Судья Деготь Н.Е. |
№12-95/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
10 июля 2017 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу администрации Петрозаводского городского округа на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа,
установил:постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 мая 2017 г. администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела - 100000 руб.
С таким постановлением судьи не согласна администрация Петрозаводского городского округа. В жалобе поставлен вопрос об отмене постановления с прекращением производства по делу либо переквалификации действий (бездействия) юридического лица на часть 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указано, что вина в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, поскольку неисполнение требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры (далее по тексту ОТИ) Петрозаводского городского округа связано с невыполнением сторонними организациями в срок взятых на себя обязательств по договорам, в то время как администрация осуществляла постоянный контроль за проведением оценки уязвимости ОТИ путем направления запросов о состоянии работы по разработке заказанной документации. По результатам выполнения договорных обязательств к ноябрю 2017 г. на всех ОТИ Петрозаводского городского округа будет проведена оценка уязвимости. После проведенных в 2016 г. и в 2017 г. проверок разработан проект постановления об утверждении плана по устранению выявленных нарушений, и в настоящее время он проходит процедуру согласования в структурных подразделениях администрации. Полагает, что выполнить требования Федерального закона «О транспортной безопасности» администрация Петрозаводского городского округа может в полном объеме при условии достаточного финансирования, и по предварительным расчетам стоимость всех работ составит около (...) руб.
Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на каждом ОТИ, не прошло обязательную аттестацию ввиду того, что расходы на мероприятия по аттестации были заложены в бюджет в 2016 г. на 2017 г., поиск организации, предоставляющей услуги по аттестации, занял длительное время, процедура аттестации не может быть начата без получения соответствующего заключения УМВД России по г.Петрозаводску и процедура получения ответственным лицом справки о наличии либо отсутствии судимости была длительной. При проведении проверки в 2016 г. нарушений в части неполучения заключения органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выявлено не было, вместе с тем такое заключение к настоящему времени получено. Должностными лицами администрации ежемесячно проверяется информация о наличии ответственного за обеспечение транспортной безопасности в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Полагает, что прохождение указанным лицом ежегодного медицинского осмотра не является обязательным, и в администрации Петрозаводского городского округа нет подразделений транспортной безопасности. В настоящее время не представляется возможным проводить работы по утвержденным ранее трем отчетам по оценке уязвимости, новые отчеты, соответствующие требованиям законодательства, будут готовы в установленные договорами сроки, и только после проведения дополнительной оценки уязвимости трех ОТИ администрация готова выполнить требования по утверждению новых организационно-распорядительных документов.
Заслушав объяснения защитника администрации Петрозаводского городского округа Егорова Д.Д., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя административного органа (...), проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 3 статьи 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3 статьи 11.15.1 названного Кодекса действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для привлечения администрации Петрозаводского городского округа, являющейся субъектом транспортной инфраструктуры, к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в ходе проведенной в отношении юридического лица в период с 13.02.2017 по 15.03.2017 плановой выездной проверки по контролю за исполнением требований в области обеспечения транспортной безопасности выявлено умышленное неисполнение данных требований, а именно:
- в нарушение части 2 статьи 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», подпункта 12 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924, (далее по тексту Требований) лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности ОТИ (...), не прошло обязательную аттестацию;
- в нарушение пунктов 2, 4, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», подпункта 11 пункта 6 Требований в отношении лица, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности ОТИ (...), не имеется заключения о том, что оно не состоит на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; не имеется заключения органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; не имеется заключения о том, что оно не внесено в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- в нарушение подпункта 9 пункта 6 Требований отсутствуют положение (устав) о подразделении транспортной безопасности в случае его привлечения субъектом транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, договор, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности; порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ; согласованные с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел: порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел выявленных лиц, совершивших или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность, а также идентифицированных оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение; порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков;
- в нарушение подпункта 13 пункта 6 Требований отсутствует информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся;
- в нарушение подпунктов 27, 28 пункта 6 Требований не обеспечено проведение уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности ОТИ досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра;
- в нарушение подпунктов 33, 34, 36 пункта 6 Требований отсутствуют меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ, а также не приняты меры по обнаружению на контрольно-пропускных пунктах и постах ОТИ на границах зоны транспортной безопасности ОТИ или ее части предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, и недопущению их перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ или ее части;
- в нарушение подпунктов 1, 2, 3 пункта 13 Требований не приняты меры по недопущению проникновения в зону транспортной безопасности объекта и (или) на критические элементы ОТИ нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) критических элементов ОТИ, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) на критических элементах ОТИ, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств и инженерных сооружений транспортной безопасности, реагирования на подготовку или совершение акта незаконного вмешательства, а также незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выявленных нарушителях; по выявлению нарушителей, совершения или подготовки совершения акта незаконного вмешательства на границах зоны транспортной безопасности ОТИ путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности ОТИ, поддержания пропускного режима, использования технических средств, инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности; а также меры, исключающие совершение акта незаконного вмешательства или подготовку к совершению акта незаконного вмешательства путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) критических элементов ОТИ, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) на критических элементах ОТИ, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств, инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности, реагирования на подготовку или совершение акта незаконного вмешательства, а также незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выявленных нарушителях, об обнаруженных, распознанных и идентифицированных оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение;
- в нарушение подпункта 4 пункта 13 Требований, действующих оценок уязвимости путепровода через железную дорогу на пр.Комсомольском; моста через р.Неглинка на пр.Лесном; моста через р.Лососинка на ул.Правды, ОТИ не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты и посты ОТИ на границах зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) критических элементов ОТИ (за исключением сектора свободного доступа); видеообнаружение объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ; хранение в электронном виде данных, полученных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности, в течение 10 суток; выявление подготовленного нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ критических элементов ОТИ; принятие решения о соответствии пропуска его владельцу путем сличения идентифицирующих документов на контрольно-пропускных пунктах и постах ОТИ на границах зоны транспортной безопасности ОТИ (за исключением сектора свободного доступа) и (или) критических элементов ОТИ; возможность передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) на критические элементы ОТИ, в соответствии с порядком передачи данных.
Администрация Петрозаводского городского округа провела оценки уязвимости трех ОТИ (путепровод через железную дорогу на пр.Комсомольском; мост через р.Неглинка на пр.Лесном; мост через р.Лососинка на ул.Правды, результаты которых утверждены Росавтодором 15.08.2013; 09.08.2016; 13.09.2016). На семь ОТИ (мост через р.Неглинка на ул.Антикайнена; мост через трассу Фонтаны на автодороге Кукковка - Древлянка; мост через р.Лососинка на ул.Луначарского; путепровод через железную дорогу Пряжинское шоссе 10 км; мост через р.Лососинка на ул.Красноармейской; мост через р.Лососинка на ул.Мерецкова; мост через р.Лососинка на автодороге Кукковка - Древлянка) оценка уязвимости администрацией Петрозаводского городского округа не проведена.
При рассмотрении настоящего дела судьей в полном объеме и правильно установлены нарушения положений Федерального закона «О транспортной безопасности» и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
Установленные по делу обстоятельства и вина в совершении административного правонарушения подтверждаются распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки, копией распоряжения об утверждении номенклатуры должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, номенклатурой, фототаблицей, копией уведомления Росавтодора о присвоении категорий ОТИ, сведениями из реестра, уведомлением об исключении сооружений из реестра, копиями отчетов об оценке уязвимости ОТИ, копиями распоряжений главы Петрозаводского городского округа от 22.08.2014 и 21.07.2016, копией удостоверения о повышении квалификации на имя (...), копией медицинской справки, копиями медицинских заключений, копией справки ИЦ МВД по Республике Карелия, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, другими доказательствами по делу, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая положения вышеприведенных нормативных правовых актов и установленные по делу обстоятельства, судья пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае бездействие администрации Петрозаводского городского округа образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для переквалификации действий (бездействия) на часть 1 данной нормы не установлено.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судьей и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте. Сложившаяся ситуация с очевидностью свидетельствует о длительном бездействии привлеченного к административной ответственности юридического лица. Ссылки о недостаточности времени для разрешения длительных процедурных вопросов являются несостоятельными, свидетельствуют о несвоевременности принятия необходимых мер либо пропуске времени для своевременного их разрешения.
Являясь субъектом транспортной инфраструктуры, администрация Петрозаводского городского округа имела реальную возможность для обеспечения транспортной безопасности в части исполнения вмененных в качестве нарушений положений, однако не проявила необходимой степени заботливости и осмотрительности, не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению требований закона, поэтому обоснованность привлечения к административной ответственности сомнений не вызывает.
Данное дело рассмотрено, и административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф определен с учетом части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления судьи, в ходе производства по делу не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа оставить без изменения, жалобу администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Коваленко |