в следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.02.1994 N 162-Р. Город Семипалатинск, в котором проживал истец в период с мая 1968 года по 1995 год - в данный перечень не входит. Обязанность по признанию гражданина подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне законодатель возлагает на Министерство социальной защиты Алтайского края. Следовательно, требование о признании истца подвергшимся радиационному воздействию в следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне предъявлено к МЧС России необоснованно и не может быть исполнено ответчиком. Требование об обязании МЧС России выдать удостоверение установленного образца предъявлено преждевременно.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты Алтайского края, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, с учетом мнения истца и представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах; суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года N 162-р и от 15 марта 1995 г. N 356-р утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (действует в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2002 года N 156-р).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Тимофеев Ю.Ю., 03.05.1968 года рождения в период с 03.05.1968 г. проживал в г.Семипалатинске.
Данный населенный пункт не входит в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 156-р).
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 - 5 Правил).
Из приведенных норм следует, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Организация, осуществляющая расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 3 Правил).
Из содержания правовых норм, подлежащих применению к спорным отношениям, следует, что обязательными условиями для признания за гражданином права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки являются: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), подтвержденной заключением краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" г. Барнаула.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей человека от 05 марта 2013 года по информации, поступившей из Управления организации програмно – целевого планирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выдача заключений о суммарной (эффективной) дозе облучения, полученной гражданином вследствие радиационного воздействия в период проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется краевым государственным бюджетным учреждением «Научно – исследовательский институт региональных медико–экологических проблем».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 года N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 "Об определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", вступившие в действие с 4 мая 2010 года.
В соответствии с пунктом 1.1 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 "Об определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 года N 5, они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 "Об определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 года N 5, определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 "Об определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 года N 5, установленные в результате адресного применения Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Для разрешения спорного вопроса судом назначалась судебно-медицинская экспертиза. Согласно экспертному заключению № 9/2024 от 13.05.2024 Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", согласно которому Тимофеев Ю.Ю. проживая с 03.05.1968 г. по 1995 г. в г.Семипалатинске Семипалатинской области Казахской ССР мог получить суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения не более 5 сЗв, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Указанный вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г.Семипалатинске, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Суд принимает указанное экспертное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку данное заключение мотивировано. Сомневаться в достоверности указанных выводов экспертного учреждения оснований не имеется.
Экспертом представлены ответы на вопросы, заключение подготовлено в соответствии с методическими указаниями 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 N 5 (зарегистрированы Минюстом России N 16642 от 18 марта 2010 г.), дозы облучения определяются для расчетной модели человека из наиболее облучаемой группы. Влияние человеческого фактора при расчете доли облучения исключается специально разработанным и применяемым программно-техническим обеспечением. Таким образом, расчет суммарной (накопленной) дозы облучения носит чисто нормативный характер, а потому не требует присутствия заинтересованного лица.
Заключения эксперта КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" содержат подробное описание произведенных исследований; эксперт перед проведением экспертизы предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем имеется соответствующая запись в экспертных заключениях, реконструкция доз излучения населения осуществлена экспертом в строгом соответствии с Методическими указаниями (МУ 2.6.1.2574-2010" "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на программно-аппаратном комплексе, позволяющем автоматизировать процедуру адресного начисления доз, вести учет и хранение обращений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выданных им документов о полученной дозе гражданами Российской Федерации.
Наличие у истца удостоверения, выданного в Республике Казахстан, не может принято во внимание, поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется.
В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Оснований для применения норм иностранного государства на территории Российской Федерации при рассмотрении данного дела не имеется.
Каких-либо иных объективных доказательств безусловного получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв не представлено.
Заключение ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» 02 декабря 2013 года суд не принимает во внимания, т.к. заключение не содержит указание на то, что соответствующую дозу излучения 26 Бэр истец получил в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах, то есть отсутствуют выводы относительно причинно-следственной связи между полученной суммарной дозой радиации (26 бэр) и фактом проживания в г. Семипалатинске, а само по себе наличие изменений в организме заявителя, связанных с радиационным облучением, не может являться достаточным основанием для признания гражданина пострадавшим именно от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Поскольку обязательные условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, такие как проживание в определенных населенных пунктах, указанных в Перечне, и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (а тем более свыше 25 сЗв), судом при рассмотрении иска не установлены, то исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Тимофееву Юрию Юрьевичу в удовлетворении иска к КГКУ Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшим от радиационного воздействия возложении обязанности выдачи удостоверения отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю.Мысликова
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2024