Дело № 2-3391/2016 10 мая 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Барминой Е.А.,
при секретаре Мосине Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветошновой Г.П. к Жилищно-строительному кооперативу 533 об обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ветошнова Г.П. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику Жилищно-строительному кооперативу 533 (далее – ЖСК-533) об обязании выдать ей пофамильные списки собственников жилых помещений – членов ЖСК-533, принимавших участие в заочном голосовании в период с 15.01.2015 года по 15.05.2015 года, а также перечень членов ЖСК-533, оформивших доверенность для вышеуказанного заочного голосования; выдать список членов ЖСК-533 по состоянию на 01.06.2015 года, заверенный подписью председателя правления, скрепленный печатью кооператива и содержащий полностью, без сокращений, фамилии, имена и отчества членов ЖСК-533, сведения об органе их принявшем и документе, зафиксировавшем дату принятия в члены ЖСК, адреса принадлежащих этим членам на праве собственности помещений, частей помещений в многоквартирном доме, сведения о документах, подтверждающих данное право; взыскании компенсации морального вреда в размере 5.000 рублей 00 коп., расходов по оплате государственной пошлины.
Свои исковые требования обосновывает тем, что ЖСК-533 управляет многоквартирным домом Х. Истцом было подано ответчику заявление с просьбой предоставить пофамильно списки собственников жилых помещений, принимавших участие в заочном голосовании в период с 15.04.2015 года по 15.05.2015 года, а также перечень членов ЖСК, оформивших доверенность для голосования. В ответе ответчик отказал в предоставлении информации. Также истцом было подано заявление о предоставлении заверенного списка членов ЖСК, однако, в предоставлении данной информации ответчик также отказал. Указанным отказами ответчик ущемляет права истца на получение информации о работе ЖСК, работе органов его управление, право на участие в управлении кооперативом и право на неисполнение решений общего собрания, если они были приняты с нарушением установленного порядка. Ущемлением ее прав, ответчик причинил истцу моральный вред (л.д. 4-5).
Истец Ветошнова Г.П., представитель истца Федоров А.Г. в судебное заседание явились, исковые требования поддерживают в полном объеме по указанным в иске основаниям, в ходе рассмотрения дела представили суду письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела (л.д. 62-63, 77-78).
Представитель ответчика Мельникова М.Г. в судебное заседание явилась, исковые требования не признает в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела № 2-4187/2014, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ЖСК-533 осуществляет управление многоквартирным домом Х на основании Устава (л.д. 19-31).
Истцу Ветошновой Г.П. принадлежит право собственности на Х доли квартиры Х (л.д. 74).
15.10.2015 года истец обратилась к Председателю ЖСК с заявлением о предоставлении ей пофамильных списков собственников жилых помещений – членов ЖСК, принимавших участие в заочном голосовании в период с 15.04.2015 года по 15.05.2015 года, а также перечень членов ЖСК, оформивших доверенности для голосования (л.д. 6).
На указанное заявление ответчиком был предоставлен ответ № 1542 от 29.10.2015 года, в котором указано на невозможность предоставления запрашиваемой информации (л.д. 7).
10.12.2015 года истец обратилась к Председателю ЖСК с заявлением о предоставлении заверенного списка членов ЖСК по состоянию на 01.06.2015 года (л.д. 8).
На указанное заявление ответчиком был предоставлен ответ № 1595 от 22.12.2015 года, в котором указано, что запрашиваемые сведения содержат персональные данные физических лиц и являются конфиденциальной информацией, в связи с чем, такая информация может быть предоставлена только с согласия субъекта персональных данных либо по запросу суда (л.д. 9).
Истец обосновывает свои требования тем, что отказ в предоставление информации нарушает права истца на получение информации о работе ЖСК и работе органов его управления, право на участие в управлении кооперативом.
В ходе рассмотрения дела ответчиком представлены скриншоты страниц с Интернет-сайта «Реформа ЖКХ», где размещены сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ЖСК (л.д. 50-52).
Согласно акту проверки Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга № Х от 23.10.2015 года, информация, определенная Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, раскрыта ЖСК-533 в полном объеме (л.д. 53-54), что также подтверждается Постановлением мирового судьи судебного участка № 50 Санкт-Петербурга № Х от 20.08.2015 года (л.д. 58-61).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Закона, граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно на основании п. 8 ст. 8 данного Закона.
В силу ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных указанным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 указанного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 9 (1) Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива раскрытию подлежат следующие сведения: а) годовая бухгалтерская отчетность товарищества или кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; б) сметы доходов и расходов товарищества или кооператива на текущий год и год, предшествующий текущему году; в) отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива за год, предшествующий текущему году; г) протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году); д) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества или кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году; е) аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества и кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность; б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды); в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в пп. «а» п. 5 и пп. «а» пункта 5 (1) указанного Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Из содержания заявлений Ветошновой Г.П. следует, что она обращалась к ответчику с требованием предоставить ей надлежащим образом заверенные копии пофамильных списков лиц, участвовавших в общем собрании 2015 года, а также копии списков членов ЖСК (л.д. 6, 8).
Аналогичные требования о предоставлении заверенных подписью председателя правления и скрепленных печатью кооператива списков указаны истцом в исковом заявлении (л.д. 5).
Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что законом на ответчика обязанность по предоставлению информации возложена лишь в вышеуказанном объеме, перечень запрашиваемой в обращениях Ветошновой Г.П. информации не относится к сведениям, подлежащим обязательному раскрытию управляющей организацией в соответствии с вышеизложенными нормативно-правовыми актами, а следовательно, требование истца о предоставлении такой информации, в том числе требование о предоставлении копий документов, нельзя признать правомерным, основанным на положениях Стандарта, так как Стандартом не предусмотрена обязанность управляющей организации по изготовлению и выдаче копий документов по письменному запросу.
Доводы истца о необходимости применения по аналогии положений Жилищного кодекса РФ о праве члена ТСЖ знакомится с реестром членов товарищества, не могут быть приняты судом во внимание.
Действительно, согласно п. 2 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться с реестром членов товарищества.
Согласно ч. 9 ст. 138 ЖК РФ, товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, закон, регулирующий правоотношения сторон, не устанавливает обязанность ЖСК по предоставлению (выдаче) членам кооператива, а также лицам, не являющимся членами кооператива, на основании их обращений заверенных копий реестра членов ЖСК, закрепляя при этом только право указанных лиц на ознакомление с реестром. Нормативные акты обязывают управляющую компанию только обеспечить доступ неограниченного круга лиц к информации в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Между тем, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлены доказательства того, что она была лишена возможности ознакомиться с запрашиваемой информацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям. Оснований для выхода за пределы заявленных требований в данном случае суд не усматривает.
Поскольку истцом заявлены требования о предоставлении ей заверенных копий списков лиц, участвовавших в голосовании в 2015 года, и списков членов ЖСК, принимая во внимание, что такая обязанность у кооператива отсутствует, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Доводы истца о том, что отсутствие запрашиваемых списков нарушает права истца, предусмотренные Уставом ЖСК, суд находит несостоятельными.
Согласно п. 5.1 Устава ЖСК-533, член ЖСК имеет право, в том числе, получать информацию о работе ЖСК, работе органов его управления и контроля; участвовать в управлении ЖСК путем участия в работе Общего собрания ЖСК и Правления ЖСК (л.д. 23).
В ходе рассмотрения дела установлена, что вся необходимая информация о работе ЖСК и органов его управления и контроля, объем которой определен Стандартом раскрытия информации, надлежащим образом раскрыта кооперативом и находит в общем доступе на соответствующем Интернет-сайте.
Доказательств того, что отсутствие у истца надлежащим образом заверенных списков членов ЖСК препятствует возможности истца участвовать в управлении кооперативом, в том числе, принимать участие в работе Общего собрания ЖСК и Правления ЖСК, истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При этом суд учитывает, что основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых и иных правоотношений, что предполагает возможность обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ).
Однако, суд полагает, что отсутствие у истца на руках надлежащим образом заверенных пофамильных списков собственников жилых помещений, принимавших участие в заочном голосовании с 15.01.2015 года по 15.05.2015 года, перечень членов ЖСК, оформивших доверенности для голосования, а также надлежащим образом заверенных списков членов ЖСК по состоянию на 01.06.2015 года с указанием фамилии, имени и отчества каждого члена ЖСК, сведений об органе их принявшем, документе, зафиксировавшем дату принятия, адресе принадлежащих этим членам на праве собственности помещений и документах, подтверждающих данное право, нельзя признать нарушающим права и охраняемые законом интересы истца.
Требований о признании незаконным решения общего собрания ЖСК, проведенного в форме заочного голосования в период с 15.01.2015 года по 15.05.2015 года, в рамках рассмотрения которых возможно было бы исследование наличия кворума собрания, истцом не заявлено.
Поскольку требования истца о взыскании компенсации морального вреда и взыскании расходов по оплате государственной пошлины являются производными от первоначально заявленных требований о предоставлении копий документов, учитывая, что в ходе рассмотрения дела нарушений прав истца со стороны ответчика судом не установлено, данные требования также не подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о взыскании с истца расходов на оплату услуг представителя (л.д. 38).
В подтверждение произведенных расходов на оплату услуг представителя ответчиком представлено соглашение об оказании юридической помощи от 04.03.2016 года (л.д. 39), платежное поручение на сумму 30.000 рублей 00 коп. (л.д. 40).
В ходе рассмотрения дела истцом представлены письменные возражения относительно заявления ответчика о взыскании судебных расходов, которые приобщены к материалам дела (л.д. 79).
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая, сложность рассматриваемого дела, длительность его рассмотрения, количество проведенных судебных заседаний, участие представителя, объем представленных в материалах дела доказательств, подлежащих изучению, а также принимая во внимание требования о разумности, суд полагает необходимым и достаточным взыскать с истца в пользу ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15.000 рублей 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 533 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 533 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15.000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░