УИД 39RS0-93

Дело № 2-2899/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Шатохиной С.А.,

при секретаре Хмелюке Б.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шатковского ФИО5 к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шатковский А.Л. обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству Финансов РФ, указывая, что в период времени с середины февраля 2003 года по 16 апреля 2003 года он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. В указанный период его пребывания в камерах СИЗО-1 условия содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства. Так, в камерах, где он содержался, не соблюдалась норма площади на человека – 4 кв.м, камеры были переполнены в два раза. Санитарный узел, находящийся в камере, не соответствовал требованиям приватности, так как был отгорожен от жилой части камеры лишь метровой перегородкой; отсутствовал умывальник, бак питьевой воды и механическая вентиляция, из-за чего в камерах было сыро, холодно и не проветрено; умываться приходилось стоя на санузле. В результате пребывания в камерах СИЗО-1 в указанный им период времени в ненадлежащих условиях содержания ему были причинены физические и нравственные страдания, унижено его человеческое достоинство. В связи с изложенным просит взыскать с Российской Федерации в Министерства финансов РФ за счет казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 45 000 рублей.

В судебном заседании посредством видеоконференцсвязи Шатковский А.Л., отбывающий наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнив, что ранее не обращался к уполномоченному по правам человека в РФ или в иные инстанции с жалобами по указанным обстоятельствам.

Представитель ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Калининградской области, третьего лица УФСИН России по Калининградской области ФИО4, действующая на основании доверенностей от 28.02.2019 № 33, от 28.12.2020 № 34, от 28.02.2019 № 34 соответственно, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных возражениях на исковое заявление, пояснила, что в периоды содержания Шатковского А.Л. в следственном изоляторе нормы действующего законодательства соблюдались в полном объеме, права и законные интересы истца нарушены не были. Помимо собственных утверждений истца объективных, достоверных и достаточных доказательств нарушения прав и ненадлежащих условий за период его содержания в ФКУ СИЗО-1, им не представлено. Пояснила, что все содержащиеся в СИЗО-1 лица обеспечивались санитарными принадлежностями, стены камер были отштукатурены и покрыты краской, сами камеры были оборудованы кроватями, столом и скамейками, санитарным узлом, умывальником, настенным зеркалом, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком с питьевой водой, светильниками дневного и ночного освещения, конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха, камеры были оборудованы вентиляцией, водопроводом, канализацией; санитарный узел в камерах учреждения был отгорожен от жилой части камеры перегородкой высотой не менее 1,5 метров, что обеспечивало достаточную степень изолированности санитарного узла и давало возможность пользоваться им в условиях приватности; спальные места, столы и скамейки располагались на достаточно удаленном расстоянии от санузла у противоположной стены камеры; камеры и их оборудование соответствовали санитарным, противопожарным и иным требованиям; документация за 2003 год уничтожена; объективных и достоверных доказательств нарушения прав истца и ненадлежащих условий его содержания в следственном изоляторе в указанный им период времени не представлено, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с п. 9 ст. 17, ст ст. 23, 24 названного Закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 16 упомянутого выше Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Пунктом 40 действующих Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции РФ № 189 от 14.10.2005 года, устанавливается, что подозреваемые и обвиняемые бесплатно во временное пользование обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва.

Согласно п.п. 41-45 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; предметы для уборки камеры. Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; светильниками дневного и ночного освещения; приточной и/или вытяжной вентиляцией, напольной чашей (унитазом), умывальником, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

В исковом заявлении Шатковский А.Л. настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период его пребывания в данном изоляторе.

Вместе с тем, указанные ссылки истца на нарушение условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период его пребывания в данном учреждении в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.

Как установлено судом из данных архивной учетно-алфавитной картотеки, данных учётной алфавитной карточки формы 1 на осужденного (арестованного) Шатковского А.Л. и справки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в периоды времени: в камере 86 площадью 7,9 кв. м с 21 февраля 2003 года по 06 марта 2003 года; в камере 91 площадью 7,8 кв. м с 07 марта 2003 года по 26 марта 2003 года; в камере 85 площадью 7,9 кв. м с 27 марта 2003 года по 17 апреля 2003 года; в камере 72 площадью 7,7 кв. м 18 апреля 2003 года.

Площадь камер соответствует данным технического паспорта ФГУП «Российского государственного центра инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ».

Одновременно с этим из представленных документов видно, что среднесписочная численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных за период с февраля 2003 года по апрель 2003 года при установленном лимите наполнения 635 человек составила: февраль 2003 года – 824 человека, март 2003 года – 823 человека/ апрель 2003 года – 838 человек. Количество лиц, содержащихся одновременно в камерах, в которых содержался Шатковский А.Л., невозможно установить, поскольку Книги количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе № 1 УФСИН России по Калининградской области за 2003 год не сохранилось в связи с уничтожением в результате пожара в ноябре 2006 года.

Исходя из представленных суду сведений, установленная на одного заключенного норма площади – 4 кв.м., в приведенных камерах соблюдена, лимит наполнения превышен не был.

В обязательных учетных алфавитных карточках заключенных, в том числе Шатковского А.Л., имеются сведения лишь о его пребывании в конкретных камерах, без указания количества заключенных в этих камерах, в связи с чем, объективных данных, свидетельствующих о переполненности камер, в которых содержался истец в указанный им период времени, предоставить суду не представляется возможным.

Из представленной информации видно и то, что Шатковский А.Л. с жалобами на условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области во время его пребывания в вышеуказанном учреждении в 2003 году и на состояние здоровья в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области не обращался.

Кроме того, из письменных возражений представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области также следует, что истец в указанный им период пребывания в следственном изоляторе содержался в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 № 10З-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД РФ от 20.12.1995 № 486, содержавшиеся в учреждении лица обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). Санитарный узел был расположен в кабинке с дверью, отгороженной от жилой части камер перегородкой высотой не менее 1,5 метров. Это обеспечивало достаточную степень изолированности при его использовании и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Санитарный узел имел гидрозапорную систему и систему слива. Нормативно-правовыми актами не регламентирован порядок установки спальных мест, стола и скамеек в камере, однако спальные места, столы и скамейки располагались на достаточно удаленном расстоянии от санузла у противоположной стены камеры. Камеры СИЗО-1 были оборудованы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, обеспечены средствами радиовещания. Мебель в камерах была прикреплена к полу или стенам, острые углы были скруглены. Подозреваемые и обвиняемые размещались из расчета 4 квадратных метра на человека, а также в соответствии с Правилами внутреннего распорядка каждому подозреваемому и обвиняемому предоставлялось время для непрерывного восьмичасового сна в ночное время. В соответствии с названными Правилами, камеры следственных изоляторов оборудовались столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству мест в камере, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, розетками для подключения электроприборов, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова представителя администрации, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения, вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности), тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Оконные проемы камер имели стандартные размеры и были остеклены. Конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха и читать при естественном освещении. Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением, так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Учреждение было оборудовано хозяйственно-питьевым водопроводом и канализацией. Водоснабжение учреждения осуществлялось за счет системы водоснабжения г. Калининграда. Система отопления учреждения была подключена к коммуникациям центрального отопления г. Калининграда. Ежедневно при обходе камер сотрудниками медицинской части учреждения осуществлялся контроль над состоянием температурного режима в камерах учреждения. В камерах было предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06.00 до 22.00 функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовала нормативам сравнительной характеристики зрительных работ малой точности при работе с освещаемыми объектами от 1 до 5 мм (в том числе буквы). С 22.00 до 06.00 функционировало дежурное освещение пониженной яркости, которое не препятствовало нормальному сну. Данный график освещения позволял сотрудникам учреждения осуществлять контроль за лицами, находящимися в камерах, и не препятствовал их нормальному сну. В соответствии нормами действующего законодательства в учреждении проводилась санитарная обработка спецконтингента, заявителю предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Ежемесячно составлялся график вывода заключенных под стражу на санитарную обработку, с учетом фактической численности заключенных и покамерного размещения (по категориям), а так же пропускной способности бани. Санитарная обработка включала в себя помывку людей, в том числе заявителя, в бане с мылом и мочалкой, с обязательной сменой постельного и нательного белья (при педикулезе - обработку волосяных покровов), дезинсекцию и дезинфекцию личной одежды. Медицинской частью учреждения осуществлялся предупредительный и текущий санитарный надзор (согласно санитарным правилам) устройств, оборудования и содержания бань, а также контроль за качеством и своевременностью проведения дезинфекции, санитарной обработки, смены нательного и постельного белья, бесперебойным снабжением холодной и горячей водой. С целью недопущения распространения в камерах учреждения, в том числе и тех, где содержался заявитель, насекомых и грызунов, в соответствии с графиком, дезинфектором медицинской части учреждения проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия.

Из изложенного следует, что условия содержания лиц в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в 2003 году в целом соответствовали требованиям действующего законодательства.

Эти обстоятельства указывают на отсутствие достоверных и достаточных доказательств нарушений материально-бытового обеспечения Шатковского А.Л. в период его содержания в СИЗО-1 в 2003 году, не соблюдения условий приватности, нарушения санитарных и гигиенических норм, вследствие чего суд считает доводы истца необоснованными. Доказательств того, что указанные требования в отношении него в указанный им период времени не выполнялись, повлекли последствия, сказавшиеся на состоянии его здоровья, заражение каким-либо заболеванием, Шатковский А.Л. не указал и не представил, у ответчика такая документация отсутствует, в материалы не представлена.

Данных об обращениях Шатковского А.Л. на ненадлежащие условия его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в 2003 году в какие-либо иные органы истцом не представлено и судом не установлено.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако, при наличии достаточных данных о содержании Шатковского А.Л. в указанный им период в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области каких-либо доказательств нарушений установленных законом норм материально-бытового обеспечения непосредственно истца в указанный период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, судом не установлено. Каких-либо доказательств, фактических данных, свидетельствующих о нарушении его прав, повлекших, в том числе причинение вреда его здоровью, вследствие ненадлежащих условий содержания в СИЗО-1, Шатковский А.Л. суду не представил, помимо собственных утверждений истца никаких достаточных и неопровержимых доказательств обстоятельств, на которые он ссылается в своем иске, а также доказательств нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических, норм материально-бытового обеспечения в материалах дела не имеется.

Учитывая все изложенные выше обстоятельства, отсутствие возможности установить в полной мере условия содержания истца в ФКУ СИЗО-1 в указанные им периоды времени, при том, что численность содержащихся в изоляторе следственно-арестованных не постоянна, их количество изменяется ежедневно как в целом по изолятору, так и в отдельных камерах, исходя из того, что истец обратился в суд спустя значительное время после указанных им обстоятельств, суд находит исковые требования Шатковского А.Л. о компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ < ░░░░ >.

░░░░░:

2-2899/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шатковский Александр Леонидович
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области
Министерство финансов РФ в лице УФК по Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Шатохина Софья Александровна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2021Предварительное судебное заседание
04.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее