Решение по делу № 2а-431/2018 от 19.02.2018

2а- 431\2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 МАРТА 2018 ГОДА.

Г.Волоколамск Московской области

Волоколамский городской суд Московской области в составе судьи Ошурко В.С.

При секретаре Никоновой Е.И.

С участием административного истца Плотникова И.И.

представителя заинтересованного лица Яковлевой Т.А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Плотникова И.И. к административному ответчику Отделу судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области, судебному приставу -исполнителю Дегтяревой А.С. о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя

У С Т А Н О В И Л:

     В суд обратился Плотников И.И. с административным иском к административному ответчику отделу судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области, судебному приставу -исполнителю Дегтяревой А.С., в котором просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области Дегтяревой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе удовлетворения заявления \ ходатайства \.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области Дегтяревой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.

Обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем возобновления исполнительного производства.

    В обоснование иска ссылался, что является взыскателем по исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ. Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено ходатайство о принятии мер к исполнению судебного акта. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства административному истцу было отказано с возвращением исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в удовлетворении ходатайства и возвращение исполнительного документа был мотивирован административным ответчиком по ч.2 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ " Об исполнительном производстве ", по которой условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной организации системы РФ устанавливаются бюджетным кодексом РФ. По тем же основаниям ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец считает действия судебного пристава-исполнителя, связанные с принятием указанных двух постановлений и с возвращением исполнительного листа незаконными, нарушающими его права и свободы. Правила ст. 46 ФЗ " Об исполнительном производстве " содержат перечень оснований, по которым взыскателю подлежит возвращению исполнительный документ. В данном случае таких оснований у судебного пристава-исполнителя не имелось. Кроме того, закон не предусматривает возможность отмену судебным приставом-исполнителем своего определения, такими полномочиями наделены старший судебный пристав и его заместитель. Судебным приставом-исполнителем в течение четырех месяцев не предпринималось никаких мер по исполнению предъявленного исполнительного документа, что также нарушает права административного истца по делу.

    В судебном заседании административный истец Плотников И.И. поддержал свои требования по административному исковому заявлению, суду пояснил, что обжалуемые им постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ он получил в отделе судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области самостоятельно после ДД.ММ.ГГГГ, куда пришел по своей инициативе за сведениями по разрешению направленного им ходатайства.

    Судебный пристав - исполнитель ОСП по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, просил об отказе в удовлетворении данного административного искового заявления.

    Представитель Министерства социального развития Московской области в лице Волоколамского управления социальной защиты населения в качестве заинтересованного лица Яковлева Т.А. иск не признала, суду пояснила, что согласно ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится \ иммунитет бюджетов \. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

    Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены задачи исполнительного производства, коими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

По данном делу установлено, что административным истцом Плотниковым И.И. в ОСП по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области был направлен на исполнение исполнительный лист № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на основании решения Волоколамского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Министерства социального развития Московской области в пользу административного истца Плотникова И.И. суммы удержаний денежной компенсации в размере 38 945 рублей 84 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП. Из документов исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, представленных суду, усматривается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ возбуждения исполнительного производства по ДД.ММ.ГГГГ до окончания исполнительного производства судебный пристав-исполнитель ограничился направлением в адрес должника Министерства социального развития Московской области в лице Волоколамского управления социальной защиты населения извещения об исполнении, на которое был получен ответ, в котором должник ссылался на положения ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, по которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится \ иммунитет бюджетов \. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ. При этом никаких других исполнительских действий, предусмотренных в статье 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не производил. После направления административным истцом ходатайства о принятии мер к исполнению судебного акта, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства истцу было отказано с возвращением исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ч.2 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ " Об исполнительном производстве ", по которой условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной организации системы РФ устанавливаются Бюджетным кодексом РФ. По тем же основаниям ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ. При этом оспариваемые административным истцом постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не были направлены в адрес административного истца в установленном законом порядке, были вручены административному истцу после ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось административным истцом. При таких обстоятельствах суд считает, что срок подачи административного иска истцом не нарушен. По данному делу выводы судебного пристава-исполнителя о том, что взыскание по предъявленному административным истцом исполнительному документу не подлежит принудительному исполнению нельзя признать правомерными, соответственно постановления судебного пристава-исполнителя по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области Дегтяревой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе удовлетворения заявления \ ходатайства \ и об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства следует признать незаконными и подлежащими отмене.

В соответствии с п. 2 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Исключение из этого правила установлено п. 12 ст. 242.4 БК РФ, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. ст. 242.3 - 242.5 БК РФ.

П. 3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ за , установлено, что в случае открытия федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным бюджетным учреждениям счетов в учреждении Банка России или в кредитной организации исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.

При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств. При отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительные производства - окончанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 указанного Федерального закона.

Таким образом, исполнительный лист по взысканию в пользу административного истца Плотникова И.И. с Министерства социального развития Московской области суммы удержаний денежной компенсации в размере 38 945 рублей 84 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит приему и исполнению административным ответчиком ОСП по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области.

Перечень исполнительных действий, определенный в статье 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не является исчерпывающим, и в силу пункта 17 части 1 данной статьи судебный пристав-исполнитель может совершать те действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Конкретные исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, общий перечень которых изложен в статье 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, являются установление фактов соблюдения судебным приставом-исполнителем сроков совершения исполнительных действий, примерный перечень которых установлен ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", их полнота, эффективность и достаточность, осуществление контроля за ходом исполнительного производства, включая контроль за получением запрошенных судебным приставом-исполнителем сведений в порядке п. 2 ч. 1 ст. 64 указанного Закона, выяснение причин, по которым решение суда не представляется возможным исполнить с учетом конкретных фактических данных об имущественном положении должника. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены представленными судебным приставом-исполнителем доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В виду того, что административный ответчик в рассматриваемом случае ограничился направлением извещения и вынесением постановлений о возбуждении исполнительного производства, об отказе в удовлетворении ходатайства, об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств совершения необходимых мер по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительных документов.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах", часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Таким образом, судебный пристав-исполнитель ОСП по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП по Московской области не имел правомочий по отмене принятого им постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем вынесенное им постановление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушающим права взыскателя и подлежит отмене. При этом постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства в установленном порядке не оспаривалось, незаконным не признано, соответственно в связи с отменой постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ сохранило свое действие. При таких обстоятельствах на административного ответчика надлежит возложить обязанность совершить необходимые действия, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа, поскольку это является основной задачей должностных лиц службы судебных приставов по возбужденным исполнительным производствам.

    Руководствуясь ст.ст. 175,176,178,180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования административного истца Плотникова И.И. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области Дегтяревой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе удовлетворения заявления \ ходатайства \.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП России по Московской области Дегтяревой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.

Обязать должностных лиц отдела судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и Шаховскому городскому округу УФССП по Московской области устранить допущенные нарушения законодательства об исполнительном производстве, принять предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры к исполнению требований исполнительного документа, выданного на основании решения Волоколамского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

     Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.

        СУДЬЯ: В.С.ОШУРКО.

2а-431/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Плотников Иван Иванович
Плотников И.И.
Ответчики
ОСП по Волоколамскому, Лотошинскому и Шаховскому районам УФССП России по Московской области
Другие
Министерство социального развития Московской области в лице Волоколамского Управления социальной защиты населения
Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Дело на странице суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
19.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2018[Адм.] Судебное заседание
07.03.2018[Адм.] Судебное заседание
18.04.2020Регистрация административного искового заявления
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
18.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее