Решение по делу № 2-135/2019 от 20.12.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2019 года

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи: ГУРКИНА С.Н.

при секретаре: Овсепян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-135/19 по иску Прокурора города Ивантеевки в интересах Свядищ О.И. к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ивантеевки Московской области в суд в интересах Свядищ О.И. с заявленными требованиями к Министерству социального развития Московской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой города Ивантеевки проведена проверка по обращению Свядищ О.И. по вопросу отказа в назначении мер социальной поддержки по выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения. В ходе проверки в деятельности Ивантеевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выявлены нарушения прав ветеранов боевых действий на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно информации начальника управления социальной защиты населения Свядищ О.И. обратилась в Ивантеевское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения. Письмом Ивантеевского управления социальной защиты населения от 01.11.2018 Свядищ О.И. отказано в назначении указанной выплаты по основанию отсутствия у неё отметки в паспорте гражданина РФ о месте его жительства в г. Ивантеевка Московской области. Свядищ О.И. проходит военную службу в войсках национальной гвардии России и является ветераном боевых действий, фактически проживает в служебном жилом помещении по адресу: МО, <адрес>, зарегистрирована по месту прохождения службы – <адрес> Жилое помещение в г. Ивантеевка предоставлено Свядищ О.И. по договору найма служебного жилого помещения от 28.12.2016. По указанному адресу открыт лицевой счет и производится начисление коммунальных платежей исходя из двух проживающих лиц. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 № 1082/46. Настоящий Порядок определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения (далее - компенсация). Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации. Решением Ивантеевского УСЗН от 01.11.2018 Свядищ О.И. отказано в предоставлении выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в г. Ивантеевке. Регистрация Свядищ О.И. по месту прохождения службы и проживание её в служебном жилом помещении полностью соответствует указанной правовой норме, из которой также следует, что предоставление служебного жилого помещения автоматически не прекращает регистрацию военнослужащего при войсковой части. Такая обязанность возникает у военнослужащего лишь после обеспечения жилым помещением по договору социального найма либо в собственность. Регистрации Свядищ О.И. по месту жительства в служебном жилом помещении (отсутствие таковой) не может служить условием реализации права на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки. На основании изложенного, просил обязать Министерство социального развития Московской области назначить Свядищ О.И. меры социальной поддержки по выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения, предусмотренные Федеральным Законом «О ветеранах» с момента обращения в Ивантеевское управление социальной защиты населения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шубина Т.Ю. требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области Карпунина А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, пояснила, что категории граждан, которым могут предоставляться меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также порядок и условия их выплаты устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако есть ряд общих требований, которые в обязательном порядке учитываются при предоставлении указанных мер социальной поддержки. Согласно Распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 № 2553-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации носит заявительный характер. Таким образом, граждане, претендующие на их получение, обращаются в органы социальной защиты по месту жительства с заявлением и определенным для каждой меры социальной поддержки пакетом документов. 17 октября 2018 г. Свядищ О.И. впервые обратилась в Ивантеевское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о назначении мер социальной поддержки в виде выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения по категории «Ветеран боевых действий». При этом, как усматривается из искового заявления, Свядищ О.И. просит назначить меры социальной поддержки в виде выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения по категории «Ветеран боевых действий» с 28.12.2016 г. Согласно Постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 г. № 1082/46 ««Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами. В выплате денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения отказано по тем обстоятельствам, что Свядищ О.И. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Московская область, гор. Щелково-10 (отметка в паспорте). Согласно Постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 г. № 1082/46 ««Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации по месту жительства получателя. Понятие «место жительства» дается в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон РФ). В данную статью Федеральным законом от 21.l2.2013 № 376 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым, с 3 января 2014 года определено, что местом жительства гражданина признаётся жилой дом, квартира, комната.. ., и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлено, что место жительства удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. Нормы указанных правовых актов распространяются на всех граждан Российской Федерации независимо от их социального статуса. Учитывая изложенное, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан предоставляются только по месту их жительства, которое удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. То обстоятельство, что Свядищ О.И. не реализует свои права на меры социальной поддержки в <адрес>, то есть, где она зарегистрирована по месту жительства, нельзя рассматривать в качестве основания для предоставления ей мер социальной поддержки по месту проживания в служебном жилом помещении без регистрации. Таким образом, решение об отказе в выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения является законным, обоснованным, и отмене не подлежит.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд находит требования Свядищ О.И. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16, статьей 10 и статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, является компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки, установленные статьей 16 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Материалами дела установлено, что Свядищ О.И. как ветеран боевых действий, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе и оспариваемое право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов.

Между истцом и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации заключен контракт о прохождении военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации сроком до 03 января 2021 года, начиная с 14 мая 2018 года.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" истец постоянно зарегистрирован по месту прохождения военной службы в войсковой части по адресу: <адрес>

С военнослужащим Свядищ О.И. заключен договор найма служебного жилого помещения без права регистрации от 28 декабря 2016 года, согласно которому Войсковая часть 7456, действующая от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, передало истцу и её супругу Свядищ Г.С. во владение и пользование жилое помещение – <адрес>. Жилое помещение предоставлено истцу в связи с прохождением военной службы.

17 октября 2018 года Свядищ О.И. обратилась в Ивантеевское управление социальной защиты населения как ветеран боевых действий с заявлением о предоставлении ей соответствующих льгот, предусмотренных Федеральным Законом «О ветеранах», но получила отказ в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в городе Ивантеевке Московской области.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание фактическое проживание истца в г. Ивантеевки Московской области, что ответчиком не оспорено, суд находит решение Ивантеевского УСЗН об отказе в назначении мер социальной поддержки в отношении истца незаконным, а право истца на получении оспариваемой поддержки подлежащим восстановлению.

При этом довод ответчика, что выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения должна предоставляться только по месту жительства, то есть по месту регистрации, указанной в паспорте, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

В силу статей 1 и 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Под местом жительства, в соответствии с названным Законом, понимается жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

Между тем, из толкования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, именно «проживающим в жилых помещениях…», смысловой нагрузки, что это лицо должно «иметь место жительства», именно в понимании наличия регистрации по месту жительства и отметки в паспорте, не усматривается.

Суд также принимает во внимание положение статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которой предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Не имеет правового значения и ссылка ответчика на постановление Правительства Московской области от 30.12.2008 № 1235/52 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», согласно которому меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации именно по месту жительства получателя, то есть по месту его регистрации, поскольку право на получение мер социальной поддержки предусмотрено Федеральным законом, и оно не может быть ограничено актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что сам по себе факт регистрации гражданина по месту жительства в Щелковском районе Московской области, при войсковой части, не может являться основанием для отказа в предоставлении ей мер социальной поддержки в г. Ивантеевке Московской области, по месту фактического проживания.

При таких обстоятельствах, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание доказанность фактического проживания истца в городе Ивантеевка Московской области, суд считает, что требования истца об обязании назначить компенсационные выплаты с момента обращения, то есть с 17 октября 2018 года, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора города Ивантеевки в интересах Свядищ О.И. к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить меры социальной поддержки удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Московской области назначить Свядищ О.И. меры социальной поддержки по выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, с момента обращения в Ивантеевское управление социальной защиты населения, то есть с 17 октября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: ГУРКИН С.Н.

решение в окончательной форме

изготовлено 01 февраля 2019 года

2-135/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Свядищ Ольга Ивановна
Прокурор г.Ивантеевки
Ответчики
Министерство социального развития МО
Суд
Ивантеевский городской суд Московской области
Дело на странице суда
ivanteevka.mo.sudrf.ru
20.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2018Передача материалов судье
24.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2019Подготовка дела (собеседование)
17.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2019Судебное заседание
01.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2019Дело оформлено
18.04.2019Дело передано в архив
31.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее