Решение по делу № 2а-113/2018 от 30.10.2017

Дело 2а-113/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2018 года

Индустриальный районный суд г. Перми

в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.,

при секретаре Пономаревой Г.В.,

с участием административного ответчика Спешиловой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 30 января 2018 года

административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми к Спешиловой В. И. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по страховым взносам,

установил:

ИФНС по Индустриальному району г. Перми обратилась в Индустриальный районный суд г. Перми с требованием о взыскании со Спешиловой В.И. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 130 275,60 руб., пени по страховым взносам в сумме 12 426,12 руб. Всего задолженность в размере 142 701,72 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Пунктом 2 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016г. № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности. Должник представил расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанные в расчетах суммы страховых взносов, в установленные сроки не уплачены. Обязанность по уплате пени должником также не исполнена.

В связи с неисполнением обязанности по уплате пени по страховым взносов, в адрес должника направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, которым предложено уплатить страховые взносы и пени в общей сумме 142 701,72 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено.

Представитель административного истца в суд не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что не осуществляет предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, налоговую декларацию представила ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит списать сумму задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ официально работает в <данные изъяты>. Полагает, что прекратила предпринимательскую деятельность в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела по заявлению ИФНС по Индустриальному району г. Перми к Спешиловой В.И. о взыскании недоимки и пени по налогу, приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой

В соответствии с ч. 1 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 11).

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик признается плательщиком страховых взносов, являясь страхователем в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, у административного ответчика существует обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик страховых взносов обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством об уплате страховых взносов.В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку исполнения обязанности по уплате налога предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов и пени административным ответчиком не исполнялась, учитывая положения ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, ей было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафов от ДД.ММ.ГГГГ в размере 142 701,72 руб., со сроком добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

До настоящего времени задолженность Спешиловой В.И. не погашена и, с учетом перерасчета на день рассмотрения дела, составляет 75 182,84 руб. – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

В подтверждение возражений относительно заявленных требований административным ответчиком в материалы дела представлена копия трудовой книжки, уведомление ИФНС по Индустриальному району г. Перми о снятии физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Спешилова В.И. на основании сведений о прекращении осуществления предпринимательской деятельности, содержащихся в заявлении о снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

Согласно сведениям ИФНС по Индустриальному району г. Перми о доходах налогоплательщика за ДД.ММ.ГГГГ плательщиком Спешиловой В.И. получен суммарный доход за год в размере 0 руб., при этом единая упрощенная декларация поквартально представлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).

Из положений ранее указанных правовых норм следует, что наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.04.2005 N 165-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других.

Вместе с тем Спешилова В.И. в регистрирующий орган (Межрайонная ИФНС по Пермскому краю) с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности не обращалась, полагая, что снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности достаточно для прекращения обязательств по уплате страховых взносов.

Без снятия с себя в установленном законом порядке статуса индивидуального предпринимателя Спешилова В.И. не может быть освобождена от уплаты соответствующих страховых взносов. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Обязанность прекращения в установленном законом порядке статуса индивидуального предпринимателя лежит на гражданине.

Незнание о необходимости оформления документов по прекращению статуса индивидуального предпринимателя не являются основанием для освобождения от ответственности за нарушение плательщиком законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Доказательств наличия обстоятельств исключительного характера, которые бы объективно препятствовали своевременному обращению Спешиловой В.И. в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, суду не представлено.

В соответствии с ч 1, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Истец в установленный ч. 2 ст. 48 НК Российской Федерации срок обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (срок исполнения самого раннего требования – ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи заявления о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ). Определением мирового судьи судебного участка Индустриального судебного района г. Перми, и.о. мирового судьи судебного участка Индустриального судебного района г. Перми, от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника Спешиловой В.И. в пользу ИФНС по Индустриальному району г. Перми недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии: налог (сбор) в размере 130 275,60 руб., пени в размере 12 426,12 руб., госпошлины в доход местного бюджета в размере 2 027,02 руб. (л.д. 7). Исковое заявление поступило в адрес Индустриального районного суда г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах процессуальных сроков, установленных ст. 48 НК Российской Федерации.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не доверять представленным административным истцом расчету, не оспоренному административным ответчиком, у суда оснований не имеется, ответчиком иного расчета не представлено.

С учетом изложенного, отсутствия доказательств исполнения обязательств административным ответчиком в части уплаты в добровольном порядке недоимки по страховым взносам, пени являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, с административного ответчика в пользу ИФНС по Индустриальному району г. Перми следует взыскать недоимку по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 75 182,84 руб.

В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию 2 455,49 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179 – 180, 293 – 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Взыскать со Спешиловой В. И. (<данные изъяты>) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми задолженность по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 75 182,84 руб. (<данные изъяты>);

В удовлетворении остальной части требований административному истцу Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми о взыскании со Спешиловой В. И. недоимки по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени по страховым взносам в сумме 12 426,12 руб. отказать.

Взыскать со Спешиловой В. И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 455,49 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (05.02.2018 года).

Председательствующий Н. Г. Судакова

2а-113/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ИФНС по Индустриальному району г.Перми
Ответчики
Спешилова В.И.
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
30.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
31.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2017[Адм.] Судебное заседание
18.12.2017[Адм.] Судебное заседание
30.01.2018[Адм.] Судебное заседание
05.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2018[Адм.] Дело оформлено
14.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее