Судья Кукушкина Н. А. |
Дело № 33-21355/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
21 декабря 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю. П.,
судей Ильиной О. В., Ильясовой Е.Р.
при секретаре Верещагиной Э. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Махнутиной В. А., Махнутина С. В., Спиридонова И. Г., Спиридоновой И. В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Е., к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным Протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Первоуральск от 11 июля 2016 года в части снятия семьи Махнутиной В. А. с учета малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилого фонда, возложении обязанности восстановить на учете очередности малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилого фонда, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,
по апелляционной жалобе истца Махнутиной В. А. на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 07 сентября 2017 года,
Заслушав доклад судьи Ильясовой Е.Р., пояснения истца Спиридоновой И. В. представителей истца Махнутиной В. А. – Пашаева В. В. и Новикова О. А., судебная коллегия
установила:
решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 07 сентября 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований Махнутиной В. А., Махнутина С.В., Спиридонова И. Г., Спиридоновой И. В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Е., В., к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным Протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Первоуральск от 11 июля 2016 года в части снятия семьи Махнутиной В.А. с учета малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилого фонда, возложении обязанности восстановить на учете очередности малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилого фонда, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение.
С постановленным по делу решением не согласилась истец Махнутина В. А. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, в частности суд, указывая, что истцами не были представлены все необходимые документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, не принял во внимание, что согласно положениям раздела № 3 Приложения № 1 к Постановлению Главы городского округа Первоуральск от 04 августа 2006 года № 1521 именно жилищный отдел Администрации обязан самостоятельно запрашивать необходимые документы и информацию в целях проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и членов его семьи с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилом помещении. Граждане представляют необходимые сведения, в частности справки формы 2-НДФЛ, только на стадии признания их нуждающимися и при принятии решения о постановке на учет в качестве таковых. Основания для снятия с учета в качестве нуждающихся установлены в ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения которой не предусматривают такого основания для снятия с учета, как непредоставление справок 2-НДФЛ. Более того, Махнутин С. В. в 2014 году не работал и не имел доходов, о чем сообщалось ответчику, ввиду чего не мог предоставить справку о доходах за данный период.
В суде апелляционной инстанции представители истца Махнутиной В. А. - Пашаев В.В. и Новиков О. А. на доводах и требованиях апелляционной жалобы настаивали, истец Спиридонова И. В. апелляционную жалобу поддержала.
Иные лица, участвующие в деле (истцы Махнутина В. А., Спиридонов И. Г., представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск) в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены заранее, надлежащим образом (извещение № 33-21355/2017 от 21 ноября 2017 года), кроме того, информация о деле была размещена на официальном сайте Свердловского областного суда.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные лица извещены о судебном заседании, об отложении слушания дела либо об отложении судебного заседания не ходатайствовали, а участие в судебном заседании является правом участника процесса, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
По информации, представленной представителем истца Махнутиной В. А. – Пашаевым В. В., истец Махнутин С. В. скончался <...>. Учитывая, что спорные правоотношения не допускают правопреемство, судебная коллегия также сочла возможным продолжить рассмотрение дела.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30 октября 2007 года Махнутина В.А. и члены ее семьи - Махнутин С. В., М. (в настоящее время Спиридонова) И.В. были признаны малоимущими и поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В дальнейшем в состав семьи Махнутиной В. А. были включены несовершеннолетние дети Е., В. (то есть, 5 человек).
На заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Первоуральск от 29 апреля 2016 года разрешался в том числе вопрос о возможности распределения свободного жилого помещения среди граждан, состоящих в списке нуждающихся в жилых посещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Было принято решение об отложении вопроса о распределении свободного жилья муниципального жилищного фонда до выяснения наличия оснований состоять Махнутиной В. А. на жилищном учете с фактическим составом семьи 6 человек, и наличия согласия на получение жилья меньшей площадью, чем полагается по нормам предоставления. Кроме того, уведомить Махнутину В. А. о необходимости внести изменения в состав семьи, состоящей на учете, для чего подать соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих наличие оснований состоять на жилищном учете с составом семьи 6 человек.
Как усматривается из данного Протокола заседания комиссии по жилищным вопросам, комиссия пришла к выводу о том, что состав семьи Махнутиной В. А. фактически изменился, в него на основании п. 3 ст. 3 Закона Свердловской области от 22 июля 2005 года № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» подлежит включению супруг Спиридоновой И. В. – Спиридонов И. Г.
С указанным обстоятельством истцы согласились, данный Протокол, в том числе в части выводов о включении Спиридонова И. Г. в состав семьи Махнутиной В. А. для целей нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не обжаловали.
Ввиду того, что Махнутиной В. А. были представлены не все необходимые документы, 22 июня 2016 года Комиссией по жилищным вопросам при Администрации городского округа Первоуральск (протокол № 22) было принято решение повторно уведомить Махнутину В.А. о необходимости представления недостающих документов: справок 2НДФЛ на Махнутина С. В. за 2013, 214 годы, справок 2НДФЛ на Спиридонова И.Г. за 2014, 2015 годы, справок о наличии/отсутствии транспортных средств на Махнутина С. В., Махнутину В. А.
Соответствующее уведомление от 28 июня 2017 года о необходимости предоставления недостающих документов в десятидневный срок с даты получения данного уведомления было направлено Махнутиной В. А.
Ввиду того, что Махнутина В. А. не исполнила в полном объеме требования о предоставлении необходимых документов, решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Первоуральск, оформленным Протоколом № 23 от 11 июля 2016 года, семья Махнутиной В.А. была снята с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В названном Протоколе № 23 от 11 июля 2016 года указано, что 06 июля 2016 года Махнутиной В.А. представлены справки о наличии/отсутствии транспортных средств на Махнутина С. В., Махнутину В. А., свидетельство о расторжении брака Махнутина С. В., недостающие справки 2НДФЛ не представлены. Расчет имущественного положения семьи в полном составе 6 человек не может быть произведен, так как не представлены справки о налогооблагаемых доходах на всех членов семьи за три предшествующих года.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Свердловской области от 22 июля 2005 года № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», Законом Свердловской области от 22 июля 2005 года 2005 года № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», утвержденными Постановлением Гавы городского округа Первоуральск от 04 августа 2006 года № 1521 Порядком проверки полноты и достоверности сведений, предоставляемых гражданами для признания их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и Порядком и сроками обновления списков граждан, состоящих на учете в Администрации городского округа Первоуральск в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и их обнародования, учитывая, что в нарушение положений действующего законодательства не были представлены справки о доходах Махнутина С. В. за 2013 и 2014 годы и Спиридонова И. Г. за 2014, 2015 годы, пришел к выводу о том, что истцами не был подтвержден статус малоимущей семьи, что является обязательным условием для предоставления соответствующей муниципальной услуги, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Законом Свердловской области от 22 июля 2005 года № 97-ФЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» предусмотрены необходимые документы, являющиеся основанием для принятия граждан на учет (статья 5), в частности указано, что должны быть представлены документы, необходимые в соответствии с законом Свердловской области для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода семьи, приходящегося на каждого ее члена, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи.
В силу ст. 13 Закона Свердловской области от 22 июля 2005 года № 97-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда проводят проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета (пункт 1).
В ходе проверок, указанных в пункте 1 и части первой пункта 2 настоящей статьи, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, производят расчет обеспеченности граждан, состоящих на учете, общей жилой площадью, а также расчеты, необходимые для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2).
В ходе проведения проверок наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и (или) совместно проживающих с ним членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с учета, органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, запрашивают у граждан и (или) по межведомственным запросам необходимые для проведения проверок документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет (пункт 4).
В городском округе Первоуральск принято Постановление Главы городского округа от 04 августа 2006 года № 1521 «О реализации Областных законов от 22 июля 2005 года N 96-ОЗ и от 22 июля 2005 года N 97-ОЗ». Данным актом утверждены в том числе: Порядок проверки полноты и достоверности сведений, предоставляемых гражданами для признания их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (приложение № 1); Порядок и сроки обновления списков граждан, состоящих на учете в Администрации городского округа Первоуральск в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и их обнародования (приложение № 4).
В соответствии с п. 6 приложения № 4 «Порядок и сроки обновления списков граждан, состоящих на учете в Администрации городского округа Первоуральск в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и их обнародования» если в составе сведений о нуждаемости в жилье или имущественном положении гражданина и членов его семьи произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае жилищный отдел Администрации городского округа осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина и членов его семьи к нуждающимся в жилом помещении с учетом новых представленных документов.
Таким образом, требованием муниципального акта прямо предусмотрено, что в случае изменения численного состава членов семьи лица, состоящего на жилищном учете (что имеет место быть в спорной ситуации), им вновь предоставляются все необходимые документы, являющиеся основанием для принятия на такой учет, поскольку расчет размера дохода производится с учетом каждого члена семьи, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы со ссылкой на положения раздела 3 Порядка проверки полноты и достоверности сведений, предоставляемых гражданами для признания их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (Приложения № 1 к Постановления Главы городского округа Первоуральск от 04 августа 2006 года № 1521) о том, что именно на ответчика возлагается обязанность по истребованию от уполномоченных органов информации с целью проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу специального требования закона в случае изменения численного состава членов семьи, обязанность по предоставлению необходимых документов возлагается именно на лицо, состоящее на таком учете.
Ввиду того, что сведения о доходах Махнутина С. В. и Спиридонова И. Г. за спорный период предоставлены не были, равно как и не были представлены доказательства, позволяющие с достоверностью установить, что указанные лица в данный период времени какого-либо дохода не получали (при том, что при рассмотрении иного гражданского дела Спиридонов И. Г. указывал, что в 2013-2015 годах работал не официально, что подтвердила в суде апелляционной инстанции истец Спиридонова И. В.), действия ответчика по снятию Махнитиной В. А. с членами ее семьи с учета нуждающихся в жилом помещении, закону не противоречат.
Истец, указывая в апелляционной жалобе на то, что в 2014 году Махнутин С. В. не работал и не получал дохода, ввиду чего не имел объективной возможности представить запрашиваемые ответчиком справки 2НДФЛ, не учитывает, что основанием для снятия с учета послужило отсутствие сведений о доходах не только Махнутина С. В., но и Спиридонова И. Г., который доход в 2014, 2015 годах получал.
То обстоятельство, что истец и члены ее семьи до настоящего времени не обеспечены жилым помещением, несмотря на то, что их жилое помещение было признано непригодным для проживания, не подлежащим ремонту или реконструкции, не освобождает их от обязанности по представлению всех необходимых документов, дающих основания состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены постановленного по делу решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия рассмотрела дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено. Оспариваемое решение, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Махнутиной В. А. – без удовлетворения.
Председательствующий: |
Ю.П. Москаленко |
Судьи: |
О. В. Ильина |
Е. Р. Ильясова |