Дело № 2а-1996/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2018 года Кировский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием прокурора Бычковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю о продлении срока пребывания гражданки Москаленко М.В., подлежащей депортации, в специальном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания подлежащей депортации Москаленко М.В., уроженки Украинской ССР, являющейся лицом без гражданства, в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми до исполнения процедуры депортации сроком на 90 суток.
В обоснование иска указано, что Москаленко М.В. приговором ....... районного суда ....... области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п. «а», «в», ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации осуждена к ....... годам лишения свободы. Отбывала назначенное наказание в исправительном учреждении ФКУ «Исправительная колония №» Главного управления ФСИН России по ....... краю, освободилась ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пребывание (проживание) в Российской Федерации Москаленко М.В. признано нежелательным. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Пермскому краю в отношении Москаленко М.В. принято решение о депортации с территории Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом г. Перми было принято решение о помещении Москаленко М.В. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Перми до исполнения решения о депортации сроком на три месяца, до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Решением Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, срока содержания Москаленко М.В. в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми до исполнения решения о депортации, сроком на 3 месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно. За указанное время исполнить решение о депортации в отношении Москаленко М.В. не представилось возможным ввиду отсутствия документов, необходимых для пересечения государственной границы. Запрос на определение принадлежности Москаленко М.В. к гражданству Республики Украина и оформления свидетельства на возвращение в Республику был направлен в Консульский отдел Посольства Республики Украина в Российской Федерации в г. Москва ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю получен ответ о том, что Москаленко М.В. зарегистрированной или снятой с регистрационного учета не значится, в связи с этим подтвердить принадлежность ее к гражданству Украина не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ в ГУВМ МВД России направлены материалы о реадмиссии в отношении Москаленко М.В., до настоящего времени ответ не поступил. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации Москаленко М.В. не имеет, с учетом данных о личности, пребывание ее на территории Российской Федерации вне специально отведенных мест, предусмотренных для данной категории граждан, представляет угрозу общественному порядку, общественной безопасности, правам и законным интересам граждан российской Федерации.
Административный истец Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лицо без гражданства Москаленко М.В. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Исходя из положений части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении).
В соответствии со статьей 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции). Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
С учетом того, что Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации, находится на территории ....... районного г. Перми суд приходит к выводу о том, что настоящее административное дело подсудно Кировскому районному суду г. Перми.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статья 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В силу статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Из материалов дела следует, что Москаленко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка ....... ССР, является лицом без гражданства.
Приговором Бузулукского районного суда ....... области от ДД.ММ.ГГГГ Москаленко М.В. осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п. «а», «в», ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации к ....... годам лишения свободы.
Москаленко М.В. отбывала назначенное наказание в исправительном учреждении ФКУ «Исправительная колония №» Главного управления ФСИН России по Пермскому краю.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-рн, пребывание (проживание) Москаленко М.В., являющейся лицом без гражданства, в Российской Федерации признано нежелательным.
Распоряжение, принятое в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в установленном законом порядке не отменено и не признано недействующим.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ГУ МВД России по Пермскому краю утверждено решение о депортации Москаленко М.В. за пределы Российской Федерации.
Москаленко М.В. освобождена из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено: «Поместить Москаленко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку ....... ССР, являющейся лицом без гражданства, в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, расположенный по адресу: <адрес>, до исполнения решения о депортации, вынесенного ГУ МВД России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно».
Решением Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено: «Продлить срок пребывания в специальном учреждении Москаленко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ....... ССР, являющейся лицом без гражданства, в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, до исполнения решения о депортации, вынесенного ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также решения о возбуждении процедуры реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно».
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу постановлено: «Продлить срок пребывания в специальном учреждении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ....... ССР, являющейся лицом без гражданства, в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, расположенный по адресу: <адрес>, до исполнения решения о депортации, вынесенного ГУ МВД России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, а также решения о возбуждении процедуры реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно».
В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что Москаленко М.В. не имеет документы, необходимые для пересечения Государственной границы Российской Федерации, поэтому до настоящего времени решение о депортации М Москаленко М.В. не исполнено, в связи с чем административный истец обратился в суд с иском о продлении срока временного размещения Москаленко М.В. в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми.
Возможность продления срока помещения иностранного гражданина в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации предусмотрена главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерацией.
Из материалов дела следует, что с целью определения принадлежности гражданки Москаленко М.В. к гражданству Республики Украина, ДД.ММ.ГГГГ в Консульский отдел Посольства Республики Украина в Российской Федерации в г.Москва направлен запрос на определение принадлежности Москаленко М.В. к гражданству Республики Украина и оформления свидетельства на возвращение в Республику.
ДД.ММ.ГГГГ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю получен ответ о том, что Москаленко М.В. зарегистрированной или снятой с регистрационного учета не значится, в связи с этим подтвердить принадлежность ее к гражданству Украина не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением МВД России по Пермскому краю в адрес Управления по вопросам гражданства ГУВМ МВД России (г.Москва) направлены материалы о реадмиссии в отношении Москаленко М.В., являющейся лицом без гражданства, для направления запроса о реадмиссии в Республику Украина (л.д.10).
В судебном заседании установлено, что ответ до настоящего времени не поступил, как и не поступила информация о проведении процедуры реадмиссии в отношении Москаленко М.В.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 года №1830-О разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком пребывания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его пребывания в специализированном учреждении.
Таким образом, как следует из материалов дела, определить срок депортации Москаленко М.В. не представляется возможным ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих депортации указанного лица. После получения ответа из Консульского отдела Посольства Украины в Российской Федерации не известны страны, которые приняли бы Москаленко М.В., являющуюся лицом без гражданства, у которой отсутствуют документы, удостоверяющие личность. Действия, направленные на исполнение решения о депортации, положительного результата не принесли.
Учитывая, что срок пребывания Москаленко М.В. в специальном учреждении исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации не имеется, а также учитывая, что административным истцом принимаются не достаточно активные действия для исполнения решения о депортации, основания полагать о необходимости продления срока пребывания Москаленко М.В. в специальном учреждении у суда отсутствуют.
Суд полагает, что наличие распоряжения о нежелательности пребывания Москаленко М.В. на территории Российской Федерации и решения о ее депортации не могут служить достаточными основаниями для продления срока пребывания в специальном учреждении, поскольку не представляется возможным определить, когда Москаленко М.В. будет фактически депортирована за пределы территории Российской Федерации. Пребывание Москаленко М.В. в условиях специального учреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, подлежащей депортации Москаленко М.В.
При этом данный вывод суда полностью согласуется с правовой позицией Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13 декабря 1985 года, Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, с учетом статьи 22, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю о продлении срока временного размещения Москаленко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ....... ССР, являющейся лицом без гражданства, в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, до исполнения решения о депортации сроком на 90 суток, отказать.
Решение в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья А.А. Каменщикова