Дело №2-436/2022
УИД 46RS0023-01-2022-000518-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суджа 28 сентября 2022 года
Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Тимошенко В.М., с участием старшего помощника прокурора Суджанского района Курской области Лукьянцевой М.С., при секретаре Гриценко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, администрации МКУК «<данные изъяты>», администрации МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области о понуждении к оборудованию здания учреждения культуры системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, и его финансирования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, администрации МКУК «<данные изъяты>», администрации МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области о возложении обязанности на администрацию сельского совета в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оборудования здания МКУК «<данные изъяты>», и МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также системой санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) культуры, в том числе путем возведения ограждений, шлагбаумов, заборов, системой видеонаблюдения; возложить обязанность на МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области в течение 3 месяцев с момента выделения учредителем денежных средств, выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности – оборудовать здания МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области, системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также системой санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) культуры, в том числе путем возведения ограждений, шлагбаумов, заборов. В обосновании указывает, что прокуратурой Суджанского района Курской области проведена проверка соблюдения должностными лицами МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан в учреждениях культуры, в ходе проведения которой выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, а именно: в нарушение требований ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3 п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», п.п. 20, 21, 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176, вышеуказанные здания культуры не оснащено системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. В связи с допущенными нарушениями прокуратурой района в адрес администрации Погребского сельсовета 11.05.2022 г. вынесено представление об устранении допущенных нарушений, которое оставлено без исполнения. Непринятие, либо несвоевременное принятие мер по устранению вышеуказанных нарушений законодательства угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников, состав которых периодически меняется, а также персонала и иных лиц, посещающих учреждение.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Суджанского района Курской области Лукьянцева М.С. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, возражений не представила, в заявлении поданном в суд просит дело рассмотреть без участия представителя.
Представитель ответчика – администрации МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, возражений не представила, в заявлении поданном в суд просит дело рассмотреть без участия представителя.
Представитель ответчика – администрации МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, возражений не представила, в заявлении поданном в суд просит дело рассмотреть без участия представителя.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Прокурор, на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ», вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, неопределенного круга лиц, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу указанных норм, прокурор Суджанского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, для предупреждения причинения вреда здоровью и жизни граждан, посещающих образовательное учреждение, то есть действует в рамках полномочий, предоставленных ему действующим федеральным законодательством.
В соответствии с пп. 1, 3, 7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 6 ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно статье 5 ФЗ от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Исходя из требований п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основной задачей противодействия терроризму является, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлен обязательный для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса);
В силу ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 (ред. от 05.03.2022) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п. 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты(территории); разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
Согласно п. 21 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта.
В силу п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий); осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях); оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 3. ст. 14 Федеральный закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов местного самоуправления поселений, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Суджанского района Курской области проверки соблюдения должностными лицами МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан в учреждениях культуры, были выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, а именно, вышеуказанные здания МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» не оснащены системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, отсутствует система санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) культуры, в том числе путем возведения ограждений, шлагбаумов, заборов, отсутствует система видеонаблюдения.
По итогам проверки прокурором Суджанского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности пребывания в образовательных учреждениях несовершеннолетних.
Согласно ответа администрации Погребского сельсовета Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объекты культуры МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, посетителей не оборудованы, ограждения на объектах не установлены, имеется техническое средство охраны – тревожная кнопка.
Как следует из Уставов, выписок из ЕГРЮЛ МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>», учреждения являются муниципальным учреждением культуры, учредителем которых является администрация Погребского сельсовета Суджанского района Курской области.
В соответствии с Уставом основной целью деятельности МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» является предоставление населению на территории сельских советов разнообразных услуг социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера.
Как установлено в судебном заседании, здания учреждений культуры системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации не оборудовано, ограждения территорий отсутствует, что ответчиками не оспаривалось.
На учреждение культуры возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия нахождения работников, посетителей и иных лиц на объекте (территории), согласно деятельности дома культуры.
В силу действующего правового регулирования здания культуры должны быть оснащены системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, установленные нарушения действующего законодательства в целях безопасности подлежат устранению в установленном порядке, как учреждением культуры, так и его учредителем - Администрацией Погребского сельсовета Суджанского района Курской области
Поскольку ответчики в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представили в суд доказательств, подтверждающих наличие системы экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объекте (территории) учреждения культуры, ограждение территории, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно пункта 3 части 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления поселения. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 53 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ.
Исходя из того, что финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, осуществляется учредителем учреждения культуры - Администрацией Погребского сельсовета Суджанского района Курской области, осуществляющего функции распределителя бюджетных средств, обязанность по обеспечению финансированию мероприятий по оборудованию здания учреждений культуры системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, должна быть возложена на указанного ответчика.
Отсутствие финансирования на цели безопасности не может являться основанием к отказу в удовлетворении предъявленных исковых требований, поскольку действующее законодательство не ставит осуществление деятельности в области безопасности в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств дела, необходимости изыскания ответчиком дополнительных денежных средств на устранение допущенного нарушения, суд считает достаточным для исполнения решения суда ответчиком – администрацией Погребского сельсовета Суджанского района Курской области – в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а ответчиками – МКУК «<данные изъяты>», МКУК «<данные изъяты>» - в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Суджанского района Курской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Погребского сельского совета Суджанского района Курской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу осуществить финансирование необходимое для оборудования здания МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области, МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также системой санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) культуры, в том числе путем возведения ограждений, шлагбаумов, заборов, системой видеонаблюдения.
Возложить на МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области обязанность в течение трех месяцев с момента выделения учредителем денежных средств выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности – оборудовать здание МКУК «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также системой санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) культуры, в том числе путем возведения ограждений, шлагбаумов, заборов.
Возложить на МКУК «<данные изъяты>» Суджанского района Курской области обязанность в течение трех месяцев с момента выделения учредителем денежных средств выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности – оборудовать здание МКУК «Ивницкий сельский дом культуры», расположенное по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, посетителей и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также системой санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) культуры, в том числе путем возведения ограждений, шлагбаумов, заборов.
Об исполнении решения сообщить суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья В.М. Тимошенко