Судья Новикова О.Б. дело № 33-4037/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 6 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Шиповской Т.А., Колгановой В.М.,
при секретаре Клинковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-108/2023 по иску Галченковой О. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, понуждении назначить ежемесячную денежную компенсацию,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области
на решение Центрального районного суда Волгоградской области от 26 января 2023 г., которым постановлено:
исковые требования Галченковой О. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, понуждении назначить ежемесячную денежную компенсацию удовлетворить частично;
признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области в назначении Галченковой О. В. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, выраженное в письме от 30.05.2022 г. № <...>;
обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области ОГРН <.......> назначить Галченковой О. В. <.......> ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с даты обращения истца, на которое дан ответ в письме от 30.05.2022 г. № <...>;
взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области в пользу Галченковой О. В. судебные расходы за составление искового заявления 5000 руб.;
в остальной части исковое заявление Галченковой О. В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, понуждении назначить ежемесячную денежную компенсацию оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области Жемчужнову Т.Ф., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области и третьего лица МВД России Федичеву Е.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Галченкова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, понуждении назначить ежемесячную денежную компенсацию.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ супруг истца Галченков Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., погиб при исполнении своих служебных обязанностей в органах МВД России в учреждении ЯР 154/9 СИД и СР УВД Волгоградской области. Истец является вдовой, ей назначена пенсия по случаю потери кормильца, что подтверждается удостоверением серии № <...> от 07.10.2010 г. Ч 1.1 ст. 12 ФЗ от 19.07.20011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрена ежемесячная денежная компенсация члену семьи погибшего сотрудника. Истец имеет право на указанную компенсацию, т.к. достигла возраста 50 лет, в повторный брак не вступала. 06.05.2022 г. Галченкова О.В. обратилась к ответчикам с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, однако получила отказ. В письме ГУ МВД России по Волгоградской области от 26.05.2022 г. № <...> было указано на необходимость обратиться за компенсацией в УФСИН России по Волгоградской области. Из ответа УФСИН России по Волгоградской области № <...> от 30.05.2022 г. следует, что указанная компенсация назначается органами МВД РФ. До настоящего времени право истца на получение компенсации не реализовано.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила суд признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Волгоградской области, выразившееся в отказе Галченковой О.В. в письмах от 16.05.2022 г. № <...>, от 26.05.2022 г. № <...>, в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, выразившееся в отказе Галченковой О.В. в письме от 30.05.2022 г. № <...>, в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника. Обязать ответчиков назначить Галченковой О.В. ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи погибшего сотрудника, с даты подачи заявления, с 06.05.2022 г. Взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы за составление искового заявления в размере 5000 руб.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области просит решение суда первой инстанции отменить.
В заседание суда апелляционной инстанции Галченкова О.В., представитель ФСИН России не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Таких нарушений судом первой инстанции по делу допущено не было.
Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», введенный в действие с 01.01.1994 г., установил, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся в том числе, сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, при этом порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и другими законами РФ, Положением о службе в органах внутренних дел РФ и нормативно-правовыми актами МВД РФ, ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", распространившей действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста России.
В силу ч 1.1 и 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
К лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 1.1 настоящей статьи, относятся:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 1.1 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
В силу ст. 24 Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 (ред. от 29.12.2022 г.) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Указом Президента РФ от 28.07.1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ» уголовно-исполнительная система МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 01.08.1998 г. центральными и территориальными органами, учреждениями, организациями и имуществом, с 01.09.1998 г. переданы в ведение Министерства юстиции РФ.
Перевод Галченкова Г.В. в органы уголовно-исполнительной системы реализован не был в связи с его гибелью.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 28.07.1998 № 904 считать уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В отношении членов семьи погибших сотрудников уголовно-исполнительной системы предусмотрены следующие меры поддержки: в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 2.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 36 и 37 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года « 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также на погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах (часть 2.1 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В п. 2.2 ст. 11 указанного ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ к лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 2.1 настоящей статьи, относятся: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 2.1 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
В п. 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1783 «Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной таможенной службе (далее - уполномоченные органы).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Галченкова О.В. является вдовой сержанта внутренней службы Галченкова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., погибшего ДД.ММ.ГГГГ вследствие военной травмы при исполнении своих служебных обязанностей в должности младшего инспектора отдела безопасности исправительно-трудовой колонии № 9 в органах МВД России в учреждении ЯР 154/9 СИД и СР УВД Волгоградской области.
С 05.02.2009 г. Галченковой О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначена пенсия по случаю потери кормильца на льготных условиях – по достижении 50 лет, выплачиваемая ГУ МВД России по Волгоградской области.
Как следует из справки ГУ МВД России по Волгоградской области от 15.11.2022 г. с ноября 2022 г. по ноябрь 2022 г. Галченковой О.В. выплачена пенсия по случаю потери кормильца и один раз материальная помощь в размере 13 095 руб.
Иных лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца Галченкова Г.В. не имеется.
05.05.2022 г. истец обратилась в ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ.
В письме ГУ МВД России по Волгоградской области от 26.05.2022 г. № <...> было указано на необходимость обратиться за компенсацией в УФСИН России по Волгоградской области.
С заявлением о назначении ежемесячной компенсации истец обратилась к УФСИН России по Волгоградской области.
Из ответа УФСИН России по Волгоградской области № <...> от 30.05.2022 г. следует, что указанная компенсация назначается органами МВД РФ. Личное и пенсионное дело погибшего сотрудника находится в ГУ МВД России по Волгоградской области.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований к УФСИН по Волгоградской области, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами законодательства, пришел к выводу о том, что на Галченкову О.В., как на члена семьи сотрудника, погибшего при выполнении служебных обязанностей колонии в учреждении ЯР 154/9 СИД и СР УВД Волгоградской области, учреждении уголовно-исполнительной системы, распространяется действие части 2.1 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; условия для назначения оспариваемой ежемесячной денежной компенсации истцом соблюдены (достижение возраста 50 лет, состояние в браке с погибшим на день гибели и последующее невступление в брак, а также получение пенсии по случаю потери кормильца).
При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Галченковой О.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего сотрудника, понуждении назначить ежемесячную денежную компенсацию, поскольку пришел к выводу о том, что указанное лицо является ненадлежащим ответчиком.
Разрешая заявленные требования Галченковой О.В. о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции, оценил представленные стороной заявителя документы, подтверждающие фактическое несение данных расходов, признал их допустимыми доказательствами, и, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, удовлетворил заявленные требования, взыскав с ответчика в пользу истца судебные расходы за составление искового заявления в сумме 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона № 247-ФЗ за счёт ГУ МВД России по Волгоградской области, поскольку до 1 сентября 1998 года уголовно-исполнительная система входила в состав МВД Российской Федерации, а Галченков Г.В. был исключён из личного состава из органов внутренних дел в связи со смертью до 1 сентября 1998 года, являются необоснованными.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действие которой было распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений (пункт 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1027-1), не содержал в себе правовую норму, предусматривающую ежемесячную выплату в связи с гибелью сотрудника.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий её сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относились сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентировался поименованным Законом и другими законами Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации с входящими в её состав по состоянию на 1 августа 1998 года центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации с 1 сентября 1998 года (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации является правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба исполнения наказаний с передачей ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Таким образом, несмотря на то, что сотрудники уголовно-исполнительной системы до августа 1998 года входили в состав ОВД РФ, финансирование УИН осуществлялось самостоятельным, отличным от МВД бюджетом. С учётом этого МВД России не вправе назначать и производить за счёт средств МВД России выплаты денежной компенсации членам семей бывших сотрудников государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, которая в свое время являлась правопреемником уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по Волгоградской области.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой суда фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда Волгоградской области от 26 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи