Адм. дело №а-1001/2019 год
Решение
Именем Российской Федерации
Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего федерального судьи Запорожской О.А., с участием помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Тулегеновой Я. В., при секретаре Ионкиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач-на-Дону 19 августа 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Орешкина Андрея Владимировича о признании неправомерным и подлежащим отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района от 05 августа 2019 года 79/612 « Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2 Орешкину Андрею Владимировичу» в порядке самовыдвижения, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Калачёвского района принять решение в форме постановления о регистрации Орешкина Андрея Владимировча в качестве кандидата в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения,
Установил:
Орешкин А.В. обратился в Калачёвский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением о признании незаконным Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района от 05 августа 2019 года 79/612 и о возложении на избирательную комиссию обязанности принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района от 05 августа 2019 года 79/612 ему отказано в регистрации кандидатом по названному избирательному округу.
По его мнению, у избирательной комиссии отсутствовали основания для признания недостаточного количества достоверных подписей избирателей. Согласно выводам комиссии из 14 подписей избирателей 7 признаны недействительными в соответствии с положениями пп. Ж п. 10 ст. 28 и пп. Д п. 8 ст. 29 Закона Волгоградской области «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», с чем он не согласен, так как проверка подписей избирателей проведена с нарушением требований избирательного законодательства, в связи с чем, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании административный истец Орешкин А.В. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что исправления в подписных листах, на которые указывает представитель Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района по факту таковыми не являются, а написанный текст не вызывают сомнений в его точности и достоверности. Он лично присутствовал на заседании Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района где в его присутствии члены избирательной комиссии осматривали оба подписных листа. Ни одно обстоятельство, перечисленное в пп Ж п. 10 ст. 28 Закона Волгоградской области « О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» в предоставленных им подписных листах не содержится. Просит суд удовлетворить его административный иск в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района Волгоградской области Кочергин В.В., действующий на основании доверенности (л.д.24) возражал против удовлетворения административного искового заявления Орешкина А.В. суду пояснил, что требования к заполнению подписных листов предусмотрены законом, все неточности и ошибки должны быть оговорены лицом, ставящим свою подпись в подписных листах, а именно Орешкиным А.В. Кандидатом в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2 Орешкиным А.В. в поддержку выдвижения представлены 14 подписей избирателей, было проверено 14 подписей, недействительными признаны 7 подписей, поскольку в подписном листе № 2 Орешкиным А.В. не оговорены исправления. Просит в удовлетворении административного искового заявления Орешкина А.В. отказать.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Волгоградской области, привлеченный к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом ( л.д. 15).
В соответствии с п. 3 ст. 243 КАС РФ с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Избирательной комиссии Волгоградской области.
Выслушав стороны, пояснения специалиста старшего эксперта Главного Управления МВД России по Волгоградской области майора полиции ФИО6, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Тулегенову Я.В., полагавшую административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, в числе прочих, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом; непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Названным Федеральным законом № 67-ФЗ установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи (пункт 1 статьи 38).
Решением Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 18 июня 2019 года № 245 выборы депутатов Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области назначены на 08 сентября 2019 года ( л.д. 40 ).
Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 30 октября 2008 года № 42/221 на территориальную избирательную комиссию Калачёвского района Волгоградской области возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования- Калачёвского городского поселения по выборам депутатов ( л.д. 41).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района от 19 июня 2019 года № 63/383 в соответствии со ст. ст. 25,26 и 27 Закона Волгоградской области « О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» и на основании постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 30 октября 2008 года № 42/221 « О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на территориальную избирательную комиссию Калачёвского района Волгоградской области» определено количество подписей избирателей., необходимое для регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов представительного органа городского и сельских поселений Калачёвскогомуниципального района Волгоградской области по соответствующему избирательному округу и предельное количество подписей избирателей, представляемое кандидатом в территориальную избирательную комиссию Калачёвского района для регистрации, а именно по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации-10, предельное количество подписей -14 ( л.д. 42-45 ).Решением Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района от 05 августа 2019 года № 79/612 Орешкину А.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2 в виду признания 7 подписей избирателей из 14 недействительными ( л.д. 46 ).
Основания для признания подписей недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Недействительными признаются:
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и ( или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
Аналогичные требования содержатся в пп «а» «д» «ж» п. 10 ст. 28 Закона Волгоградской области от 06 декабря 2006 года № 1373 - ОД « О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области».
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67- ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные требования содержатся в Законе Волгоградской области от 06 декабря 2006 года № 1373 - ОД « О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» и Постановлении Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района от 11 апреля 2019 года № 52/293 « О некоторых вопросах оформления, приема и проверки подписных листов и иных связанных с ними документов при проведении выборов в органы местного самоуправления Калачёвского муниципального района Волгоградской области», которым утвержден порядок приема и проверки подписных листов и иных связанных с ними документов при проведении выборов в органы местного самоуправления Калачёвского муниципального района Волгоградской области.
Федеральный законодатель установил, что процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом, что к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов по единому избирательному округу составляется итоговый протокол проверки подписных листов. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации или отказе в регистрации кандидата.
Исходя из положений ст.ст. 37, 38 Федерального закона подпись может быть признана недействительной, в том числе, в следующих случаях:
1.подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в
соответствующем избирательном округе;
7. подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти
исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем;
15. подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и ( или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кандидатом.
При этом, все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно или на основании заключения эксперта- почерковеда.
Согласно итоговому протоколу и ведомости проверки подписных листов на выборах в органы местного самоуправления Калачёвского муниципального района Волгоградской области, выборы депутатов Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области 08 сентября 2019 года, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области Орешкина А.В. по многомандатному избирательному округу № 2, признаны недостоверными (недействительными) 7 подписей избирателей, из проверенных 14 подписей:
- 7 подписей на подписном листе № 2 на основании пп «ж» п. 10 ст. 28 Закона Волгоградской области от 06 декабря 2006 года № 1373 - ОД « О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», код нарушений 30, «неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей», при котором выбраковывается подписной лист полностью ( л.д.74 ).
В судебном заседании специалист, старший эксперт ГУ МВД России по Волгоградской области майор полиции Малоземова О.А. исследовав визуально подписные листы, в том числе подписной лист № 2 суду пояснила, что однозначно определить последнюю цифру в дате года выдачи паспорта Орешкину А.В.( цифра 7, или 3,или 2) не представляется возможным, исполнена она неоднократной обводкой.
Административный истец в судебном заседании пояснил, что в результате травмы руки он испытывает определенные трудности в написании рукописного текста, однако исправлений в подписных листах он не допускал.
Вместе с тем, указанный довод административного истца суд, с учетом мнения специалиста эксперта ГУ МВД России по Волгоградской области, находит несостоятельным, поскольку в указанных случаях действующим избирательным законодательством предусмотрена возможность кандидата оговорить исправления в подписной листе, что им не было сделано.
Ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в нем сведений, а также за соответствие оформления представленных документов требованиям Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возложена на кандидата, избирательное объединение.
Таким образом, по мнению суда, административный истец не в полной мере учёл требования избирательного законодательства, предъявляемого к оформлению подписных листов, небрежно оформил их, что привело к недостаточности количества подписей, представленных для регистрации кандидата в депутаты Орешкина А.В. и как следствие этого, явилось основанием для отказа в его регистрации на основании пп «ж» п. 10 ст. 28 Закона Волгоградской области от 06 декабря 2006 года № 1373 - ОД « О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области»
Учитывая приведенные требования законодательных актов о гарантиях избирательных прав граждан, проверив основания отказа в регистрации кандидата в депутаты Орешкина А.В. исследовав оригиналы и копии подписных листов кандидата в депутаты, представленные на регистрацию, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным и его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Орешкина Андрея Владимировича о признании неправомерным и подлежащим отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Калачёвского района от 05 августа 2019 года 79/612 « Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2 Орешкину Андрею Владимировичу» в порядке выдвижения, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Калачёвского района принять решение в форме постановления о регистрации Орешкина Андрея Владимировича в качестве кандидата в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области по Калачёвскому многомандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения- отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий
Федеральный судья: