Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-905/21
19RS0001-02-2020-009974-24
09.02.2021. Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего Крамаренко С.В.
при секретаре Чебодаевой М.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черепановой Т.Ю. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Абакане о признании незаконным ответа от 20.08.2020,
С участием истца Черепановой Т.Ю., представителя ответчика Парфёновой О.Н.
УСТАНОВИЛ:
Черепанова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее – ГУ – УПФР в г. Абакане, Управление) о признании незаконным ответа от 20.08.2020, мотивируя требования тем, что в период с 28.08.1986 по 26.08.1999 работала в районах Крайнего Севера. Общий трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера составил 9 лет 8 месяцев 6 дней. С 29.07.2015 ей назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ. С 01.01.2015 размер страховой пенсии определяется, исходя из индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости пенсионного коэффициента. Размер ее страховой пенсии определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, с учетом трудового стажа до 01.01.2002 – 16 лет 11 месяцев 3 дня, заработной платы за период с 01.01.1989 по 31.01.1993 (отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ составляет 1,524, предельная величина – 1,2), страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет с 01.01.2002 по 31.12.2014, в сумме 114 529,73 руб. Итого суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент истца составил 63,712. Законодатель одним лицам, относящимся к одной и той же категории граждан, в зависимости от стажа в районах Крайнего Севера предоставил право на исчисление пенсии с применением повышенного коэффициента, а другим – нет. Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ. Полагая, что ее пенсия должна быть рассчитана с учетом повышенного коэффициента, Черепанова Т.Ю. обратилась в ГУ – УПФР в г. Абакане с заявлением о перерасчете пенсии, однако получила отказ. Просит признать ответ Управления № от 20.08.2020 незаконным, обязать ответчика произвести ей перерасчет страховой пенсии.
В судебном заседании истец Черепанова Т.Ю. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. При начислении пенсии ей был посчитан индивидуальный коэффициент - 1,524, который Пенсионный Фонд не оспаривает. Однако, Федеральный закон № 400-ФЗ говорит о том, что индивидуальный коэффициент не может превышать 1,2, для применения повышенного коэффициента необходим стаж в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. Она вышла на пенсию раньше достижения 55 лет в связи с наличием северного стажа. Полагает, что по достижении возраста 55 лет имеет право на перерасчет пенсии, а также на применение коэффициента 1,524. При этом указала, что с заявлением о перерасчете пенсии в связи с применением повышенного коэффициента к ответчику не обращалась, в поданном заявлении просила произвести перерасчет ее пенсии с даты достижения возраста 55 лет.
Представитель ответчика ГУ – УПФР в г. Абакане Парфенова О.Н., действующая на основании доверенности, требования иска не признала, указывая о том, что истец обратилась в Управление 05.08.2020 с просьбой произвести перерасчет ее пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты достижения ею возраста 55 лет. Управление разъяснило истцу, что основания для перерасчета пенсии отсутствуют, т.к. истице назначена пенсия ранее достижения возраста 55 лет. В исковом заявлении указаны иные доводы для перерасчета пенсии. При этом теоретически у истца могло бы быть высокое применение коэффициента при наличии стажа не менее 15 лет в районах Крайнего Севера согласно абз. 16 п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ. Но поскольку у истца имеется стаж в районах Крайнего Севера менее 15 лет, то основания для перерасчета ее пенсии отсутствуют. Перерасчет по возрасту производится только по достижении 80-летнего возраста. Пенсия назначена истцу в 2015 году, в установленные сроки данное решение Пенсионного фонда не оспорено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент назначения пенсии истцу) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением ГУ – УПФ РФ в г. Абакане № с 29.07.2015 Черепановой Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена бессрочно страховая пенсия по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ.
05.08.2020 Черепанова Т.Ю. обратилась в Управление с заявлением, в котором просила произвести перерасчет ее пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по достижении возраста 55 лет.
Письмом от 20.08.2020 № Управление сообщило Черепановой Т.Ю., что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и ее корректировка производятся на основании ст. 18 указанного Закона, частью 8 которой предусмотрено увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по достижении пенсионером возраста 80 лет. Перерасчет размера страховой пенсии по старости по достижению возраста 55 лет законодательством не предусмотрен.
Не согласившись с данным ответом ГУ – УПФ РФ в г. Абакане Черепанова Т.Ю. обратилась с настоящим иском в суд.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (п. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ).
Таким образом, Закон прямо предусматривает перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по достижении пенсионером возраста 80 лет, право пенсионеров на такой перерасчет по достижении возраста 55 лет действующим законодательством не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Истец указывает, что имеет право при расчете пенсии на применение повышенного размера отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В соответствии с подп. 2, 6, 13 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
При назначении истцу страховой пенсии по старости Управлением был рассчитан общий страховой стаж 27 лет 5 месяцев 14 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 9 лет 8 месяцев 21 день и отношение заработков 1,524, который с учетом ограничения составил 1,2, что соответствует вышеприведенным правовым нормам, так как необходимый для применения повышенного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации стаж в районах Крайнего Севера у Черепановой Т.Ю. отсутствует.
Кроме того, суд обращает внимание, что с требованием о перерасчете пенсии с учетом повышенного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации Черепанова Т.Ю. не обращалась.
При таких обстоятельствах ответ Пенсионного фонда нельзя признать незаконным, соответственно исковые требования Черепановой Т.Ю. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Черепановой Т.Ю. в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 15.02.2021.
Председательствующий С.В. Крамаренко