Решение по делу № 2-2248/2023 от 07.02.2023

Дело № 2-2248/2023                    УИД 53RS0022-01-2023-000773-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2023 года                                    Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,

при секретаре Морозовой В.А.,

с участием истца заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области Морозова А.А., представителей ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть-53» Федеральной службы исполнения наказаний России – Чурсиновой Н.М., Стрелковой А.Ф., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России – Светловой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть-53» Федеральной службы исполнения наказаний России об обязании обеспечить медицинским оборудованием,

установил:

прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области (далее также Прокурор по надзору) обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть-53» Федеральной службы исполнения наказаний (далее также ФКУЗ МСЧ-53) об обязании в срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить медицинскую часть № 1 и медицинскую часть № 3 ФКУЗ МСЧ-53 по одной единице медицинского оборудования «Аквадистиллятор (медицинский)»; обеспечить филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-53 одной единицей медицинского оборудования «Аппаратом для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер)»; обеспечить медицинскую часть № 3 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России одной единицей медицинского оборудования «Лупой ручной»; организовать обеззараживание (обезвреживание), дезинфекцию в филиале «Больница» и медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 медицинских отходов класса «Б».

В обоснование требований указано, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области проведена проверка исполнения ФКУЗ МСЧ-53 уголовно-исполнительного и санитарного законодательства, оснащения медицинским оборудованием. В 2022 году в результате проведенных совместно со специалистами территориального отдела Росздравнадзора по Новгородской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» проверок ФКУЗ МСЧ-53 установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и ненадлежащее оснащение медицинских частей необходимым медицинским оборудованием. ФКУЗ МСЧ-53 является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных. Учреждение имеет статус медицинской некоммерческой организации. Одними из целей деятельности учреждения является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, а также их лекарственное обеспечение; медицинское обеспечение деятельности учреждения и его филиалов. В состав ФКУЗ МСЧ-53 в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят: филиал «Больница» (ранее медицинская часть № 2) ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области; филиал «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области; филиал «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области; филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области. Согласно Устава ФКУЗ МСЧ-53 в установленном порядке наделяет филиалы имуществом. При проведении проверок специализированной прокуратурой в филиалах ФКУЗ МСЧ-53 выявлено отсутствие необходимого медицинского оборудования. Также, в ходе проверки выявлены нарушения санитарного законодательства. В связи с выявленными нарушениями 01 апреля 2022 года специализированной прокуратурой и 03 октября 2022 года прокуратурой Новгородской области в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-53 и УФСИН России по Новгородской области вносились представления об устранении вышеуказанных нарушений. Акты прокурорского реагирования удовлетворены, по результатам рассмотрения нарушения частично устранены. Для устранения оставшихся нарушений требуются денежные средства, которых у ФКУЗ МСЧ-53 не имеется. Учреждением направлена соответствующая заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств для производства необходимых работ. ФКУЗ МСЧ-53 сформулирована потребность в обозначенном медицинском имуществе в заявке, отправленной 17 июня 2022 года в Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России о выделении лимитов бюджетных обязательств для дальнейшей закупки необходимого медицинского оборудования. Вместе с тем, факт отсутствия у ФКУЗ МСЧ-53 денежных средств не является безусловной и уважительной причиной, при которых возможно не исполнять возложенные обязанности по соблюдения требований законодательства. Согласно информации ФКУЗ МСЧ-53 от 18 января 2023 года выявленные ранее нарушения по укомплектации филиалов медицинским оборудованием и обеззараживанию медицинских отходов не устранены, закупка необходимого оборудования запланирована на текущий год.

Определением судьи от 10 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России.

В дальнейшем представитель истца исковые требования уточнил и просил обязать в срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить медицинскую часть № 1 и медицинскую часть № 3 ФКУЗ МСЧ-53 по одной единице медицинского оборудования «Аквадистиллятор (медицинский)»; обеспечить филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-53 одной единицей медицинского оборудования «Аппаратом для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер)»; обеспечить медицинскую часть № 3 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России одной единицей медицинского оборудования «Лупой ручной»; организовать обеззараживание (обезвреживание), дезинфекцию в филиале «Больница» и медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 медицинских отходов класса «Б» и «В».

В судебном заседании от заместителя Прокурора по надзору Морозова А.А. поступило заявление об отказе от исковых требований в части обязании организации обеззараживания (обезвреживания), дезинфекции в филиале «Больница» и медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 медицинских отходов класса «Б». Определением суда от 11 мая 2023 года отказ от иска принят судом и производство по делу в указанной части прекращено.

Представитель истца заместитель Прокурора по надзору Морозов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ФКУЗ МСЧ-53 Чурсинова Н.М., Стрелкова А.Ф в судебном заседании исковые требования не признали по мотивам и основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России Светлова Ю.С. в судебном заседании считала исковые требования прокурора необоснованными по основаниям, приведенным в письменных отзывах на иск, приобщенных к материалам дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено также в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер медицинского, в том числе профилактического характера, осуществляемых органами государственной власти, организациями, их должностными лицами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья относится доступность и качество медицинской помощи.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 26 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1). Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3).

Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка)

В соответствии с пунктом 154 Правил внутреннего распорядка медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией уголовно-исполнительной системы в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (далее – Порядок).

Указанный порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ.

Как установлено в судебном заседании из письменных материалов дела, приказом ФСИН России от 20 ноября 2020 года № 828 утверждён Устав ФКУЗ МСЧ-53.

Согласно пункту 1.1 Устава ФКУЗ МСЧ-53 является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим, в том числе, медико-санитарное обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В силу пункта 2.1 Устава предметом деятельности ФКУЗ МСЧ-53 является, в частности, медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, их лекарственное обеспечение; специальные функции, связанные с медико-санитарным обеспечением, обусловленные соблюдением норм международного законодательства и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на охрану здоровья (включая медицинское освидетельствование и медицинские осмотры), медицинское обеспечение деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по месту дислокации учреждения и его филиалов, иные цели, возложенные на Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Устава к основным видам деятельности ФКУЗ МСЧ-53 отнесена деятельность больничных организаций. Иными видами длительности ФКУЗ МСЧ-53 в силу пункта 2.3 Устава является, в том числе, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 2.5.1 Устава ФКУЗ МСЧ-53 организует медицинскую деятельность в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.

В состав ФКУЗ МСЧ-53 в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят: филиал «Больница» (ранее медицинская часть № 2) ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области; филиал «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области; филиал «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области; филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-53, расположен и осуществляет медицинское обслуживание в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области (Пункт 6.6. Устава)

Уставом определено, что ФКУЗ МСЧ-53 в установленном порядке наделяет филиалы имуществом.

04 марта 2022 года заместителем Прокурора по надзору совместно с врачом-эпидемиологом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» проведена проверка соблюдения санитарного законодательства в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, в ходе которой установлено, что на момент проверки в учреждении содержится 17 человек больных туберкулезом, 3-й группы диспансерного учета (далее – ГДУ), 32 человека туб.контактных 4ГДУ.

В филиале «Больница» (ранее медицинская часть № 2) ФКУЗ МСЧ-53 отходы класса В не надлежащим образом собираются, обезвреживаются, размещаются, хранятся и утилизируются (передаются на утилизацию), в том числе не организовано обеззараживание медицинских отходов с использованием аппаратных методов, отходы вывозятся 1 раз в месяц на утилизацию, тогда как медицинские отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию физическим методом (в филиале медицинской части используется только химический метод обеззараживания), и хранятся в необеззараженном виде более 24 часов, что противоречит нормам СанПиН.

Учитывая, что в ФКУ ИК-7 на момент обследования 42% заключенных источники кровоконтактных инфекций, необходимо незамедлительное приобретение аппарата для стерилизации медицинских отходов.

01 апреля 2022 года Прокурором по надзору в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-53 вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в связи с выявленными нарушениями.

02 июня 2022 года заместителем Прокурора по надзору совместно с врачом-эпидемиологом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» проведена проверка соблюдения санитарного законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области, в ходе которой установлено, что на момент проверки в учреждении содержится 11 человек с ВИЧ-инфекцией, 17 носителей антиHCV, больных туберкулезом 4 ГДУ 10 человек.

В поликлинике филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-53 отходы класса «Б» и «В» после дезинфекции вручную переносятся в комнату для хранения медицинских отходов. Аппаратного (физического) метода обеззараживания медицинских отходов нет. Медицинские отходы класса «В» подлежат обязательному обеззараживанию физическим методом (В медицинской части используется только химический метод обеззараживания).

Из справки по результатам совместной проверки прокуратуры по надзору и Территориального органа Росздвавнадзора от 02 июня 2022 года (л.д. 50-51) следует, что поликлинике филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-53, расположенной в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области отсутствует 1 единица медицинского оборудования «Аквадистиллятор (медицинский)».

Из справки по результатам совместной проверки прокуратуры по надзору и Территориального органа Росздвавнадзора следует, что поликлинике филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-53, расположенной в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области, отсутствует 1 единица медицинского оборудования «Аквадистиллятор (медицинский)», 1 единица медицинского оборудования «Лупа ручная». Кроме того установлено, что в поликлинике отсутствует аппаратный (физический) метод обеззараживания медицинских отходов класса «В».

23 сентября 2022 года заместителем Прокурора по надзору совместно с врачом-эпидемиологом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» проведена проверка соблюдения санитарного законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области, в ходе которой установлено, что на момент проверки в учреждении содержится 11 человек с ВИЧ-инфекцией, 17 носителей антиHCV, больных туберкулезом 4 ГДУ 10 человек.

В поликлинике филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-53 отходы класса «Б» и «В» после дезинфекции вручную переносятся в комнату для хранения медицинских отходов. Аппаратного (физического) метода обеззараживания медицинских отходов нет. Медицинские отходы класса «В» подлежат обязательному обеззараживанию физическим методом (В медицинской части используется только химический метод обеззараживания).

Из справки по результатам совместной проверки прокуратуры по надзору и Территориального органа Росздвавнадзора от 23 июня 2022 года (л.д. 52-53) следует, что в поликлинике филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-53 отсутствует аппарат для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер).

30 октября 2022 года и.о. прокурора Новгородской области в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-53 вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в связи с выявленными нарушениями.

Указанные выше нарушения до настоящего времени не устранены.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

В приложении N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 923н, приведен стандарт оснащения терапевтического кабинета. Настоящим стандартом определены виды обязательного медицинского оборудования такого кабинета, в том числе, лупа ручная.

Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденным приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 786н (Порядок), установлен стандарт оснащения кабинета терапевтической стоматологии (Приложение N 3 к Порядку), которым установлено обязательное оборудование стоматологического кабинета, в том числе указано, что такой кабинет должен содержать Аквадистиллятор (медицинский), Аппарат для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер).

В нарушение вышеприведенных Порядков в медицинской части № 1 и медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 отсутствует Аквадистиллятор (медицинский), в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-53 - Аппарат для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер); а в медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России - Лупа ручная.

В связи с указанными нормами закона требования прокурора в названной части подлежат удовлетворению в полном объёме.

Разрешая требований истца об обязании организовать обеззараживание (обезвреживание), дезинфекцию в филиале «Больница» и медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 медицинских отходов класса «В» суд исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 157 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача N 3 от 28 января 2021 года (далее - СанПиН 2.1.3684-21) установлено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3 - 4 группы патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс В), в том числе: отходы микробиологических, клинико-диагностических лабораторий; отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности; отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, от производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию.

Согласно п. 163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы: сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность; перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы; обеззараживание (обезвреживание) отходов; транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.

Согласно пункту 164 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.

В соответствии с пунктом 165 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной схемой.

Согласно пункту 166 СанПин 2.1.3684-21 к работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.

Пунктом 182 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что работа по обращению с медицинскими отходами класса В организуется в соответствии с требованиями к работе с возбудителями 1 - 2 групп патогенности, установленными в санитарно-эпидемиологических требованиях по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с пунктом 183 СанПиН 2.1.3684-21, медицинские отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами. Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний. Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и при разработке Схемы. Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса В за пределы территории медицинский организации не допускается. Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса В, а также относящихся к классу Б, загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, лиц, больных туберкулезом, в том числе из лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза, за пределы территории медицинский организации не допускается.

Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.

Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса В за пределы территории медицинский организации не допускается.

Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса В, а также относящихся к классу Б, загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, лиц, больных туберкулезом, в том числе из лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза, за пределы территории медицинский организации не допускается.

Медицинские отходы класса В в закрытых одноразовых емкостях должны быть помещены в специальные контейнеры и храниться в помещении для хранения медицинских отходов не более 24-х часов (без использования холодильного оборудования). При использовании холодильного оборудования срок хранения - не более 7 суток (пункт 188 СанПиН 2.1.3684-21).

Из пункта 200 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

а) обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;

б) медицинские отходы класса В обеззараживаются только децентрализованным способом, хранение и транспортирование необеззараженных медицинских отходов класса В не допускается;

в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;

г) химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;

д) жидкие медицинские отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота) больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации, при условии ее оснащения системой обеззараживания сточных вод. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.

Жидкие медицинские отходы класса В (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота от больных, инфицированных микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности) не допускается сливать в систему централизованной канализации без предварительного обеззараживания химическим или физическим методами;

е) при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют дезинфекционные средства и оборудование, разрешенные к использованию в системе обращения с медицинскими отходами в соответствии с инструкциями по их применению;

ж) термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);

з) при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установки обезвреживания медицинских отходов размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями Санитарных правил;

и) применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;

к) размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения;

л) персонал медицинской организации осуществляет обеззараживание и уничтожение вакцин.

К условиям хранения медицинских отходов предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

а) сбор медицинских отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены. При использовании одноразовых контейнеров для колющего и режущего инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток с начала момента накопления отходов;

б) хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б и В осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов;

в) одноразовые пакеты, используемые для сбора медицинских отходов классов Б и В должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов;

г) накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов Б и В осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается (пункт 201 СанПиН 2.1.3684-21).

Пунктами 202, 203 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что процессы перемещения отходов от мест их образования к местам их временного хранения, обезвреживания и (или) обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы. Транспортирование отходов с территории медицинских организаций, производится специализированным транспортом к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов, использование указанных транспортных средств для других целей не допускается.

Указанные выше обстоятельства дела свидетельствуют о частичном несоблюдении ответчиком вышеприведенных санитарно-эпидемиологических требований на территории учреждений - филиала «Больница» и медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 о дезинфекции и обеззараживанию медицинских отходов класса В.

Так, достоверно установлено, что на территории подведомственных ответчику учреждение образуются и могут образовываться медицинские отходы класса В, в связи с содержанием в исправительных учреждениях больных ВИЧ-инфекцией, носителей антиHCV, больных туберкулезом 4 ГДУ.

ФКУЗ МСЧ-53 утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, проведен предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами, заключены государственные контракты на вывоз медицинских отходов.

Вместе с тем, аппараты для стерилизации медицинских отходов в ФКУЗ МСЧ-53 отсутствуют, используется только химический метод обеззараживания, тогда как нормами СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрен только физический (аппаратный) метод обеззараживания.

Имеющийся в ФКУЗ МСЧ-53 стерилизатор не является аппаратом для стерилизации медицинских отходов, информация об указанном в технических документах на аппарат отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в ФКУЗ МСЧ-53 не в полном объеме организована система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов, а именно используемый способ и метод обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов класса В не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, в связи с чем исковые требования прокурора в данной части также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть-53» Федеральной службы исполнения наказаний России об обязании обеспечить по одной единице медицинского оборудования - удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть-53» Федеральной службы исполнения наказаний России обеспечить медицинскую часть № 1 и медицинскую часть № 3 ФКУЗ МСЧ-53 по одной единице медицинского оборудования «Аквадистиллятор (медицинский)»; обеспечить филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-53 одной единицей медицинского оборудования «Аппаратом для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер)»; обеспечить медицинскую часть № 3 ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России одной единицей медицинского оборудования «Лупа ручная»; организовать обеззараживание (обезвреживание), дезинфекцию в филиале «Больница» и медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-53 медицинских отходов класса «В» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление, в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий                             Т.Л. Пчелкина

Мотивированное решение составлено 12 мая 2023 года.

2-2248/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области
Ответчики
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть-53» Федеральной службы исполнения наказаний России
Другие
УФСИН России по Новгородской области
ФСИН России
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Пчелкина Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
07.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее