Решение по делу № 2а-2625/2021 от 20.09.2021

11RS0002-01-2021-003602-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми          6 декабря 2021 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре Имамеевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2625/2021 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Смирновой Н.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику о взыскании задолженности по обязательным платежам недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 10516 руб., пени с 16.07.2019 по 29.11.2019 в размере 1008,31 руб., ссылаясь на то, что за 2018 год ответчиком 24.11.2020 была сдана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, в которой отражена сумма налога в размере 10516 руб., однако, не была оплачена, в связи с чем начислены пени. Также просили взыскать почтовые расходы в размере 74,75руб.

В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по адресу, имеющемуся в материалах дела и подтвержденному справкой отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Воркуте. В материалы дела вернулось почтовое извещение с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии со ст.ст. 150, 151 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, обозрев административное дело СП № 2А-1661/2020, суд приходит к следующему.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.

В силу статей 19, 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено кодексом.

Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 228 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренным настоящим Кодексом (ст. 57 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

При разрешении спора судом установлено, что 24.11.2020 Смирновой Н.И. через личный кабинет налогоплательщика подана налоговая декларация за 2018 год, согласно которой ею получен доход за 2018 год в размере 200891 руб., при этом ответчиком самостоятельно произведен налоговый вычет в размере 120000 руб., определена налоговая база в размере 80891 руб. и исчислен налог в размере 10516 руб.

30.11.2020 выставлено требование № 16599 со сроком исполнения до 30.12.2020, которое получено ответчиком 01.12.2020 в личном кабинете налогоплательщика.

Срок исполнения по требования истек, однако задолженность Смирновой Н.И. не погашена.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из вышеприведенных положений НК РФ, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.

При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.

Статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ, действующей с 03 января 2011 года до 04 апреля 2013 года, содержала аналогичные положения, за исключением того, что установленная законом сумма составляла не 3 000 рублей, а 1500 рублей.

Анализ положений ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

26.04.2021 МИФНС России № 8 по РК обратилась к мировому судье Шахтерского судебного участка г.Воркуты с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки на доходы физических лиц в размере 10516 руб.. пени в размере 1008,31 руб.

Определением от 25.05.2021 вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от Смирновой Н.И. возражениями.

Налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском в пределах предусмотренного законом срока (14.09.2021), т.е. не позднее 25.11.2021 со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Поскольку, как установлено судом, до настоящего времени ответчик полностью не уплатил недоимку по налогу на доходы физических лиц, требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Административным истцом также заявлено требование о взыскании с административного ответчика пени в 1008,31 руб.

Поскольку, как установлено выше, административным ответчиком не произведена уплата налога на доходы физических лиц за 2018 год, требование о взыскании пеней соответствует нормам ст.75 Налогового кодекса РФ и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы, согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно положениям статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (пункт 6).

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что административным истцом при направлении иска ответчику понесены почтовые расходы в размере расходы 74,75 руб., которые подлежат взысканию со Смирновой Н.И. в пользу Межрайонной ИФНС № 8 по г.Республике Коми в полном объеме.

В соответствии со ст.ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 460,97 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск инспекции межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Смирновой Н.И., <дата> года рождения, уроженки <адрес> Республики Коми в пользу инспекции межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 10516 руб., пени с 16.07.2019 по 29.11.2020 в размере 1008,31 руб., судебные расходы в размере 74,75 руб., а всего 11599 (одиннадцать тысяч пятьсот девяносто девять) рубль 06 копеек.

Взыскать с Смирновой Н.И. государственную пошлину в размере 460 (четырехсот шестидесяти) рублей 97 копеек с зачислением в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда, то есть с 13.12.2021.

Председательствующий      Е.В. Машковцева

2а-2625/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИНФС России № 8 по РК
Ответчики
Смирнова Наталья Ивановна
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Кораблева Елена Борисовна
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
20.09.2021Регистрация административного искового заявления
21.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее