Решение по делу № 2а-1534/2021 от 29.07.2021

Дело № 2а-1534/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25.08.2021 года с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,

при секретаре Бондаренко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеевой Н.И. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Сергеева Н.И. обратилась в суд с административным иском к администрации Надеждинского муниципального района, указав, что с 1980-х годов владеет и пользуется огородом в ... .... по распоряжению .... поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на получение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности бесплатно как ветерана труда. Она обратилась с заявлением в администрации Надеждинского муниципального района .. ...., вх. .... о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 328 кв.м., расположенного относительно ориентира .. для ведения огородничества с кадастровым .... в соответствии с .... .... .... получила отказ администрации Надеждинского муниципального района .. о предоставлении земельного участка для огородничества, в котором указано, что в основных видах разрешенного использования отсутствует такой вид, как для ведения огородничества. Не согласилась истец с отказом, указывает, что земельный участок был сформирован до введения ПЗЗ, кроме того, участок расположен в зоне Ж-2, где в условно-разрешенных видах использования имеется такой вид как «для ведения огородничества».

В судебном заседании представитель истца ФИО4 на иске настояла, суду показала, что администрация неправомерно отказала в предоставлении истице земельного участка под огородничество, такой вид разрешенного использования в данной зоне имеется как условно разрешенный. Оснований для проведения публичных слушаний для последующего установления условно-разарешенного вида использования, не имеется, так как и так относится к данной категории. Ответчики в отказе сослались на нормы законодательства, не применимые к данным правоотношениям, не правильно трактуют закон. Истец представила все необходимые документы согласно перечню, административным ответчиком незаконно были созданы препятствия в применении краевого закона о предоставлении земельного участка ветерану труда бесплатно. Просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика по делу администрации Надеждинского муниципального района ФИО5, иск не признала, суду пояснила, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, земельный участок в зоне Ж-2 не может предоставляться для огородничества. Отказ администрации Надеждинского муниципального района .. является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 12 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, состоящим на учете в соответствии с настоящим Законом, осуществляется без проведения торгов (аукционов) в порядке, определенном настоящей статьей.

Предоставление земельных участков гражданам осуществляется в заявительном порядке независимо от даты и очередности постановки гражданина на учет в соответствии с настоящим Законом.

Согласно п.2 ч.1 ст.10 Краевого закона, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края: для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан) многодетным семьям; инвалидам II и III групп; семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида, а также ребенка, старше 18 лет, являющегося инвалидом I группы, ставшего инвалидом до достижения им возраста 18 лет; участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветеранам боевых действий; ветеранам военной службы; ветеранам труда; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений или иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, меры социальной защиты которых установлены федеральным законодательством.

Граждане, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона, самостоятельно осуществляют подбор интересующих их земельных участков.

Граждане, указанные в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно со дня принятия решения о постановке граждан на учет, но не менее чем за 30 дней до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

В случае, если земельный участок не образован, либо в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39(15) Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

копия решения о постановке гражданина на учет;

информация о регистрации по месту жительства гражданина, содержащаяся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставленная территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации;

копия документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона, с предъявлением оригинала.

Документ, указанный в абзаце четвертом настоящей части, представляется в уполномоченный орган гражданами самостоятельно, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым настоящей части.

Документы, указанные в абзацах втором и третьем настоящей части, запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия. Граждане вправе представить указанные документы в уполномоченный орган по собственной инициативе с предъявлением оригинала документа, указанного в абзаце втором настоящей части.

При подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданами, указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 2 части 1 статьи 10 настоящего Закона, документ, указанный в абзаце четвертом настоящей части, запрашивается уполномоченным органом самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия. Граждане вправе представить указанный документ в уполномоченный орган по собственной инициативе.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка при отсутствии проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, в соответствии с пунктом 2 статьи 39(15) Земельного кодекса Российской Федерации гражданином прилагается подготовленная за свой счет схема расположения земельного участка.

Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Кадастровые работы в целях образования земельного участка осуществляются гражданами за свой счет.

Так, в судебном заседании установлено, что Сергеева Н.И. .... по распоряжению администрации Надеждинского муниципального района .. .... поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на получение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности бесплатно как ветерана труда.

.... она обратилась с заявлением в администрации Надеждинского муниципального района .., .... о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 328 кв.м., расположенного относительно ориентира .. для ведения огородничества с кадастровым .... в соответствии с ЗПК .... в ...

.... .... получила отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о предоставлении земельного участка для огородничества, в котором указано, что в основных видах разрешенного использования отсутствует такой вид, как для ведения огородничества, он попадает в условно-разрешенный вид использования земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района, условно-разрешенный вид использования применяется только после соответствующего решения, принятого на публичных слушаниях.

Вместе с тем, отказа администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в предоставлении земельного участка Сергеевой Н.И. является незаконным и нарушающим право граждан на бесплатное предоставление земельного участка.

Статьей 13 КЗ №90-КЗ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учете, в собственность бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным частью 8 статьи 39(15), статьей 39(16) Земельного кодекса Российской Федерации, а также при наличии одного из следующих оснований:

1) гражданин не относится к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона;

2) гражданин не состоит на учете в соответствии со статьей 11 или статьей 11(1) настоящего Закона;

3) гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона.

Вместе с тем, административным ответчиком из указанного перечня не приведено ни одного основания к отказу с предоставлении земельного участка.

При этом, ответчиком незаконно сделана ссылка на нарушение Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района. Из заявления истца, кадастрового паспорта земельного участка, состоящего на кадастровом учете, видно, что земельный участок расположен в .., где образовано самостоятельное поселение – .. сельское поселение. Для указанного поселения утверждены самостоятельные правила землепользования и застройки Тавричанского сельского поселения и применяется Распоряжение министерства строительства .. от .... ....-ра «О внесении изменений в распоряжение департамента градостроительства .. от .... N 37 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края».

При этом, разрешенное использование земельного участка, указанное кадастровом паспорте земельного участка, поставленного на кадастровый учет до введения в действие Правил землепользования и застройки соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении истца о предоставлении земельного участка – для ведения огородничества.

Таким образом, обжалуемое решение администрации Надеждинского муниципального района противоречит действующему законодательству и привело к возникновению реальной угрозы нарушения права административного истца на получение в собственность в административном порядке земельного участка, гарантированное Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

Суд учитывает, что согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены.

В связи с этим заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно ч.2,3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая требования к решению, предусмотренные ст.227 КАС РФ суд полагает, что на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сергеевой Н.И. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Надеждинского муниципального района .. в предоставлении земельного участка Сергеевой Н.И., оформленный письмом .... от ...., принятый по результатам рассмотрения заявления Сергеевой Н.И. от .... .....

Обязать администрацию Надеждинского муниципального района .. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Сергеевой Н.И. от .... .... о предоставлении земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:         С.Б. Хрещатая

2а-1534/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
СЕРГЕЕВА НИНА ИВАНОВНА
Ответчики
Администрация Надеждинского муниципального района
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Хрещатая С.Б.
Дело на странице суда
nadezhdinsky.prm.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация административного искового заявления
29.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2021Подготовка дела (собеседование)
20.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее