Дело № 2-214/2022
10RS0008-01-2022-000323-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года город Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.
при секретаре Жолудевой М.А.,
с участием представителя истца Филипповой Ю.С.,
представителя ответчика Пронина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» к Шиловской Анастасии Андреевне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» обратилось в суд с иском к Шиловской А.А. о взыскании неосновательного обогащения в размере 61561,05 руб. В обоснование своих требований истец указал, что 16.04.2020 ответчица поставлена на учет в качестве безработной, с этого момента ей выплачивалось пособие по безработице. При проведении в 2021 сверки Управлением труда и занятости и Пенсионным фондом сведений по лицам, состоящим на учете в качестве безработных граждан и одновременно осуществляющих трудовую деятельность, было выявлено, что при регистрации в качестве безработной Шиловская А.А. скрыла факт своей занятости с 01.01.2020 по 30.11.2020 в <данные изъяты> по договору подряда № 60/2019 от 18.11.2019, то есть проявила недобросовестность. В связи с этим пособие за период с 16.04.2020 по 15.10.2020 является незаконно полученным и в силу ст. 1102 ГК РФ подлежит возврату.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Филиппова Ю.С. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика по доверенности Пронин А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том Числе в связи с потерей работы.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.04.2020 поступило заявление от Шиловской А.А. на предоставление государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Приказом ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» от 24.04.2020 Шиловская А.А. признана безработной начиная с 16.04.2020.
Ей было назначено и выплачено пособие по безработице за период с 16.04.2020 по 22.10.2020.
С 22.10.2020 ответчик снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) в связи с отказом от посредничества органов службы занятости на основании личного заявления.
08.09.2021 из Пенсионного фонда РФ истцом получены данные о том, что Шиловская А.А. с 01.01.2020 по 30.11.2020 работала в <данные изъяты>
Согласно договору подряда № 60/2019 от 18.11.2019 подрядчик Шиловская А.А. обязуется реализовывать ЛС и ИМН в <данные изъяты>.
За период с 16.04.2020 по 15.10.2020 сумма выплаченного Шиловской А.А. пособия по безработице составила 61561,05 руб.
15.09.2021 и 13.10.2021 в целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика истцом направлялись требования о возврате незаконно полученного пособия по безработице в размере 61561,05 руб., которые были оставлена Шиловской А.А. без удовлетворения.
Материалами дела подтверждается, что Шиловская А.А. фактически работала в <данные изъяты> с ноября 2019 по март 2020, за указанный период получала доход, что подтверждается платежными поручениями № 2207 от 10.12.2019, № 17 от 10.01.2020, № 257 от 10.02.2020, № 429 от 06.03.2020, № 689 от 10.04.2020 на общую сумму 49849,72 (без НДС) (л.д. 113-116). Указанные сведения не противоречат сведениям, представленным Пенсионным фондом РФ (л.д.16-18), период за который Шиловская А.А. получала выплаты и иные вознаграждения установлен с 01.01.2020 по 30.11.2020, но при этом ограничен 1 кварталом, сумма вознаграждения составила 42715,29 руб.
Таким образом, Шиловская А.А. на момент постановки на соответствующий учет и получения пособия по безработице фактически являлась неработающим трудоспособным гражданином и не относилась к категории занятых граждан, указанных в ст. 2 Закона, недостоверных сведений истцу при постановке на учет в качестве безработной не предоставляла. Со своей стороны, истцом, требующим возврата денежных средств, допустимых доказательств наличия умышленных недобросовестных действий ответчицы с целью получения ежемесячного пособия по безработице не представлено.
Доводы представителя истца о том, что ответчица на дату обращения в Центр занятости являлась занятой (исполнителем по договору подряда), однако о данном факте при подаче заявления и заполнения на сайте формы регистрации в качестве безработного не сообщила, поступив недобросовестно, в связи с чем не имела права быть признанной безработной и претендовать на назначение ей пособия по безработице до расторжения договора гражданско-правового характера, о чем ей было известно, отклоняются судом.
Как уже указывалось, по договору подряда ответчик работала фактически по март 2020.
Как пояснил представитель ответчика, о необходимости расторгнуть данный договор Шиловская А.А. не знала, при постановке на учет в качестве безработной информацию о наличии заключенного договора гражданско-правового характера у нее не спрашивали, умысла на незаконное получение пособия она не имела, полученная сумма пособия существенно затрагивает ее материальное положение.
Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2020 года от 09.09.2021, представленной <данные изъяты>», общий доход Шиловской А.А. за 2020 год составил 57298,72 руб., которые были выплачены до постановки ответчицы на учет в качестве безработной.
Таким образом, ответчица каких-либо доходов в рамках указанных договоров возмездного оказания услуг в спорный период не имела, источником ее существования являлось пособие по безработице, которое использовалось для удовлетворения необходимых потребностей самой Шиловской А.А.
Из представленного в материалы дела заявления о постановке на учет в качестве безработной, а также расписок, отобранных у ответчика при постановке на учет, не следует, что у нее выяснялся вопрос о наличии заключенных с нею договоров гражданско-правового характера, по которым не производится никакой оплаты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что один лишь факт заключения гражданско-правового договора не подтверждает незаконность получения ответчицей социальной помощи в качестве защиты от безработицы и не свидетельствует о возможности квалификации полученного ею пособия по безработице в качестве неосновательного обогащения.
Доказательств, что ответчицей в спорный период фактически выполнялись работы по гражданско-правовым договорам и был получен доход, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» к Шиловской Анастасии Андреевне о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022.
Судья - Е.В. Рыжкова