Дело № 2-26/2015
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федераци
21 января 2015 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием прокурора Семухиной С.В.,
представителя Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Ивановой Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей на основании доверенности № Д от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя Муниципального бюджетного образовательного учреждению основная общеобразовательная школа № 18 Дюжиной Т.Н., действующей на основании приказа Управления образования администрации Кизеловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ года
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Восточного территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа № 18 и администрации Кизеловского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства.
у с т а н о в и л :
Восточное территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ( в дальнейшем Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском о возложении на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18 ( в дальнейшем «образовательное учреждение) обязанности по исполнению предписания Роспотребнадзора в части устранения нарушений п. 6.8 и п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10
« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: обеспечения проветривания учебных классов путем ремонта или замены оконных блоков в семи учебных классах и устранения течи потолка спортивного зала путем ремонта кровли и обеспечения бездефектной отделки потолка образовательного учреждения а также обязать Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить образовательному учреждению финансовые средства, в объеме, необходимом для исполнения предписания Роспотребнадзора № 255 от 24 ноября 2014 года для устранения вышеуказанных пунктов СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В обоснование своих требований Роспотребнадзор указало, что основанием для подачи настоящего искового заявления являются результаты внеплановых выездных проверок по контролю, которыми были выявлены нарушения статьи 11, статьи 28 Федерального закона от 17.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением основная общеобразовательная школа № 18, осуществляющим образовательную деятельность по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Иванова Е.В. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Роспотребнадзора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка по контролю общеобразовательного учреждения -Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18, расположенной по адресу: <адрес>. Цель этой проверки- соблюдение обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В результате проверки были выявлены нарушения, в том числе : нарушение режима проветривания в семи учебных классах, из-за ветхости деревянных оконных блоков, площадь фрамуг, используемых для проветривания в учебных помещениях составляет менее 1/50 площади пола. На учебный класс площадью от 48 до 65 кв.м. функционирует одна фрамуга размером 0,3 кв.м.; потолок и стены спортивного зала имели дефекты отделки, то есть не гладкие, что не обеспечивает проведение уборки. Срок исполнения предписания был определен до ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме указанных выше нарушений, были также выявлены и другие нарушения, которые ответчиком были устранены в установленные сроки, что следует из информации директора по исполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года, а конкретно исполнение п. 16. и п. 18 вышеуказанного предписания. В результате проверки было установлено, что нарушения в части режима проветривания учебных помещений и устранения течи в потолке спортивного зала не устранены. Во всех семи учебных классах., в которых по три окна, все 21 окно заклеены, режим проветривания не соблюдается. Пункт 18 предписания исполнен частично, произведена только покраска панелей на высоту 3 метра, но отделка потолка не произведена, отмечалась течь с потолка в связи с промерзанием кровли, возникла аварийная ситуация, так как возможно обрушение намокшей потолочной плиты. Приказом директора образовательного учреждения спортивный зал для занятий был закрыт.
В отношении образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ было вынесено новое предписание №, установлен новый срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года.
Утверждает, что неисполнение предписания нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушает требование Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации», так как учащиеся образовательного учреждения лишены условий для охраны здоровья, лишены права на получение физического воспитания и получение качественных государственных услуг.
Основанием обращения с иском в суд явилось то обстоятельство, что администрация Кизеловского муниципального района не выделяет образовательному учреждению денежные средства на исполнение предписания Роспотребнадзора, в связи с чем, образовательное учреждение самостоятельно не в состоянии его исполнить и продолжает осуществлять свою деятельность с нарушением санитарного законодательства.
Представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18 Дюжина Т.Н. исковые требования признала, с результатами выездной контрольной проверки от ДД.ММ.ГГГГ согласна, выявленные проверкой нарушения не оспаривает, указав, что все выявленные нарушения устранены, неустранимыми остались нарушения пункта 16 и пункта 18 предписания в части соблюдения режима проветривания учебных помещений и ремонта потолка спортивного зала. После проведения указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ она, как директор учебного учреждения, обратилась с отношением в Управление образования администрации Кизеловского муниципального района о замене оконных блоков и ремонта кровли. В образовательное учреждение была направлена комиссия, было обследовано здание, составлены сметы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление образования за выделением денежных средств согласно составленных смет. Вопрос о выделении денежных средств для исполнения предписаний до сих пор не решен. Управление образования на ее неоднократные обращения по поводу финансирования отказывает, указывая на то, что денег нет, что закроют школу, либо переведут в здание детского сада № 35. Однако, здание детского сада в случае перевода образовательного учреждения, требует перепланировки, ремонта, этот вопрос еще решался в 2010 году и был признан нецелесообразным, так как требовал значительных финансовых затрат, более 8 000 000 рублей. Спортивный зал при этом все равно будет оставаться в школе, а потому должен быть отремонтирован. В образовательном учреждении обучается 73 ученика, близлежащих школ нет. В настоящее время образовательный процесс нарушен, занятия по физической культуре в зале не проводятся, нарушается учебная программа.
Представитель администрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. исковые требования не признала, пояснила, что администрация района является учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18. Считает, что выделение денежных средств на исполнение предписания Роспотребнадзора является нецелесообразным, так как с каждым годом в образовательном учреждении количество обучающихся уменьшается. Согласно ранее составленных смет на замену оконных блоков необходимо 800 000 рублей, указанная сумма является значительной, так как бюджет дотационный, указанные средства в бюджет не заложены. В земское собрание о выделении денежных средств не обращались, поскольку нет средств, за счет которых они могут предусмотреть эти средства. В настоящее время создана рабочая группа, решается вопрос о переводе образовательного учреждения в здание детского сада № 35, либо подвоз учащихся в другое образовательное учреждение. До настоящего времени конкретное решение не принято.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, который полагает, что требования Роспотребнадзора следует удовлетворить в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004 года Федеральная служа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологические требования -обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения
( использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами ( статья 1 Закона).
В силу статьи 11 Федерального закона от 17.03.1999 года № 52
« О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям ( ст. 28 Закона).
Согласно п. 1.1 «СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 года направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с п.3 ч.4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
« Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают : соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с требованиями п. 4.28 СанПин 2.4.2.2821-10
« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.
В соответствии с требованиями п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10
« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором на основании распоряжения заместителя руководителя органа государственного контроля ( надзора) была проведена выездная плановая проверка по контролю муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18, по результатам которой в отношении указанного образовательного учреждения было вынесено предписание № ( л.д. 46-49), в котором указано на нарушение санитарного законодательства в том числе: нарушение режима проветривания учебных помещений и аварийное состояние потолка спортивного зала из-за течи потолка. Предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение п. 4.28 и п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Указанное предписание получено директором образовательного учреждения и им не оспорено.
ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором на основании распоряжения заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная плановая проверка по контролю исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года, в результате которой было установлено, что часть нарушений санитарного законодательства образовательным учреждением устранены, не устраненными нарушениями явились нарушения п. 16 и п. 18 предписания. По результатам проверки в адрес образовательного учреждения вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 16). Предписание получено юридическим лицом и не оспорено.
Факт наличия выявленных нарушений не оспаривается сторонами по делу, подтверждается представленными актами проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 13-15, 31-42), которые подписаны руководителем образовательного учреждения без замечаний.
Судом также установлено, что до настоящего времени нарушения п. 4.28 и п. 6.8 СанПин 2.4.2.-2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» не устранены, образовательным учреждением до настоящего времени не обеспечивается режим проветривания учебных помещений, не произведен ремонт кровли потолка спортивного зала, который по приказу директора школы № п.2 от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 50) закрыт для проведения занятий физической культурой.
Таким образом, на основании совокупности собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что требования Роспотребнадзора подлежат удовлетворению, на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18 следует возложить обязанность по исполнению предписания Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ с целью устранения нарушений п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» путем ремонта или замены оконных блоков в семи учебных помещениях образовательного учреждения, поскольку выявленное нарушение санитарного законодательства свидетельствует о том, что образовательное учреждение не соблюдает режим проветривания учебных помещений ;
п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 устранить течь потолка спортивного зала учебного заведения путем ремонта кровли зала.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 6.1., п.п.4 пункта 6.6, пункта 7.1 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18, утвержденного постановлением администрации Кизеловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ года, с принятыми изменениями учредителем школы является Кизеловский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Кизеловского муниципального района. Собственником имущества является Кизеловский муниципальный район. Функции и полномочия собственника школы осуществляет администрация Кизеловского муниципального района. Координацию деятельности школы осуществляет Управление образования Кизеловского муниципального района. При осуществлении права оперативного управления имуществом, школа обязана осуществлять капитальный ремонт имущества в пределах целевых средств, выделенных учредителем согласно утвержденной в установленном порядке смете расходов, если иное не предусмотрено договором между школой и учредителем, при этом не подлежат возмещению любые произведенные улучшения имущества. Финансовое обеспечение основной уставной деятельности школы осуществляется учредителем на основе локальных нормативных актов, нормативов Пермского края и местных нормативов, которые определяются в расчете на одного обучающегося общеобразовательного учреждения Кизеловского муниципального района. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за школой учредителем и приобретенных школой за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, расходов на оплату налогов, в качестве объекта налогооблажения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно ст. 10 Устава муниципального образования Кизеловский муниципальный район, утвержденного решением Думы города Кизела № 89 от 21.062005 года ( л.д.63-69) к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона « О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено, что причиной неисполнения требований предписания Роспотребнадзора, не исполнение выявленных нарушений п. 4.28 и п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя-администрации Кизеловского муниципального района, что подтверждается представленными суду отношениями руководителя образовательного учреждения, составленными сметами расходов на замену оконных блоков и ремонт кровли ( л.д. 19-26).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что ответственность за соблюдение санитарных норм и правил в процессе осуществления образовательным учреждением своей деятельности в равной степени возлагается как на учреждение, так и на учредителя, являющегося собственником имущества образовательного учреждения, а также распорядителем бюджетных средств в сфере оказания образовательных услуг.
Суд считает, что обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций, а потому требований Роспотребнадзора обеспечить исполнение предписания денежными средствами подлежат удовлетворению.
Доводы представителя администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н. в части того, что выделение денежных средств на исполнение предписания является нецелесообразным, поскольку сумма представляется значительной, суд считает несостоятельными, так как на момент рассмотрения настоящего дела администрацией района не решен вопрос и не принято обоснованное решение, соответствующее требованиям действующего законодательства, о дальнейшей судьбе данного учебного заведения.
Суд считает, что неисполнение предписания Роспотребнадзора будет нарушать конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, право обучающихся в данном образовательном учреждении и работающего персонала на охрану здоровья, право на качественное предоставление образовательных услуг.
Роспотребнадзор просит установить срок для исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года. Предложенный истцом срок суд считает достаточным для исполнения данного решения, с предложенным сроком суд считает возможным согласиться.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Восточного территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18 исполнить предписание Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ в части устранения нарушения пункта 6.8 и пункта 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно : обеспечить режим проветривания, путем ремонта или замены оконных блоков в семи учебных классах; и устранить течь потолка спортивного зала путем ремонта кровли и обеспечения бездефектной отделки потолка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18, расположенной по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать администрацию Кизеловского муниципального района предоставить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа № 18 финансовые средства в объеме, необходимом для исполнения предписания Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений пункта 4.28 и пункта 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» для ремонта или замены оконных блоков в семи учебных классах и ремонта кровли потолка спортивного зала с бездефектной отделкой потолка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 18 г. Кизела Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: Н. Н. Рылова
Мотивированное решение изготовлено судом 26 января 2015 года в 15.00 час.