Дело № 2-145/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 17 мая 2021 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Снегиревой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Ховрычевой В.С.,
с участием прокурора Устиновой Т.И.,
истца Сражиевой Р.Н.,
представителя истца Лепина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Сражиевой Резиды Назминуковны к Сражиевой Айгуль Миргаяновне, Сражиеву Рустаму Шамилевичу, Сражиевой Юлии Шамилевне, Сражиевой Камиле Шамилевне о признании утратившими права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сражиева Р.Н. обратилась в суд с иском к Сражиевой А.М., Сражиеву Р.Ш., Сражиевой Ю.Ш., Сражиевой К.Ш. о признании утратившими права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Согласно домой книге в данном жилом помещении на регистрационном учете состоят: истец, ее сын Сражиев Ш.Г., и ответчики Сражиева А.М., Сражиев Р.Ш., Сражиева Ю.Ш., Сражиева К.Ш..
21.11.2007 зарегистрирован брак между ее сыном Сражиевым Ш.Г. и ответчиком Сражиевой А.М.. В последующем с согласия истца по вышеуказанному адресу были зарегистрированы их дети Сражиев Р.Ш., Сражиева Ю.Ш., Сражиева К.Ш..
07.07.2020 брак между Сражиевым Ш.Г. и Сражиевой А.М. был расторгнут. С указанного времени ответчики выехали и по указанному адресу не проживают, их вещей, мебели, спальных мест в доме нет. Выехали добровольно, длительное время не проживают в доме.
Между истцом и ответчиками отсутствуют какие-либо письменные соглашения относительно сроков пользования жилым помещением, оснований для сохранения за ними права пользования домовладением в силу закона не имеется. С момента расторжения брака, членами семьи не являются.
Регистрация ответчиков в принадлежащем истцу доме, ограничивает ее права владения, пользования и распоряжения жилым помещением.
Истец просит суд признать ответчиков Сражиеву А.М., Сражиева Р.Ш., Сражиеву Ю.Ш., Сражиеву К.Ш. утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и снять их с регистрационного учета по месту жительства.
Истец Сражиева Р.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В жилом доме зарегистрированы: она (истец), третье лицо Сражиев Ш.Г. (сын истца), ответчик Сражиева А.М. (бывшая сноха истца), несовершеннолетние ответчики Сражиев Р.Ш., Сражиева Ю.Ш., Сражиева К.Ш. (внуки истца). Брак между Сражиевым Ш.Г. и Сражиевой А.М. был зарегистрирован в 2007 году, после заключения брака Сражиев Ш.Г. и Сражиева А.М. с ее согласия стали проживать в ее доме по <адрес>, и с ее согласия были зарегистрированы по данному адресу. В период брака у них родились дети - Сражиев Р.Ш., Сражиева Ю.Ш., Сражиева К.Ш., которые также проживали и были зарегистрированы в доме с ее согласия. Примерно в 2017 году сын со своей семьей выехали и стали проживать в другом доме по <адрес> в <адрес>. В 2020 году брак между Сражиевым Ш.Г. и Сражиевой А.М. расторгнут. Ответчик Сражиева А.М. вместе с детьми выехала на другое постоянное место жительство в <адрес>. Сын Сражиев Ш.Г. в настоящее время проживает и зарегистрирован в ее доме по <адрес>, работает на Севере вахтовым методом и планирует туда переехать жить. Своих внуков – ответчиков по делу Сражиева Р.Ш., Сражиеву Ю.Ш., Сражиеву К.Ш. она считает членами своей семьи, но ответчик Сражиева А.М. препятствует их общению. Регистрация ответчиков по данному адресу нарушает ее права, она вынуждена оплачивать за них коммунальные услуги. Поскольку Сражиева А.М. не является членом ее семьи, ответчики выехали добровольно в другое постоянное место жительства в <адрес>, у ответчиков имеется другое жилое помещение по <адрес> в <адрес>, за коммунальные услуги они не оплачивают, просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять их с регистрационного учета по данному адресу.
Представитель истца Лепин А.В. в судебном заседании исковые требования Сражиевой Р.Н. поддержал, суду пояснил, что истец является собственником жилого помещения и она сама решает кого зарегистрировать в жилом помещении. Ответчики выехали из принадлежащего истцу жилого дома добровольно, их вещей в доме нет, коммунальные услуги не оплачивают. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик Сраживаева А.М., действующая за себя и за своих несовершеннолетних детей Сражиева Р.Ш., Сражиеву Ю.Ш., Сражиеву К.Ш. в судебное заседание не явилась, представила в суд письменные возражения по иску, из которых следует, что согласно гражданского и жилищного законодательство должно быть уведомление о выселение из жилого помещения, однако уведомление они не получали, поданный иск считает незаконным, так как ее волеизъявление о выписке не было, другого альтернативного жилья ни у нее, ни у ее детей не имеется. В настоящее время они проживают в <адрес>, арендуют жилое помещение, зарегистрироваться по месту жительства по данному адресу нет возможности. Просит отклонить иск Сражиевой Р.Н..
Третье лицо Сражиев Ш.Г. в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставив письменный отзыв на исковое заявление из которого следует, что он проживает по адресу: <адрес>. В июле 2020 года ответчики выехали и по указанному адресу не проживают. Оснований для сохранения за ними права пользования домовладением в силу закона не имеется. Между ним и ответчиками общего бюджета и общего хозяйства не ведется, ответчики не несут бремя содержания жилого помещения. В ближайшее время он планирует сняться с регистрационного учета на новое место жительство. Сражиева Р.Н. сама определяет, кто является членом ее семьи, а кто не является. Считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица ОВМ ОМД России по Чернушинскому городскому округу в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что в целях защиты жилищных прав несовершеннолетних, просят в удовлетворении исковых требований Сражиевой Р.Н. отказать, так как у несовершеннолетних нет иного жилого помещения.
Суд, заслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 1, 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2).
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (ч.3).
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда (ч.4).
В соответствии с п. п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, а также членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила (далее по тексту – Правила).
В силу п. "е" ст. 31 Правил, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно ст. 7 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно выписки из ЕГРН правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Сражиева Р.Н. (л.д.14).
Согласно адресным справкам, домовой книге для регистрации граждан, проживающих в <адрес> в <адрес> края, по указанному адресу зарегистрированы:
Сражиева Р.Н., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время (истец);
Сражиев Ш.Г., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время (сын истца);
Сражиева А.М., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время (бывшая сноха истца);
Сражиев Р.Ш., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время (внук истца);
Сражиева Ю.Ш., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время (внучка истца);
Сражиева К.Ш. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время (внучка истца (л.д. 15-17, 30, 31, 32, 33).
Ранее Сражиев Ш.Г. и Сражиева А.М. состояли в зарегистрированном браке, который расторгнут решением мирового судьи № 3 Чернушинского судебного района Пермского края от 07.07.2020.
Учитывая, что жилой дом, в которой зарегистрирован ответчик, принадлежит на праве собственности Сражиевой Р.Н., соглашение о сохранении за ответчиком Сражиевой А.М. права пользования спорным жилым домом между собственником жилого дома и ответчиком отсутствует, Сражиева А.М. выехала из жилого дома в добровольном порядке, забрав свои вещи, членом семьи собственника не является, общее хозяйство между истцом и ответчиком не ведется, расходы по содержанию дома ответчик не несет, что свидетельствует о том, что Сражиева А.М., действуя по своей воле и в своем интересе утратила права пользования указанным домом, тогда как, сохранив в нем формальную регистрацию, что препятствует ее собственнику осуществлять права владения, пользования и распоряжения
С учетом приведенных выше норм закона и обстоятельств, установленных по делу, требования истца о признании Сражиевой А.М. утратившей права пользования жилым помещением и снятии ее с регистрационного учета, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, истец Сражиева Р.Н. просит признать утратившими права пользования и снять с регистрационного учета несовершеннолетних детей: Сражиева Р.Ш., Сражиеву Ю.Ш., Сражиеву К.Ш..
Согласно ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ.
Из материалов дела видно, и следует из пояснений истца, третьего лица, что на спорной жилой площади продолжает проживать отец несовершеннолетних детей Сражиев Ш.Г., который имеет регистрацию по данному адресу. Данное жилое помещение является его основным местом жительства, иного суду не представлено.
Суд принимает во внимание, что несовершеннолетние Сражиев Р.Ш., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, Сражиева Ю.Ш. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, Сражиева К.Ш. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, приобрели право пользования спорной квартирой в соответствии с законом, по соглашению родителей было определено их место жительства <адрес> в <адрес> - жилая площадь по месту жительства их отца, с согласия собственника жилого помещения, а факт проживания детей не по месту регистрации, определенному соглашением родителей, а в другом жилом помещении, не может служить основанием для признания утратившим их право пользования жилым помещением.
Согласно материалам дела несовершеннолетние не проживают в спорном жилом помещении по не зависящим от них обстоятельствам, в силу возраста они не могут самостоятельно реализовать свои жилищные права и обязанности, поэтому проживание несовершеннолетних с одним из родителей в ином жилом помещении не может служить основанием для признания их утратившим право пользования жилым помещением.
Кроме того, из доводов истца следует, что ответчиков Сражиева Р.Ш., Сражиеву Ю.Ш., Сражиева К.Ш. она считает членами своей семьи, а не проживание указанных ответчиков по данному адресу связано, в том числе с конфликтными отношениями с ответчиком Сражиевой А.М., которая препятствует общению с детьми.
Доводы истца о том, что ответчик Сражиева А.М., как законный представитель несовершеннолетних не несет расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорной квартире, также не могут являться основанием для признания несовершеннолетних детей утратившим право на жилую площадь, так как не основаны на законе, а истец в свою очередь не лишена права обратиться в суд с иском к родителям несовершеннолетних детей о взыскании понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за несовершеннолетних.
Доводы истца о том, что ответчики имеют другое жилое помещение, несостоятельны. Согласно Выписке из ЕГРН несовершеннолетние Сражиева Р.Ш., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, Сражиеву Ю.Ш. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, Сражиеву К.Ш. <ДД.ММ.ГГГГ> имеют в долевой собственности только земельный участок (л.д. 72, 74, 76).
Принимая во внимание совокупность приведенных выше фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований признании несовершеннолетних детей Сражиева Р.Ш., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, Сражиеву Ю.Ш., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, Сражиеву К.Ш., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения утратившими права пользования жилым помещением.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сражиевой Резиды Назминуковны удовлетворить частично.
Признать Сражиеву Айгуль Миргаяновну утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия Сражиевой Айгуль Миргаяновне с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований Сражиевой Резиде Назминуковне отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Снегирева