Решение по делу № 33-6425/2021 от 14.05.2021

№ 33-6425/2021

Арзамасский городской суд Нижегородской области

Судья Попов С.Б.

Дело №2-68/2021

Уникальный идентификатор дела (материала):

52RS0009-01-2020-002850-21

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 08 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.В.,

судей Карпова Д.В., Рожковой И.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Курилец Н.М.,        с участием представителя Министерства обороны Российской Федерации Назаренко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 января 2021 года

по иску Военного прокурора Нижегородского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации о понуждении организовать проведение обследования технического состояния и капитального ремонта,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Рожковой И.Н, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор Нижегородского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении организовать проведение капитального ремонта, в соответствии с которым на основании ст.210, 309 ГК РФ, ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», ст.7, 36 Федерального закона от 30.12.2007 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ, ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.45 ГПК РФ просит суд: обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации» организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации проведение капитального ремонта строений литер [номер] используемых военным комиссариатом г.о.г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], указывая, что Военной прокуратурой Нижегородского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере сохранности федеральной собственности и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что военный комиссариат г.о.г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество – нежилое здание 1856 года постройки, расположенное по адресу: [адрес]. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2019 года по делу № А43-2754/2019, от 27.05.2019 года по делу № А43-2753/2019 и от 06.06.2019 года по делу № А43-2751/2019 на здание военного комиссариата признано право собственности Российской Федерации. Указанное здание укрупнено состоит из следующих строений: строение объединенного военного комиссариата общей площадью 1148.2 кв.м литеры [номер] строение финансово-хозяйственного отделения общей площадью 120.8 кв.м литер Б; строение туалета общей площадью 13.7 кв.м литер В. В ходе визуального осмотра здания военного комиссариата комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела [номер] (в настоящее время жилищно-коммунальная служба [номер]) «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, 368 отдела технической эксплуатации и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации и военного комиссариата г.о.г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области установлено, что здания военного комиссариата находятся в аварийном состоянии, непригодном для эксплуатации, а именно: разрушен фундамент, имеются осадки; в цоколе имеются отмостки по периметру здания; трещины кирпичной кладки фасада и обвалы штукатурки; разрушены кровельные парапетные стены и карнизы, а также покрытия из листового кровельного железа и шифера; несущие балки и деревянный настил перекрытия сгнили; произошел перелом несущей балки перекрытия; деревянный настил перекрытия имеет множественные трещины. В результате обследования установлено, что механическая безопасность здания военного комиссариата не обеспечивается, существует опасность внезапного обрушения стен, состояние крыши недопустимое. Согласно заключения эксперта ООО НПО «Эксперт-Союз» от [дата] [номер] в строении объединенного военного комиссариата по техническому состоянию строительных конструкций литер А признан ограниченно работоспособным, литер А1 – недопустимым, литер А2 – ограниченно работоспособным, литер А3 – аварийным, в строении финансово-хозяйственного отделения помещения [номер] признаны недопустимыми, помещение [номер] – ограниченно работоспособным, строение туалета признано недопустимым. Согласно указанному заключению эксперта, учитывая техническое состояние строительных конструкций здания военного комиссариата и состояние строений в целом, основания для признания их аварийными вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик объектов капитального строительства в целом или их отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в связи с полученными повреждениями, приводящими к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, имеются в части строения литер А3. При этом техническое состояние строений литер А1, литер Б (в части помещений [номер]) и литер В – недопустимое, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Также с технической точки зрения в строениях литеры А1, А3, Б (в части помещений [номер]) и литер В имеется опасность для сохранности расположенного инженерного оборудования. Устранение соответствующих дефектов строения литеры А, А2, Б (в части помещения [номер]) путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически возможно и целесообразно. Устранение соответствующих дефектов строений литеры [номер] (в части помещений [номер]) и литер В путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически возможно, но экономически нецелесообразно. В соответствии с вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 11.09.2019 года по делу № 2-2003/2019 в помещениях литер А1, А3, в помещениях [номер] литер Б, литер В военного комиссариата прекращена деятельность до устранения опасности причинения вреда, за исключением деятельности, направленной на проведение текущего и капитального ремонта, реконструкции или иных работ, направленных на устранение опасности эксплуатации указанных помещений для жизни и здоровья граждан, выполнения требований строительных норм и правил, а также законодательства РФ о безопасности зданий и сооружений. [дата] судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство [номер]-ИП в отношении ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области». Согласно ответа военного комиссариата Нижегородской области от [дата] капитальный ремонт объектов военного комиссариата г.Арзамаса не проведен, в планы капитального ремонта на 2020 год объект не включен. [дата] по результатам проверки военной прокуратурой Нижегородского гарнизона внесено представление военному комиссару Нижегородской области об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени мер к проведению капитального ремонта не принято, военный комиссариат г.Арзамаса продолжает свою деятельность в аварийном состоянии, чем создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц из числа работников и посетителей военного комиссариата. В силу ст.210, 309 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Согласно п.1, 4, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ [номер] от 16.08.2004 года, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года [номер] «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении МО РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности. Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием. Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 года [номер], осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России. Приказом Минобороны России от 25.02.2014 года [номер] утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений МО РФ. В пп.1 п.2 данного Положения установлено, что ДИО МО РФ предназначен для реализации полномочий МО РФ по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Приказом директора ДИО МО РФ от 03.03.2017 года [номер] утвержден Устав ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Согласно пп.12, 13 данного Устава учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МО РФ. Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. Согласно ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности. Из ст.36 Закона [номер] следует, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ. В силу положений ч.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружении, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо, согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ. По смыслу действующего законодательства РФ способы устранении как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность. Статьей 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты права в виде присуждения к исполнению в натуре.

    Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация г.Арзамаса Нижегородской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в качестве соответчиков привлечены Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, произведена замена ответчика Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации на Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.

    В ходе рассмотрения дела военный прокурор Нижегородского гарнизона изменил исковые требования и просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации проведение обследования технического состояния зданий и капитального ремонта, используемых военным комиссариатом г.о.г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], с учетом заключения [номер] от [дата].

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Максимова С.В. иск поддержала.

В судебном заседании 29.10.2020 года, 22.12.2020 года заместитель Военного прокурора Нижегородского гарнизона Клименко А.С. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал и пояснил, что здание военкомата в г.Арзамасе находится в собственности РФ, требует капитального ремонта. Обязанность по капитальному ремонту возлагается на Министерство обороны РФ как пользователя этим имуществом на праве оперативного управления.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Назаренко И.А. иск не признала по доводам письменных возражений.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» Герасименко О.В. оставила исковые требования на усмотрение суда и пояснила, что в здании военкомата в г.Арзамаса был произведен ремонт.

Представители ответчиков Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц администрации г.Арзамаса Нижегородской области, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Управления государственной охраны объектов культурного наследия в Нижегородской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не явились, извещены надлежащим образом.

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 января 2021 года постановлено: «Исковые требования Военного прокурора Нижегородского гарнизона удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации проведение обследования технического состояния и капитального ремонта зданий, используемых военным комиссариатом г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], с учетом заключения [номер] от [дата].

В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Нижегородского гарнизона к Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении организовать проведение обследования технического состояния и капитального ремонта зданий, используемых военным комиссариатом г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], с учетом заключения [номер]-19 от [дата], отказать».

В апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации содержится просьба об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об отказе удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указано, что необходимость проведения ремонта в здании военкомата не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В случае возникновения опасности нахождения в здании людей их права могут быть защищены иными способами.

Организация проведения капитального ремонта объекта капитального строительства, закрепленного за Вооруженными силами РФ, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, суд не наделен полномочиями по изменению данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда.

Полномочий на обращение с указанными требованиями у военного прокурора не имеется, такие полномочия принадлежат собственнику – Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 ГК РФ обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом.

Министерство обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу.

Здание военкомата является объектом культурного наследия и находится в рамках историко-архитектурной заповедной части территории г.Арзамас.

В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Нижегородского гарнизона просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указывая на необоснованность ее доводов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации Назаренко И.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения извещены судебной коллегией в соответствии с положениями главы 10 ГПК РФ. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда - www.oblsudnn.ru.

При данных обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации

от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пп.б п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции:

б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Согласно ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно п.1, 2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ:

1. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

2. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.55,25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Согласно п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 года по делу № А43-2753/2019 (т.2 л.д.14-16) за Российской Федерацией признано право собственности на здание финансово-хозяйственного отделения (учрежденческое), расположенное по адресу: [адрес], условный номер [номер], общей площадью 120.8 кв.м.

На основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2019 года по делу № А43-2754/2019 (т.2 л.д.33-37, 74-77) за Российской Федерацией признано право собственности на нежилое здание (учрежденческое, складское, гаражное), расположенное по адресу: [адрес], условный номер [номер], общей площадью 1148.2 кв.м.

На основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2019 года по делу № А43-2751/2019 (т.2 л.д.116-119) за Российской Федерацией признано право собственности на нежилое здание туалета, расположенное по адресу: [адрес], условный номер [номер], общей площадью 13.7 кв.м.

Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за Российской Федерацией в установленном порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН (т.2 л.д.47-71, 86-100, т.4 л.д.35-40, 44-45), из которых следует, что здание объединенного военного комиссариата поставлено на кадастровый учет [дата] с кадастровым номером [номер], здание финансово-хозяйственного отделения поставлено на кадастровый учет [дата] с кадастровым [номер], здание туалета поставлено на кадастровый учет [дата] с кадастровым [номер].

Указанные обстоятельства также подтверждаются материалами дела правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости, предоставленных Росреестром (т.2 л.д.18-37).

Данные здания используются Военным комиссариатом городского округа город Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области.

Правообладателем земельного участка площадью 2332 кв.м, расположенного по адресу: [адрес], является муниципальное образование – городской округ город Арзамас Нижегородской области, вид разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации здания объединенного военного комиссариата и для иных видов жилой застройки, является объектом культурного наследия, установлено ограничение в пользу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, что подтверждается выписками из ЕГРН (т.2 л.д.44-46, 66-68, 101-113, т.4 л.д.41-43) и материалами дел правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости, предоставленных Росреестром (т.2 л.д.18-40), из которых следует, что данный земельный участок находится в границах историко-архитектурной заповедной территории г.Арзамаса.

По вышеуказанному адресу располагаются: нежилое здание объединенного военного комиссариата площадью 995.9 кв.м, с кадастровым [номер], сведения о правообладателе отсутствуют (т.2 л.д.60-61, 82-85); нежилое здание финансово-хозяйственного отделения площадью 171.7 кв.м с кадастровым [номер], сведения о правообладателе отсутствуют (т.2 л.д.62-63, 79-81).

Согласно технического паспорта нежилого здания объединенного военного комиссариата от [дата], расположенного по адресу: [адрес], здание состоит из литер А, А1, А2, А3, год постройки литер А, А2, А3 – до 1917 года, общая площадь здания 1148.2 кв.м (т.3 л.д.88-108, 173-187).

Согласно технического паспорта нежилого здания финансово-хозяйственного отделения от [дата], расположенного по адресу: [адрес], здание состоит из литеры Б, год постройки – до 1917 года, общая площадь здания 120.8 кв.м (т.3 л.д.109-119, 195-201).

Согласно технического паспорта нежилого здания туалета от [дата], расположенного по адресу: [адрес], здание состоит из литеры В, общая площадь здания 13.7 кв.м (т.3 л.д.120-131, 188-194).

Ранее указанные здания находились в безвозмездном пользовании ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» на основании договора [номер] безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от [дата], заключенного между Комитетом имущественных отношений г.Арзамаса Нижегородской области и ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» (т.4 л.д.29-33).

Согласно решений Арбитражного суда здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района в соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» относятся к военному имуществу, в связи с чем, в соответствии с положениями п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053, п.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее функции по управлению федеральным имуществом, обязано осуществлять контроль за сохранностью данного имущества, в том числе, с учетом требований ст.7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно письма ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России от [дата] Учреждением подготовлен и направлен в адрес Департамента военного имущества Минобороны России проект приказа о закреплении вышеуказанного недвижимого имущества на праве оперативного управления за Учреждением с последующей регистрацией вещных прав Учреждения (т.3 л.д.158, 159).

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от [дата] по гражданскому делу по иску военного прокурора Нижегородского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» о прекращении деятельности в здании военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области исковые требования военного прокурора Нижегородской области были удовлетворены, на ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» возложена обязанность прекратить деятельность в помещениях литер А1, литер А2, литер А3, помещениях [номер] литер Б, литер В военного комиссариата г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], до устранения опасности причинения вреда, за исключением деятельности, направленной на проведение текущего, капитального ремонта, реконструкции или иных работ, направленных на устранение опасности эксплуатации указанных помещений для жизни и здоровья граждан, выполнения требований строительных норм и правил, а также законодательства Российской Федерации о безопасности зданий и сооружений (т.2 л.д.2-11).

Из содержания данного решения суда следует, что эксплуатация помещений литер А1, литер А2, литер А3, помещениях [номер] литер Б, литер В военного комиссариата г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], может привести к причинению вреда имуществу, жизни и здоровью граждан: работников военного комиссариата г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области и лиц, на постоянной основе призываемых и направляемых на военную службу через комиссариат, посетителей, которые основаны в том числе на заключении судебной экспертизы от [дата] [номер], выполненном ООО НПО «Эксперт Союз» (т.1 л.д.32-42).

В соответствии с выводами указанного заключения эксперта (т.1 л.д.42):

1. Фактическое техническое состояние строительных конструкций зданий военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области, расположенного по адресу: [адрес],

- здания объединенного военного комиссариата площадью 1148.2 кв.м: Литер А – ограниченно работоспособное, литер А1 – недопустимое, литер А2 – ограниченно работоспособное, литер А3 – аварийное,

- здания финансово-хозяйственного отделения общей площадью 120.8 кв.м: литер Б в части помещений [номер] – недопустимое, в части помещения [номер] – ограниченно работоспособное;

- здание туалета общей площадью 13.7 кв.м: литер В – недопустимое;

2. Учитывая техническое состояние строительных конструкций зданий военного комиссариата и состояние зданий в целом, основания для признания их аварийными вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик объектов капитального строительства в целом или их отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в связи с полученными повреждениями, приводящими к снижению до недопустимого уровней надежности зданий, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, имеются лишь в части строения литер А3;

4. Устранение соответствующих дефектов строений литер А1, литер А2, литер Б (в части помещения [номер]) путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически возможно и экономически целесообразно, устранение соответствующих дефектов строений литер А1, литер А3, литер В, литер Б (в части помещений [номер]) путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически, очевидно возможно, но явно экономически нецелесообразно.

Из заключения эксперта следует:

- для приведения строения литер А в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить комплекс технических мероприятий, которые в целом относятся к реконструкции: усиление и замена отдельных несущих балок межэтажных перекрытий; замена утепления чердачного перекрытия; ремонт кирпичной кладки наружных стен (цокольной и карнизной части); устройство отмостки со стороны [адрес]; замена оконных блоков; ремонт фасадов; устройство канализации и организация санузловых помещений в строении; ремонт внутренней отделки;

- по строению литер А1 фактический износ составляет 50-60 % (строение накренено, имеется явная кривизна плоскости каркасных стен, перекос дверных проемов);

- для приведения пристроя литер А2 в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить комплекс технических мероприятий, в целом относящихся к капитальному ремонту: усиление и замена отдельных несущих балок межэтажных перекрытий; замена утепления чердачного перекрытия; ремонт кирпичной кладки наружных стен (цокольной и карнизной части); устройство отмостки со стороны [адрес]; замена оконных блоков; ремонт фасадов; ремонт внутренней отделки;

- по строению литер А 3 – здание частично обрушено, крыша отсутствует, фактический износ 70-75 %;

- по строению литер Б: часть здания с деревянным перекрытием (пом. [номер]) имеет фактический износ 60 % (деревянное перекрытие деформировано и местами обрушено, крыша протекает, имеются разрушения отдельных участков кирпичных стен; часть здания со сводчатым перекрытием (пом. [номер]) имеет физический износ 40-45 %, устранение недостатков пом. [номер] возможно путем проведения капитального ремонта либо реконструкции – устройство новой крыши;

- здание литер В имеет фактический износ 50-60 % (явно прогрессирующие сквозные трещины на кирпичных стенах, значительное отклонение от вертикали «задней» продольной стены).

Согласно акта [номер] общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района по адресу: [адрес], инвентарный [номер], комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте (т.2 л.д.173-175).

Согласно акта [номер] общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района по адресу: [адрес], инвентарный [номер], от [дата], комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в капитальном ремонте (т.2 л.д.177-180).

Согласно акта [номер] общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района по адресу: [адрес], инвентарный номер б/н, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте (т.2 л.д.184-187).

Согласно акта [номер] общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района по адресу: [адрес], инвентарный номер б/н, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте (т.2 л.д.187-192).

Согласно акта [номер] общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района (литер Б) по адресу: [адрес], от [дата], комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте (т.2 л.д.193-194), что также подтверждается дефектным актом [номер] от [дата] (т.3 л.д.195-196), ведомостью объемов работ от [дата] (т.2 л.д.197-198).

Согласно акта [номер] общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района (литер АА1А2А3) по адресу: [адрес], от [дата], комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте (т.2 л.д.199-201), что также подтверждается дефектным актом [номер] от [дата] (т.2 л.д.202), ведомостью объемов работ от [дата] (т.2 л.д.203-204).

Согласно акта [номер] общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района (литер Б) по адресу: [адрес], без даты, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте (т.2 л.д.206-207), что также подтверждается актом технического состояния здания от сентября 2020 года (т.2 л.д.208-211), ведомостью объемов работ без даты (т.2 л.д.212-213), дефектным актом [номер] (т.2 л.д.214-215).

Согласно акта [номер] общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района (литер АА1А2А3) по адресу: [адрес], комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте (т.2 л.д.216-218), что также подтверждается актом технического состояния здания от сентября 2020 года (т.2 л.д.219-222), ведомостью объемов работ без даты (т.2 л.д.223-224), дефектным актом [номер] без даты (т.2 л.д.225).

Исходя из изложенного, суд установил факт того, что здание военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области требует капитального ремонта.

На основании исполнительного документа, выданного в соответствии с решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от [дата], Арзамасским РОСП УФССП по Нижегородской области [дата] было возбуждено исполнительное производство [номер]-ИП, которое окончено [дата] в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (т.4 л.д.1-25).

В целях выполнения ремонта аварийного пристроя Военным комиссариатом городского округа г.Арзамас и Арзамасского района были заключены договоры на оказание благотворительной помощи [номер] от [дата] с Объединением работодателей «Арзамасская ассоциация промышленников и предпринимателей «Развитие» (т.3 л.д.202) и [номер] от [дата] с АО «АПЗ» (т.3 л.д.203), в соответствии с которыми были проведены ремонтные работы по ремонту входной группы здания военного комиссариата (т.3 л.д.204-209, 210-215).

Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что выполнение указанных ремонтных работ не свидетельствует об устранении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости капитального ремонта зданий военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области. Доказательств проведения капитального ремонт указанных зданий для приведения их в техническое состояние в соответствии с требованиями законодательства в материалах дела не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Согласно письма ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» от [дата] тактико-технические задания на проведение капитального ремонта здания военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области не разрабатывалось, в планы текущего ремонта на 2019, 2020 годы здание не включалось (т.3 л.д.134, 227).

Согласно письма 708 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Министерства обороны Российской Федерации от [дата] в период с 2018 года обращений от военного комиссара по вопросу проведения ремонтных работ здания военного комиссариата по адресу: [адрес], не поступало (т.3 л.д.144-145).

Вариант размещения военного комиссариата городского округа город Арзамас и Арзамасского района по адресу: [адрес], не утвержден (т.3 л.д.160-170).

В соответствии Положением о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 августа 2020 года № 370, полномочия собственника по осуществлению мероприятий по капительному ремонту возложены на Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.

Из письма Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 26.10.2020 года следует, что согласно решения заместителя Министра обороны Российской Федерации от 10.10.2018 года [номер] по всем зданиям и сооружениям, требующим проведения реконструкции и капитального ремонта и не вовлеченным в государственные контракты, требуется проведение обследования технического состояния здания. Оплата работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений осуществляется Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (п.7 ст. «Текущий ремонт, содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда, специализированного фонда и коммунальных сооружений» приказа Министра обороны Российской Федерации от 28.12.2017 года № 53дсп, разъяснения Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 09.10.2018 года № [номер]). При получении Департаментом строительства утвержденных в порядке, установленном приказом Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первого заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии В.В.Герасимова от 04.10.2014 года [номер] материалов указанных обследований, а также тактико-технического задания данный Департамент принимает решение о возможности заключения соответствующего государственного контракта на проведение капитального ремонта (т.3 л.д.171-172).

При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что капитальному ремонту здания военного комиссариата городского округа г.Арзамаса и Арзамасского военного имущества должно предшествовать обследование технического состояния здания.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив письменные доказательства, суд первой инстанции установив факт того, что здание военного комиссариата городского округа г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области требует капитального ремонта, а также отсутствие доказательств проведения капитального ремонт указанных зданий, пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком является Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем признал исковые требования о понуждении Министерства обороны Российской Федерации организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации проведение обследования технического состояния и капительного ремонта зданий, используемых военным комиссариатом г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], с учетом заключения эксперта [номер] от [дата], подлежащими удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Нижегородского гарнизона к Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении организовать проведение обследования технического состояния и капитального ремонта зданий, используемых военным комиссариатом г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], с учетом заключения [номер] от [дата], судом первой инстанции обоснованно отказано.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимость проведения ремонта в здании военкомата не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в случае возникновения опасности нахождения в здании людей их права могут быть защищены иными способами, отклоняется, поскольку факт возможного нарушения прав неопределенного круга лиц подтверждается в том числе решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 11.09.2019 года, имеющим в соответствии со ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение для настоящего дела.

Довод жалобы о том, что полномочий на обращение с указанными требованиями у военного прокурора не имеется, такие полномочия принадлежат собственнику – Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 ГК РФ обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом, отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Из материалов дела следует, что эксплуатация помещений литер А1, литер А2, литер А3, помещениях [номер] литер Б, литер В военного комиссариата г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: [адрес], может привести к причинению вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц: работников военного комиссариата г.о.г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области и лиц, на постоянной основе призываемых и направляемых на военную службу через комиссариат, посетителей.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Министерство обороны РФ не является по делу надлежащим ответчиком судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона N 61 "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учитывая особенности осуществления правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, исходя из спорных правоотношений является Министерство обороны Российской Федерации.

Как было установлено судом первой инстанции доказательств передачи зданий военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района Министерством обороны Российской Федерации в доверительное управление, в материалах дела не имеется.

Довод жалобы о том, что здания объединенного военного комиссариата являются объектом культурного наследия и находится в рамках историко-архитектурной заповедной части территории г.Арзамас не является основанием для отмены судебного решения.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328- 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-6425/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
военный прокурор Нижегородского гарнизона
Ответчики
ФГБУ «Центральное управление по западному военному округу»
Департамент строительства МО РФ
Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ
Департамент военного имущества Минобороны РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Администрация г. Арзамаса
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области
ФКУ Военный комиссариат Нижегородской области
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области
ФГКУ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Рожкова Инна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
17.05.2021Передача дела судье
08.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2021Передано в экспедицию
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее