Дело № 2-6852/2016
Подлинное решение хранится в материале № 2-6852/2016 в Кировском районном суде г. Саратова |
КОПИЯ |
Дело № 2-6852/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2016 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой В. Д.,
при секретаре Рычковой В. Т.,
с участием представителя истца Глазкова В. В.,
представителя ответчика Савченко Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потылицына ФИО6 к Министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным приказа об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
Потылицын В. В. обратился в суд с иском к министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным приказа об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/м Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору он за безупречную и эффективную гражданскую службу, принципиальность и высокий профессионализм при осуществлении должностных полномочий награжден почетной грамотой, о чем в трудовой книжке сделана соответствующая запись. На дату вынесения указанного приказа и вручения почетной грамоты истец осуществлял свою трудовую деятельность в Средне-Волжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в должности государственного инспектора Энгельсского территориального отдела.Ссылаясь на пункт 1 Положение «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N401) указывает, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти и считает, что он (Потылицын В.В.) был награжден ведомственным знаком отличия в труде.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением с приложением всех необходимых документов о присвоении ему звания «Ветеран труда»
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N10-а и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ министерства социального развития Саратовской области истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». В качестве причины отказа было указано на то, что представленные документы не отвечают требованиям законодательства. Указанное письмо и приказ истец получил нарочно в апреле 2016 года.
Считает отказ ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» по указанным основаниям незаконным и необоснованным.
Награждение истца ведомственным знаком отличия в труде, свидетельствует о наличии законных оснований для присвоения звания «Ветеран труда». Просит признать незаконным приказ министра социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ N2105 об отказе истцу в присвоении звании «Ветеран труда» и обязать министерство социального развития Саратовской области присвоить звание «Ветеран труда».
Истец Потылицын В. В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Глазкова В. В.В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, Глазков В. В. исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Савченко Н. В. в судебном заседании исковые требования не признали просил в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.Указывая на то, что совокупность условий, необходимых для присвоения истцу звания «Ветеран труда», отсутствует, поскольку Средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не является федеральным органом исполнительной власти, полагал, что отказ министерства в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является законным и обоснованным.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - Федеральный закон «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Так, в соответствие со ст. 1 Федерального закона «О ветеранах», с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В силу положений п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Из содержания п. 2 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» следует, что награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
Для отнесения награды к ведомственной ее награждение должно производиться руководством федеральных органов исполнительной власти, судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Совета Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с Центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, либо другими лицами, но по поручению и от имени вышеуказанных государственных органов, если такой порядок предусмотрен соответствующим положением о награде.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 названной статьи).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда.
Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Условия присвоения звания «Ветеран труда», аналогичные вышеизложенным, содержатся и в положениях ст. 2 Закона Саратовской области № 67-ЗСО от 26 июня 2006 года «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области».
Положениями ст. 2 вышеуказанного закона установлено, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Потылицын В. В., согласно записям в трудовой книжке, являлся работником Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д. 10-16; 23-34).
В судебном заседании установлено, что Потылицын В. В. имеет трудовой стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда».
Приказом исполняющего обязанности руководителя средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №/лс от ДД.ММ.ГГГГ Потылицын В. В. награжден Почетной грамотой «За безупречную и эффективную гражданскую службу, принципиальность и высокий профессионализм при осуществлении должностных полномочий и в связи с празднованием Дня России» (л.д.8;9).
Судом также установлено, что Потылицын В. В. обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Сообщением министерства социального развития Саратовской области № 10-01 от 31 декабря 2015 года Потылицын В. В. был извещен о том, что приказом министра социального развития Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не является федеральным органом исполнительной власти (л.д. 6;7).
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что награждение Потылицын В. В. произведено не федеральным органом исполнительной власти.
Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что согласно действовавшему на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» законодательству - ст. 21 Федерального закона от 22 декабря 1992 года № 4174-1 «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» предусматривала, что ведомства Российской Федерации (наряду с министерством, государственным комитетом) являются центральными органами отраслевого и межотраслевого управления, подчиняются Совету Министров Российской Федерации, ответственные за выполнение порученных им задач.
Таким образом, термин «ведомство» относится к центральным органам государственного управления, подчиняющимся федеральным органам исполнительной власти.
Из вышеизложенного следует, что к ведомственным знакам отличия в труде можно отнести: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советов Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является структурным подразделением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральным органом исполнительной власти в области экологического, технологического и атомного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Именно ей предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Как усматривается из материалов дела, награждение Потылицына В. В. производилось не от имени министерств и ведомств СССР, РСФСР и РФ, а от имени Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вместе с тем, ни Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ни последующими Указами Президента Российской Федерации, касающимся вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, ни Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не включено в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющееся структурным подразделением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не может рассматриваться как уполномоченный государственный орган, награждение работников от имени которого, должно рассматриваться, как основание для присвоения поощренным им лицам звания «Ветеран труда», а данные им награды - как ведомственные знаки отличия в труде, влекущие право награжденного лица на присвоения звания «Ветеран труда».
Доказательств того, что Средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, а также того, что Потылицын В. В. был награжден орденами или медалями, либо удостоен почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжден ведомственными знаками отличия в труде, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду представлено не было.
Системный анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что одним из условий для присвоения звания «Ветеран труда» является наличие у гражданина необходимого стажа трудовой деятельности, продолжительность которого определяется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и награждение его ведомственными знаками отличия в труде.
Наличие только одного трудового стажа недостаточно для присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также то, что условия и основания присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы специальным законодательством, совокупность условий, необходимых для присвоения Потылицыну В. В. звания «Ветеран труда» отсутствует, так как Почетная грамота исполняющего обязанности руководителя Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не дает ему права на присвоение звания «Ветеран труда», суд находит приказ министерства социального развития Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, а исковые требования Потылицына В. В. не подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя истца Глазкова В.В. о том, что Средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти и считает, что Потылицын В. В. был награжден ведомственным знаком отличия в труде, суд находит не состоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм закона.
В соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку в удовлетворении исковых требований Потылицыну В. В. отказано в полном объеме, то судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей взысканию в его пользу не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░